Протокольная практика
определяет и церемониал других
мероприятий в ходе визитов
(церемония встречи в Кремле, возложение
венка, подписание итоговых документов,
встречи с представителями средств
массовой информации, порядок
сопровождения гостя и др.).
Протокольные правила,
закрепленные в новом тексте
Основных положений государственной
российской протокольной практики
составляют основу работы протокольных
подразделении как главы государства,
главы правительства, Министерства
иностранных дел, так и министерств
и ведомств, осуществляющих международно-экономические
связи, а также крупных финансово-экономических
корпораций. Они определяют проведение
ключевых мероприятий, связанных
с приемом всех иностранных
делегаций, требуют единообразного
подхода к основным положениям
международного протокола.
Наиболее важное место
в ходе любого визита занимает
его деловая часть. Партнером
по переговорам с главой иностранной
делегации в соответствии требованиями
протокола обычно является руководитель
соответствующего уровня. Исключения
здесь крайне редки и могут
быть вызваны лишь форс-мажорными
обстоятельствами. В ходе визита
помимо переговоров в составе
делегаций могут быть предусмотрены
беседы один на один. Важное
место занимает подписание совместных
документов. В программе визита
всегда указывается место проведения
переговоров, бесед и подписания
документов. Для этих целей используются
представительские кабинеты или специально
подготовленные помещения.
Официальные лица, участвующие
в переговорах и других мероприятиях
делового характера также определяются
программой визита. В зависимости
от характера и вида того
или иного визита протокол
достаточно четко определяет
уровень сопровождения гостя.
В рамках государственных
или официальных визитов глав
государств, а также официальных
визитов глав правительств и
министров иностранных дел зарубежных
стран российская протокольная
практика предусматривает церемонию
возложения венков.
Важным элементом программы
любого визита является официальное
протокольное мероприятие (обед
или завтрак), устраиваемые в честь
гостя принимающей стороной. В
ходе визитов глав государств
для этого используются парадные
залы Большого Кремлевского Дворца.
Протокольные мероприятия в честь
глав правительств устраиваются
в Доме приемов на Воробьевых
горах или в Доме Правительства,
а в честь министров иностранных
дел — в представительском
особняке МИД России. При проведении
протокольных мероприятий предусматривается
обмен речами или краткими
тостами.
На официальное протокольное
мероприятие приглашаются, как правило,
официальные лица, принимающие участие
в переговорах или беседах,
а также имеющие прямое отношение
к приему гостя. Если гость
прибыл с супругой, то основные
участники протокольного мероприятия
с российской стороны приглашаются
так же с супругами.
В соответствии с
протоколом Российской Федерации,
пребывание иностранной делегации
в Москве при государственном
визите не превышает, как правило,
трех-четырех дней, а при официальном
визите — двух-трех дней. В
случае пожелания гостя программой
визита может предусматриваться
поездка по стране, но без повторного
заезда в Москву (за исключением
возможной технической остановки).
Протокольной практикой
предусматривается вручение
гостю памятных подарков.
Практика международно-экономического
сотрудничества также предусматривает
обмен деловыми подарками. В
своем большинстве протокольные
и деловые подарки имеют по
преимуществу сувенирный характер.
При этом учитывается опыт
протокольной практики большинства
стран, где введены стоимостные
ограничения на вручаемые и
получаемые подарки. В соответствии
с общепринятыми протокольными
правилами, вопрос об обмене
подарками в ходе визитов
является предметом предварительной
договоренности сторон.
3 Организация
российской протокольной службе
на современном этапе
После распада Советского
Союза в одном из первых указов
Президента России в декабре 1991 г., касающегося
формирования российского внешнеполитического
ведомства, была поставлена задача создания
Службы государственного протокола, обеспечивающей
единую протокольную практику в Российской
Федерации.
В начале 1992 года протокольное
подразделение при Президенте,
созданное в 1990 году, было реорганизовано
в Службу протокола Администрации
Президента, которая в 1995 году
преобразована в Управление протокола
Президента Российской Федерации.
В ходе административной реформы
в 2004 г. в результате слияния
двух структурных подразделений
администрации создано протокольно-организационное
управление, куратором которого
является Руководитель протокола
Президента Российской Федерации.
В настоящее время
подразделения, занимающиеся вопросами
протокола имеются в аппарате
Правительства России, в ряде
центральных органов федеральной
власти, а также в субъектах
Российской Федерации.
В системе российской
дипломатической службы
вопросами протокола занимается
Департамент государственного протокола,
являющийся структурным подразделением
Министерства иностранных дел
Российской Федерации. Департамент
создан в целях обеспечения
средствами и нормами дипломатического
протокола внешнеполитических мероприятий
Российской Федерации, применения
единой протокольной практики
при приеме иностранных официальных
представителей в Российской
Федерации и осуществлении визитов
руководителей России в зарубежные
страны. Департамент в своей деятельности
руководствуется федеральным законодательством,
указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, другими
нормативными актами.
В задачи Департамента
входит:
- защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса;
- контроль за соблюдением Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и соответствующих положений российского законодательства;
- разработка предложений и осуществление мероприятий протокольной и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран;
- контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и Министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств;
- подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации, аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов;
- подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней политики страны среди аккредитованных в России дипломатических представительств.
По всем вопросам, касающимся
обеспечения единой протокольной
практики в Российской Федерации,
Департамент государственного протокола
работает в тесном и постоянном
контакте с протокольными службами
Президента Российской Федерации
и Правительства России. Департамент
взаимодействует со всеми министерствами,
ведомствами и субъектами Российской
Федерации по вопросам, входящим
в компетенцию Департамента, координирует
деятельность загранучреждений и подразделений
МИД по протокольным вопросам, ведет
досье государственных флагов, гимнов
и гербов иностранных государств.
Высококвалифицированный кадровый
состав Департамента позволяет ежегодно
обеспечить проведение сотен дипломатических
визитов на уровне глав государств,
правительств и министров иностранных
дел, различного рода приемов, обедов и
других протокольных мероприятий.
Протокольные подразделения
или организационные структуры,
занимающиеся вопросами протокола,
созданы в настоящее время
не только в министерствах
и ведомствах, занимающихся международно-экономическим
сотрудничеством, но также в
крупных российских компаниях,
выходящих на внешний рынок.
В современном мире
трудно устанавливать и поддерживать
тесные деловые отношения в
сфере экономики, бизнеса и
финансов, не соблюдая общепринятых
правил делового общения, в
основу которых положены нормы
дипломатического протокола.
Опыт сотрудничества
с представителями зарубежного
делового мира, от руководителей
крупнейших корпораций и банков
до владельцев средних предприятий
и фирм показывает, что подавляющее
большинство их весьма внимательно
и даже щепетильно относятся
к соблюдению протокольных норм
и формальностей, требуя того
же и от своих российских
партнеров. Успех деловых контактов
в международно-экономической области
отнюдь не в последней степени
зависит от того, насколько точно,
тонко и тактично соблюдаются
все принятые в международном
общении «правила игры».
Нарушение норм протокола
и деловой этики может не
только повредить успешному
международно-экономическому сотрудничеству,
но и нанести ущерб государственным
интересам.
В конечном счете,
протокол — это строгое соблюдение
определенных обязанностей, пусть
порой и чисто формального
свойства. В то же время —
это и учет национальных особенностей,
традиций и обычаев иностранного
партнера, как гласит известная пословица:
«В чужой монастырь со своим уставом не
ходят».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международные контакты Российской
Федерации за последнее десятилетие
получили дальнейшее развитие. Они
затрагивают весь спектр межгосударственных
отношений, в том числе сферу
экономического сотрудничества. Ежегодно
в России принимают более ста
иностранных делегаций на
уровне глав государств, правительств
и министров иностранных дел.
Интенсивно осуществляются зарубежные
визиты российского руководства. Важное
место в программе таких визитов
занимают встречи с представителями
деловых кругов.
По данным на 1 января
2012 года Российская Федерация имеет дипломатические
отношения со 186 государствами. В Москве
аккредитованы главы 154 дипломатических
представительств, находятся посольства
140 стран. В свою очередь Россия имеет дипломатические
представительства в 142 странах.
Для успешной реализации
внешней политики Российская
Федерация ведет работу в совершенствовании
дипломатического протокола, в
основу которого соблюдение общепринятых
правил представлений и знакомств,
организации визитов делегаций
иностранных деловых партнеров,
протокола деловых встреч и
переговоров, дипломатических и
сугубо деловых приемов, деловой
переписки, словом всего того,
что входит в понятие «культура
делового общения». В ее основе
— формирование таких правил
поведения, которые способствуют
установлению деловых контактов,
взаимопониманию в процессе общения,
поддержанию безупречной деловой
репутации.
Соблюдение правил
и норм дипломатического протокола
в различных формах международно-экономического
сотрудничества призвано создать
благоприятную атмосферу в ходе
любой деловой встречи, что
всегда благотворно сказывается
на ее результатах.
За всем этим —
опыт и анализ, ответственность
и организация, предвидение и
оперативность, а порой нервы
и здоровье. Уровень нагрузки
сотрудников протокольных служб иногда
запредельный. Размеренности и неторопливости
здесь никогда не бывает.
Основные положения
государственной протокольной практики
Российской Федерации позволяют
обеспечить единообразное применение
нормативно-правового законодательства
в ходе любых международных
контактов, в том числе в
сфере международно-экономического
сотрудничества.
Список использованной
литературы
- Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет / А. Ф. Борунков. – М. : Интерпракс, 2005. – 320 с.
- Лядов П. Ф. Протокольная служба министерства иностранных дел российской федерации // Дипломатический вестник. – 2008. – № 2.
- Лядов П.Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол // http://www.govvrn.ru/wps/wcm/
- Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Пер с нем. А.С.Ловягина. Смоленск: Русич, – 2008. – С. 26, 131.
- Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf
- Юзефович Л.А. Из истории посольского обычая конца XIV – начала XVII веков (Столовый церемониал Московского Двора). Исторические записки. Т. 98. М.: Наука, 2008. С. 335.