Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 00:04, реферат

Краткое описание

Цели и задачи исследования. Цель работы заключаются в том, чтобы проанализировать дипломатически й протокол России, проследить историю его развития и рассмотреть его на современном этапе.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
ознакомиться с историей российского дипломатического протокола;
изучить дипломатический протокол Российской Федерации,а именно, виды дипломатических визитов и работа над ними;
рассмотреть организацию российской протокольной службы на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. История развития российского дипломатического протокола 6
2. Дипломатический протокол Российской Федерации 13
2.1 Виды дипломатических визитов 14
2.2 Работа над программой официального визита 15
3. Организация российской протокольной службы на современном этапе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

гос.протокол и этикет.тема 29.docx

— 42.78 Кб (Скачать файл)

 Протокольная практика  определяет и церемониал других  мероприятий в ходе визитов  (церемония встречи в Кремле, возложение  венка, подписание итоговых документов, встречи с представителями средств  массовой информации, порядок   сопровождения гостя и др.).

 Протокольные правила,  закрепленные в новом тексте  Основных положений государственной  российской протокольной практики  составляют основу работы протокольных  подразделении как главы государства,  главы правительства, Министерства  иностранных дел, так и министерств  и ведомств, осуществляющих международно-экономические  связи, а также крупных финансово-экономических  корпораций. Они определяют проведение  ключевых мероприятий, связанных  с приемом всех иностранных  делегаций, требуют единообразного  подхода к основным положениям  международного   протокола. 

 Наиболее важное место  в ходе любого визита занимает  его деловая часть. Партнером  по переговорам с главой иностранной  делегации в соответствии требованиями  протокола обычно является руководитель  соответствующего уровня. Исключения  здесь крайне редки и могут  быть вызваны лишь форс-мажорными  обстоятельствами. В ходе визита  помимо переговоров в составе  делегаций могут быть предусмотрены  беседы один на один. Важное  место занимает подписание  совместных  документов. В программе визита  всегда указывается место проведения  переговоров, бесед и подписания документов. Для этих целей используются представительские кабинеты или специально подготовленные помещения.

 Официальные лица, участвующие  в переговорах и других мероприятиях  делового характера также определяются  программой визита. В зависимости  от характера и вида того  или иного визита протокол  достаточно четко определяет  уровень сопровождения гостя.

 В рамках государственных  или официальных визитов глав  государств, а также официальных  визитов глав правительств и  министров иностранных дел зарубежных  стран российская протокольная  практика предусматривает церемонию  возложения венков.

 Важным элементом программы  любого визита является официальное  протокольное мероприятие (обед  или завтрак), устраиваемые в честь  гостя принимающей стороной. В  ходе визитов глав государств  для этого используются парадные  залы Большого Кремлевского Дворца. Протокольные мероприятия в честь  глав правительств устраиваются  в Доме приемов на Воробьевых  горах или в Доме Правительства,  а в честь министров иностранных  дел — в представительском  особняке МИД России. При проведении  протокольных мероприятий предусматривается  обмен речами или краткими  тостами.

 На официальное протокольное  мероприятие приглашаются, как правило,  официальные лица, принимающие участие  в переговорах или беседах,  а также имеющие прямое отношение  к приему гостя. Если гость  прибыл с супругой, то основные  участники протокольного мероприятия  с российской стороны приглашаются  так же с супругами.

 В соответствии с  протоколом Российской Федерации,  пребывание иностранной делегации  в Москве при государственном  визите не превышает, как правило,  трех-четырех дней, а при официальном  визите — двух-трех дней. В  случае пожелания гостя программой  визита может предусматриваться  поездка по стране, но без повторного  заезда в Москву (за исключением  возможной технической остановки).

 Протокольной   практикой   предусматривается   вручение   гостю   памятных подарков.  Практика международно-экономического  сотрудничества также предусматривает  обмен деловыми подарками. В  своем большинстве протокольные  и деловые подарки имеют по  преимуществу сувенирный характер. При этом учитывается опыт  протокольной практики большинства  стран, где введены стоимостные  ограничения на вручаемые и  получаемые подарки. В соответствии  с общепринятыми протокольными  правилами, вопрос об обмене  подарками в ходе визитов   является   предметом  предварительной  договоренности сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Организация  российской протокольной службе  на современном этапе

После распада Советского Союза в одном из первых указов Президента России в декабре 1991 г., касающегося  формирования российского внешнеполитического  ведомства, была поставлена задача создания Службы государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации.

 В начале 1992 года протокольное  подразделение  при Президенте, созданное в 1990 году, было реорганизовано  в Службу протокола Администрации  Президента, которая в 1995 году  преобразована в Управление протокола  Президента Российской Федерации.  В ходе административной реформы  в 2004 г. в результате слияния  двух структурных подразделений  администрации создано протокольно-организационное  управление, куратором которого  является Руководитель протокола  Президента Российской Федерации.

 В настоящее время  подразделения, занимающиеся вопросами  протокола имеются в аппарате  Правительства России, в ряде  центральных органов федеральной  власти, а также в субъектах  Российской Федерации. 

 В системе российской  дипломатической   службы   вопросами протокола занимается  Департамент государственного протокола,  являющийся структурным подразделением  Министерства иностранных дел  Российской Федерации. Департамент  создан в целях обеспечения  средствами и нормами дипломатического  протокола внешнеполитических мероприятий  Российской Федерации, применения  единой протокольной практики  при приеме иностранных официальных  представителей в Российской  Федерации и осуществлении визитов  руководителей России в зарубежные  страны. Департамент в своей деятельности  руководствуется федеральным законодательством,  указами и распоряжениями Президента  Российской Федерации, постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, другими  нормативными актами.

 В задачи Департамента  входит:

  • защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса;
  • контроль за соблюдением Венской Конвенции о дипломатических сношениях  1961  года и соответствующих  положений  российского законодательства;
  • разработка предложений и осуществление мероприятий протокольной и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран;
  • контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и Министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств;
  • подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации,    аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов;
  • подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней   политики   страны   среди   аккредитованных   в   России дипломатических представительств.

 По всем вопросам, касающимся  обеспечения единой протокольной  практики в Российской Федерации,  Департамент государственного протокола  работает в тесном и постоянном  контакте с протокольными службами  Президента Российской Федерации  и Правительства России. Департамент  взаимодействует со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской  Федерации по вопросам, входящим  в компетенцию Департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД  по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.

Высококвалифицированный кадровый состав Департамента позволяет ежегодно обеспечить проведение сотен дипломатических  визитов на уровне глав государств, правительств и министров иностранных  дел, различного рода приемов, обедов и  других протокольных мероприятий.

 Протокольные  подразделения   или  организационные  структуры,  занимающиеся вопросами протокола,  созданы в настоящее время  не только в министерствах  и ведомствах, занимающихся международно-экономическим  сотрудничеством, но также в  крупных российских компаниях,  выходящих на внешний рынок.

 В современном мире  трудно устанавливать и поддерживать  тесные деловые отношения в  сфере экономики, бизнеса и  финансов, не соблюдая общепринятых  правил делового общения, в  основу которых положены нормы  дипломатического протокола.

 Опыт сотрудничества  с представителями зарубежного  делового мира, от руководителей  крупнейших корпораций и банков  до владельцев средних предприятий  и фирм показывает, что подавляющее  большинство их весьма внимательно  и даже щепетильно относятся  к соблюдению протокольных норм  и формальностей, требуя того  же и от своих российских  партнеров. Успех деловых контактов  в международно-экономической области  отнюдь не в последней степени  зависит от того, насколько точно,  тонко и тактично соблюдаются  все принятые в международном  общении «правила игры».

 Нарушение норм протокола  и деловой этики может не   только   повредить   успешному  международно-экономическому сотрудничеству, но и нанести ущерб государственным  интересам.

 В конечном счете,  протокол — это строгое соблюдение  определенных обязанностей, пусть  порой и чисто формального  свойства. В то же время —  это и учет национальных особенностей,  традиций и обычаев иностранного  партнера, как гласит известная пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международные контакты Российской Федерации за последнее десятилетие  получили дальнейшее развитие. Они  затрагивают весь спектр межгосударственных отношений, в том числе сферу  экономического сотрудничества. Ежегодно в России принимают более ста  иностранных делегаций на   уровне глав государств,  правительств и министров иностранных дел.  Интенсивно  осуществляются  зарубежные  визиты российского руководства. Важное место в программе таких визитов  занимают встречи с представителями  деловых кругов.

 По данным на 1 января 2012 года Российская Федерация имеет дипломатические отношения со 186 государствами. В Москве аккредитованы главы 154 дипломатических представительств, находятся посольства 140 стран. В свою очередь Россия имеет дипломатические представительства в 142 странах.

 Для успешной реализации  внешней политики Российская  Федерация ведет работу в совершенствовании  дипломатического протокола, в  основу которого соблюдение общепринятых  правил представлений и знакомств,  организации визитов делегаций  иностранных деловых партнеров,  протокола деловых встреч и  переговоров, дипломатических и  сугубо деловых приемов, деловой  переписки, словом всего того, что входит в понятие «культура  делового общения». В ее основе  —  формирование таких правил  поведения, которые способствуют  установлению деловых контактов,  взаимопониманию в процессе общения,  поддержанию безупречной деловой  репутации.

 Соблюдение правил  и норм дипломатического протокола  в различных формах международно-экономического  сотрудничества призвано создать  благоприятную атмосферу в ходе  любой деловой встречи, что  всегда благотворно сказывается  на ее результатах. 

 За всем этим —  опыт и анализ, ответственность  и организация, предвидение и  оперативность, а порой нервы  и здоровье. Уровень нагрузки  сотрудников протокольных служб иногда запредельный. Размеренности и неторопливости здесь никогда не бывает.

 Основные  положения  государственной протокольной практики  Российской Федерации позволяют  обеспечить единообразное применение  нормативно-правового законодательства  в ходе любых международных  контактов, в том числе в  сфере международно-экономического  сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет / А. Ф. Борунков. – М. : Интерпракс, 2005. – 320 с.
  2. Лядов П. Ф. Протокольная служба министерства иностранных дел российской федерации // Дипломатический вестник. – 2008. – № 2.
  3. Лядов П.Ф. Международное сотрудничество и дипломатический протокол // http://www.govvrn.ru/wps/wcm/
  4. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Пер с нем. А.С.Ловягина. Смоленск: Русич, – 2008. – С. 26, 131.
  5. Семенов И. Из истории российского дипломатического протокола // http://www.rau.su/observer/N11_2006/120_127.pdf
  6. Юзефович Л.А. Из истории посольского обычая конца XIV – начала XVII веков (Столовый церемониал Московского Двора). Исторические записки. Т. 98. М.: Наука, 2008. С. 335.

Информация о работе Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции