Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 19:31, реферат
Актуальность исследования. В настоящее время российский рынок медицинского страхования претерпевает значительные изменения. Поменялась модель финансирования обязательном медицинском страховании; каждому гражданину предоставлено право выбора лечебного учреждения и врача.
Объекта добровольного медицинского страхования обычно указывается риск возникновения затрат на медицинское обслуживание застрахованного.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Система медицинского страхования в РФ……………………………..4
2. Добровольное медицинское страхование……………………………...6
3. Рынок добровольного медицинского страхования на современном этапе………………………………………………………………………………11
Заключение ……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………….16
Вывод: добровольное медицинское страхование - форма организации страхования на случай потери здоровья, предоставляющая гражданам возможность полной или частичной компенсации расходов на медицинское обслуживание и потерю трудового дохода во время болезни, в дополнение к системе государственного здравоохранения или обязательного медицинского страхования.
Построение эффективного рынка добровольного медицинского страхования имеет положительные внешние эффекты для системы здравоохранения и общества в целом:
- рост социальной стабильности;
- снижение информационной асимметрии на рынке медицинских услуг;
- возможность снижения теневого
финансирования системы
- рост инвестиций в
Добровольное медицинское страхования востребовано, в основном, корпоративными клиентами. На них приходится около 93% взносов, собранных по программам добровольного медицинского страхования.
Это можно объяснить, с одной стороны, ростом социальной ответственности бизнеса, когда страхование сотрудников становится неотъемлемой частью компенсационного пакета, а с другой – желанием страховых компаний работать с корпоративными клиентами, так как при страховании коллективов риски равномерно распределяются среди всех сотрудников. Именно в сфере корпоративного страхования был предпринят один из немногих шагов по стимулированию рынка добровольного медицинского страхования – увеличение нормы отнесения премий по добровольном медицинском страхования на себестоимость с 3% до 6% от фонда оплаты труда. В наибольшей степени в 2010 г. эта мера была востребована компаниями малого и среднего бизнеса.
Низкий спрос со стороны частных клиентов обусловлен низкими доходами населения и высокой стоимостью полиса добровольного медицинского страхования. Объем рынка розничного добровольного медицинского страхования за 2010 г. составляет 6,8%. Рентабельность розничного добровольного медицинского страхования находится на низком уровне, что приводит к установлению более высоких цен для частных клиентов, чем для корпоративных. Так как спрос отдельных клиентов невелик, то и предложение страховщиков соответствующее.
Для физических лиц также существуют налоговые льготы – это налоговые вычеты на медицинское обслуживание и взносы по добровольному медицинскому страхованию в размере 120 тыс. руб. Однако об этом мало кто знает, существуют сложности с оформлением вычета, а получить его можно только после покупки полиса добровольного медицинского страхования.
За 2010 г. прирост взносов по добровольному медицинскому страхованию составил 14,2%. Это оживление произошло за счет роста урезанных во время кризиса бюджетов компаний на социальное обеспечение своих сотрудников, а также возвращения старых клиентов, временно отказавшихся от добровольного медицинского страхования в финансово нестабильный период. Кроме этого, росту премий способствовало повышение тарифов страховщиками в связи с ростом цен на услуги лечебно профилактическом учреждение. О притоке новых корпоративных клиентов говорить не приходится.
Концентрация рынка добровольного медицинского страхования с каждым годом увеличивается. Если по итогам 2009 г. на 20 крупнейших страховщиков в сегменте добровольного медицинского страхования приходилось 74% взносов, то по итогам 2010 г. этот показатель увеличился до 77,6%.
Количество страховщиков, занимающихся добровольным медицинским страхованием, сократилось на 36. В 2009 г. добровольным медицинским страхованием занималось 390 страховых компаний, по итогам 2010 г. – 354. Сокращение числа компаний связано не с отказом от страхования добровольного медицинского страхования универсальных страховщиков, а отзывом лицензий у небольших компаний, имеющих слабую репутацию и занимающихся «псевдострахованием». Рост концентрации происходил за счет перераспределения взносов в пользу более крупных и надежных компаний.
Так же как и во всей страховой отрасли, на рынке добровольного медицинского страхования можно выделить двух-трех лидеров, доля которых в совокупных взносах существенно выше по сравнению с остальными страховщиками. Крупнейшим игроком на данном рынке является Группа компаний ОАО «СОГАЗ». Со значительным отрывом от лидера следуют компании ОАО «РОСНО», ОАО «ЖАСО», ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «Ресо-Гарантия», ОАО «ЖАСО» [3].
Практика проведения добровольного медицинского страхования в России показывает, что существует ряд сложностей и проблем, которые препятствуют дальнейшему эффективному развитию добровольного медицинского страхования.
Увеличение отчислений с фонда оплата труда на обязательном медицинском страхование с 3,1% до 5,1% может привести к снижению взносов на добровольном медицинском страхование, так как компании должны отчислять больше средств на обязательном медицинском страхование, а в условиях ограниченности ресурсов компании будут оптимизировать затраты, экономя на добровольном медицинском страхование. Особенно ощутимо эта мера может повлиять на еще неустойчивый спрос со стороны малого и среднего бизнеса. Таким образом, добровольное медицинское страхование придется конкурировать с обязательном медицинском страхование.
Часто развитию добровольно медицинское страхование препятствуют и сами лечебные учреждения. Низкая конкуренция на рынке приводит к росту цен на медицинское обслуживание, при этом медучреждений, способных полноценно обслуживать такого рода программы, постоянно не хватает. Во многих, даже больших, городах существуют только несколько больниц или поликлиник, с которыми страховщики могли бы работать. Важной проблемой остается и распространенность «серой» медицины, препятствующей повышению культуры получения платных медицинских услуг. Наконец, ограничивает масштабы сотрудничества страховых компаний и лечебных учреждений и конфликт интересов, связанный со стремлением медиков завысить стоимость и количество оказанных услуг. Страховщики отмечают, что медицинские учреждения иногда повышают цены несколько раз в год, из-за чего страховые компании вынуждены брать на себя дополнительные расходы, так как договоры со страхователями заключаются без учета повышения цен. При этом, по свидетельству многих страховщиков, качество лечения не улучшается, а иногда даже, наоборот, наблюдается явный регресс. Более того, желающих застраховаться по ДМС стало так много, что ряд клиник отказывается работать со страховыми компаниями, предпочитая осуществлять расчеты с пациентами напрямую, считая, видимо, контроль со стороны страховщиков слишком обременительным.
Наиболее критичный среди факторов, тормозящих развитие рынка добровольного медицинского страхования, – фактор легитимности, иными словами, проблемы с налоговым законодательством в этой сфере.
Поэтому, одним из наиболее действенных механизмов стимулирования развития добровольно медицинское страхования могло бы стать увеличение размера вычета из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль на сумму страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного медицинского страхования. Также среди перспективных инструментов налогового стимулирования специалисты отмечают освобождение от налогообложения средств, направляемых страховыми организациями на формирование резерва предупредительных мероприятий по добровольного медицинского страхования, и освобождение от налогообложения доходов, полученных гражданами в виде оплаты страховой компанией санаторно-курортных путевок. В то время как решение многих проблем, сдерживающих развитие добровольного медицинского страхования, – вопрос длительного времени, приведение налогового законодательства в сфере медицинского страхования в соответствие с современными потребностями экономики позволило бы дать значительный импульс развитию добровольного медицинского страхования в очень короткие сроки [3].
Вывод: краткий обзор состояния рынка добровольного медицинского страхования показал, что данная сфера страхования требует изменений.
Заключение
Добровольное медицинское страхование в России выходит на качественно новый уровень. Прежде всего, все больше компаний расценивают страхование сотрудников как неотъемлемую часть соцпакета. Руководители предприятий чаще всего приобретают программы добровольного медицинского страхования в целях повышения мотивации работников к высокопроизводительному труду, повышения престижности рабочего места, а также для оптимизации налогообложения. Кроме того, руководители отметили следующие преимущества использования программ добровольного медицинского страхования: снижение потерь рабочего времени, увеличение производительности труда работников, улучшение имиджа компании, и социально-психологического климата. Отсюда следует вывод о том, что руководители отчетливо видят преимущества добровольного медицинского страхования и расценивают результаты страхования работников как фактор, способствующий повышению эффективности функционирования предприятий.
Основным преимуществом системы добровольного медицинского страхования (по сравнению с системой обязательного медицинского страхования), по мнению физических лиц, является более качественное медицинское обслуживание. Кроме того, потребители в качестве преимуществ указывают также более внимательное отношение персонала, экономия материальных затрат, своевременность оказания медицинских услуг и предоставление юридической защиты.
Развитие рынка добровольного медицинского страхования требует положительных инициатив со стороны законодательной власти и органов надзора, квалифицированных и ощутимых маркетинговых усилий, в том числе разработки эффективных механизмов продаж добровольного медицинского страхования со стороны страховых компаний.
Можно выделить три наиболее важных стратегии поддержки развития добровольного медицинского страхования: 1) четкое разделение систем обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования; 2) обновление продуктовой линейки и стандартизация договоров добровольного медицинского страхования; 3) упрощение применения налоговых льгот.
Список литературы
1. Архипов А.П., Адонин А.С. Страховое дело: Учебно–методический комплекс.− М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. − 424 с.
2. Гвозденко А. А.Страхование: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 464 с.
3. Ильиных Ю.М. к.э.н., доцент кафедры
экономики и менеджмента ААЭП
г. Барнаул. Современное состояние
добровольного медицинского
4. Кабанцева Н.Г. Страховое дело учебное пособие. - М.: Форум, 2008.- 147с
5. Обзор рынка добровольного
медицинского страхования http:
6. Скачкова О.А. Страхование. Конспект лекций. - М.: Издательство: Эксмо, 2007 г.- 160 с.
7. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 312 с.
8. Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2004.- 875с.
9. Законом РФ «О медицинском страховании в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. № 1499-1.
10. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие / Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. - М: Экономистъ, 2004. - 217 с.
Информация о работе Рынок добровольного медицинского страхования на современном этапе