Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель работы заключаются в том, чтобы проанализировать дипломатически й протокол России, проследить историю его развития и рассмотреть его на современном этапе.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
ознакомиться с историей российского дипломатического протокола;
изучить дипломатический протокол Российской Федерации,а именно, виды дипломатических визитов и работа над ними;
рассмотреть организацию российской протокольной службы на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История развития российского дипломатического протокола 6
2. Дипломатический протокол Российской Федерации 13
2.1 Виды дипломатических визитов 14
2.2 Работа над программой официального визита 15
3. Организация российской протокольной службы на современном этапе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

гос.протокол и этикет.тема 29.docx

— 42.78 Кб (Скачать файл)

 К послам государей,  равных по положению с великим  князем, применялся принцип равенства  отношений. Любые нарушения церемониальных  правил иностранным двором в  отношении московского посла  рассматривались в Москве, как  попытка умалить достоинство  русского государя.

 С послом монарха,  допустившего такое обращение  с московским посланником, Кремль  расплачивался “той же монетой”.

 К середине XVII в. порядок,  в котором рассматривались иностранные  послы по степени значимости  их монархов для московского  двора, был примерно следующим: 

1. Германский император

2. Король Швеции

3. Король Польши

4. Король Англии

5. Король Дании

6. Генеральные штаты соединенных  Нидерландов

7. Король Франции

8. Король Испании

9. Король Португалии

10. Турецкий султан

11. Индийский хан

12. Персидский шах

13. Крымский хан

14. Калмыкский хан

15. Татарский хан и  др.

 В силу данных инструкций  русские послы с упорством  отстаивали свои права и честь,  как представители московского  государя, и были неумолимы в  деле соблюдения подобающего  этикета, добиваясь своего, иногда  после продолжительнейших пререканий  предпочитая совсем прервать  сношения, чем поступиться честью  царя.

 При Петре I еще какое-то  время продолжали действовать  посольские обычаи боярской Руси, хотя и подвергавшиеся уже  определенной ломке, заметной  и в одежде придворных, и в  поведении самого царя в отношении  зарубежных послов. Это выражалось, в частности, в более простой,  присущей только Петру, форме  общения с иностранцами, которые,  как представляется, были для  него более понятными, чем собственные  московские бояре, придворная  кремлевская челядь и стрельцы.

 

 Однако этот период  сочетания нового и старого  в посольской практике удивительным  образом совпал с жизнью молодого  царя в Москве. Со строительством  Петербурга и переездом туда  двора можно смело говорить  о кончине традиционного посольского  обычая периода боярской Руси.

 В то же время,  приведение в норму, создание  писаного свода правил, регламентирующего  новый церемониал приема иностранных  послов относится только к  1744 г. Эта работа была осуществлена  по велению императрицы Елизаветы. 

 С этого времени  можно, вероятно, и вести отсчет  современному дипломатическому протоколу России.

 После февральской  революции 1917 года и отречения  Николая II от престола прекратило  свое существование Министерство  Двора, являвшееся основным законодателем  норм посольского протокола и  придворного этикета (после изъятия  из МИД церемониальной части).

 Вопросы протокола  вновь перешли в ведение Министерства  иностранных дел, но самостоятельное  подразделение в его структуре  появилось только в начале 20-х  годов прошлого столетия. Единственной  же “протокольной” акцией Временного  правительства было издание списка  аккредитованных в то время  в Петрограде глав иностранных  дипломатических миссий.

 Продолжалась Первая  мировая война, грянула Октябрьская  революция, а за ней и война  гражданская. Рушилась сложившаяся  веками Российская империя, а  вместе с ней и вся сформировавшаяся  к тому времени и в значительной  степени кодифицированная протокольная  практика.

 История Протокольной  службы Министерства иностранных  дел в XX столетии ведет свое  начало с 1922 года, когда была  создана отдельная Протокольная  часть, которая вскоре была  преобразована в Протокольный  отдел НКИД СССР. До этого протокольными  делами занимался один из сотрудников  Секретариата нового внешнеполитического  ведомства. 

 К концу 1921 года  в Москве, куда в 1918 году перенесли  столицу, было аккредитовано 15 официальных дипломатических миссий, большая часть которых, правда, представляла новые государственные  образования, возникшие на территории  бывшей Российской империи. В  первом Положении о Народном  комиссариате по иностранным  делам указывалось, что “ведение  учетом дипломатического корпуса  иностранных представительств”  входит в обязанности Секретариата  НКИД. Курировал вопросы протокола  заместитель наркома М. М. Литвинов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Дипломатический  протокол Российской Федерации

Основные положения государственной  протокольной практики Российской Федерации  основаны на общепринятых нормах церемониала, этикета и международной вежливости. Она имеет собственные богатые  традиции и глубинные исторические корни. Вместе с тем, опираясь на традиции, российский протокол учитывает современные  тенденции международного общения, назревшие требования сегодняшнего дня, процессы глобализации и демократизации общественно-политических отношений.

 В сентябре 2004 г. Указом  Президента РФ утверждены новые  положения Государственной протокольной  практики Российской Федерации.  Соответственно разработанные ранее  нормативные акты, регулировавшие  протокольный  механизм, утратили  силу.

22 сентября 2004 г. Министерство  иностранных дел циркулярной  нотой Департамента государственного  протокола официально довело  до сведения аккредитованных  в Москве Посольств и Представительств  Международных организаций новый  текст “Основных протокольных  положений”.

 Таким образом, российский  дипломатический протокол официально  заформализован и получил новую  правовую основу, учитывающую как  назревшие в стране изменения,  так и современные тенденции  международного сотрудничества. В  действующую протокольную практику  внесены достаточно существенные  коррективы, затрагивающие, прежде  всего проведение визитов на  высшем и высоком уровне и  степень участия в них официальных  должностных лиц.

 Более четко обозначены  критерии, определяющие характер  и церемониальную сторону мероприятий,  связанных с приемом в нашей  стране высоких иностранных гостей. Вид визита в каждом отдельном  случае определяется по взаимной  договоренности сторон, исходя из  критерия политической целесообразности.

 Детально регламентируется  объем мероприятий, включаемых  в программу визита и их  церемониал. На основе принципа  взаимности и исходя из сложившейся  практики решаются вопросы обеспечения  безопасности, размещения, питания,  транспортного и других видов  обслуживания в ходе проведения  визитов.

  Новые основные положения  российской государственной протокольной  практики, введенные в действие  Указом Президента РФ, подразделяют  визиты на высшем и высоком  уровне по характеру приема  на следующие виды: государственные  визиты, официальные визиты, рабочие  (деловые) визиты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты.

2.1. Виды дипломатических  визитов

Высшей категорией визита в Российскую Федерацию является государственный визит, формат которого  предусмотрен только для глав иностранных  государств. Государственный визит  является высшим видом визитов в  Россию глав иностранных государств. С точки зрения протокольного  содержания мероприятий, предусматриваемых  протоколом Российской Федерации, церемониальных почестей и уровня участия официальных  лиц он является наиболее полным. Глава  иностранного государства может  посетить нашу страну с госвизитом только один раз за время непрерывного исполнения своих властных полномочий.

 Официальный визит   является высшим видом визита  в Россию глав правительств  и министров иностранных дел.  Для глав государств он второй  по статусу. 

 Под рабочим визитом  подразумевается прибытие государственных  деятелей (делегаций) на переговоры, консультации, подписание договоров,  соглашений и на другие подобные  мероприятия, а также для проведения  рабочей встречи с Президентом  Российской Федерации.

 Неофициальный (частный)  визит — приезд в Россию  государственных деятелей на  конференции и совещания по  общественной линии, для открытия  выставок, присутствия на экономических  форумах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны.

 Протокольная практика  предусматривает также визит  проездом. О виде и характере  предстоящего визита стороны  договариваются заранее по дипломатическим  каналам. Протокольные нормы,  регулирующие визиты высших государственных  должностных лиц лежат в основе  протокола деловых встреч и  контактов в рамках международно-экономического  сотрудничества.

2.2 Работа над  программой официального визита

После принятия принципиального  решения о приеме зарубежной делегации  и согласования сроков определяется содержание организационно-протокольных мероприятий и их объем в зависимости  от уровня, характера и формата  запланированного визита. После согласования всех вопросов начинается работа по подготовке программы пребывания делегации. Над  программой работают так называемые подготовительная и передовая группы вместе с посольством в стране пребывания.

 Направление подготовительных  и передовых групп в страну  предстоящего визита высокого  гостя — одна из норм международной  протокольной практики. В состав  таких групп входят представители  служб протокола, безопасности, связи,  информации и медицины. Подготовительная  группа вместе с представителями  принимающей стороны и собственного  посольства выполняет следующие  задачи: детальная проработка проекта  программы; осмотр объектов, посещение  которых предусмотрено программой;  проведение встреч по интересам  с представителями соответствующих  служб; обсуждение всего спектра  организационно-технических и хозяйственных  вопросов, включая размещение в  резиденции, гостиницах, предоставление  транспорта; определение финансовых  условий проведения визита.

 Большое внимание при  подготовке визитов уделяется  протоколу размещения гостя. Российская  протокольная практика предусматривает  возможность предоставления гостю резиденции в Кремле. Однако это может быть сделано только в том случае, если речь идет о главе государства, а визит носит государственный или официальный характер, а также главе правительства, прибывающего с официальным визитом по приглашению Президента Российской Федерации.

 После  окончательной   проработки  программы  визита  готовятся необходимые справочные  и пояснительные материалы, схемы  встречи проводов делегации, рассадки  участников переговоров и официальных  протокольных мероприятий (обеда  или завтрака), церемонии возложения  венка, а также планы размещения  гостей с адресами, телефонами  и номерами закрепленных автомашин.

 Программа визитов  глав государств и глав правительств  включает в себя следующие  основные элементы:

    • официальная церемония встречи (проводов) в  аэропорту,
    • размещение,
    • переговоры, беседы,
    • подписание документов возложение венка,
    • протокольное мероприятие (обед или завтрак),
    • возможная поездка по стране.

 В программе может  быть также предусмотрен ряд  других мероприятий и встреч, включая представителей СМИ. Насыщенность  мероприятий, предусмотренных программой, их объем, церемониал и уровень  участия официальных лиц определяется  исходя из основных положений  международной протокольной практики, причем в строгом соответствии  с видом того или иного визита.

 Новый текст основных  положений российской протокольной  практики детально расписывает  все мероприятия по приему  глав иностранных государств  в Российской Федерации с момента  прибытия высокого гостя. Достаточно  четко определяется уровень официальных  встречающих лиц и церемониальная  сторона визита.

 Как при государственном,  так и при официальном визите  глав государств в аэропорту  во время встречи гостя предусматривается  воинская церемония: выстраивается  почетный караул трех видов  Вооруженных Сил Российской Федерации.  Вывешиваются государственные флаги,  исполняются государственные гимны  страны гостя и России. При  официальных визитах глав правительств  также проводится воинская церемония,  но во встрече гостя участвует  почетный караул только одного  вида Вооруженных Сил. При рабочих   и  других видах визитов  проведение  воинских  церемоний   не предусматривается.

Информация о работе Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции