Рынок труда, его функции и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение и анализ проблем молодёжной занятости и пути их преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России. Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:  раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;  проанализировать современное состояние российского рынка труда в целом по России;  раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда;  сформулировать основные проблемы занятости молодёжи России и проанализировать пути решения данных проблем;  раскрыть проблемы вторичной занятости выпускников УГТУ-УПИ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рынок труда, его функции и структура 6
1.1 Трудовые ресурсы и занятость 6
1.2 Рынок труда и его функции 14
1.3 Роль занятости в экономике 19
Глава 2. Молодежная занятость: проблемы и перспективы 21
Глава 3. Вторичная занятость студентов УГТУ-УПИ 34
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

ref-24804.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Набор в данные отряды проводится в начале учебного года, кандидаты на протяжении учебного года проходят подготовку и обучение всем навыкам, затем после отбора становятся бойцами. Штаб УГТУ-УПИ и областной штаб студенческих отрядов проводят профессиональное обучение бойцов и командиров-комисаров с последующей  аттестацией. Бойцы строительных отрядов получают соответствующие удостоверения.

На протяжении всего  учебного года, пока идёт подготовка к  «целине», то есть к летним трудовым работам, бойцы отрядов подрабатывают в различных организациях. В основном это бойцы строительных отрядов, студенты старших курсов. Они совмещают работу и учёбу, тем самым получают профессию, опыт и зарабатывают себе на жизнь. Временная  занятость  студентов  в данном  случае  не только позволит им получить опыт, но  и  заработать  репутацию,  что  играет значительную роль на современном рынке труда.

Во время подготовки к «целине» ребята проводят выездные семинары командиров с последующей  аттестацией, создают инициативные группы по поиску работы, состоящие из командиров отрядов, проходят обучение и аттестацию, проходят медицинский осмотр с получением сан. книжек. Также студенческие отряды активно участвуют в социальной жизни:  в подготовительный период педагогические отряды выезжали с концертами в подшефные детские дома, организовывали сбор вещей и игрушек для детей-сирот. В течение года все отряды принимали участие в организации встречи детей Беслана, организации поздравления ветеранов Русско-японской войны, организации праздников в школах города.

Отряды активно помогают хозяйственным службам университета в работе по благоустройству зданий и территории УГТУ-УПИ (спортивные площадки в студенческом городке и т.д.)

Совмещая работу и учёбу, отряды очень большой вклад вносят  в проведение различных культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также непосредственно в них активно участвуют.  Например, в 2005 году совместно с Областным Штабом проведены следующие культурно – массовые мероприятия:

 

Дата проведения

Мероприятие

1.

Ноябрь- декабрь

Агитационная кампания

2.

декабрь

Конкурс танцевальных коллективов

3.

декабрь

Областной слет студенческих отрядов

4.

8 января

Карнавальная ночь “Рождественские  встречи в УПИ”

6.

8 марта

Традиционный хоккейный турнир

7.

февраль

Конкурс кандидатов студенческих отрядов  УГТУ

8.

Март-апрель

Спортивные соревнования в рамках областного фестиваля «Звездный» (турниры  по футболу, волейболу, баскетболу, соревнования по лёгкой атлетике и т.д.)

9.

март

Конкурс кандидатов (2 тура)

10.

март

Конкурс инсценированной песни

11.

май

Конкурс коллективов художественной самодеятельности (агитбригад)

12.

май

Областной фестиваль СО “Звездный”

13.

29 мая

Старт целины

14.

август

Фестиваль песни «Знаменка»


 

Во всех мероприятиях отряды УГТУ-УПИ заняли призовые места. И такие факты говорят о том, что студенты нашего университета очень спортивные и творческие люди. Также в течение 2005 года студенческие отряды принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий, самые крупные из которых: XX Межвузовский студенческий фестиваль «Весна УПИ-2005», юбилеи факультетов, 85-летие УГТУ-УПИ.

 

В летний период, когда  бойцы всех отрядов уже прошли необходимую подготовку и сдали  сессию, начинается «целина». Она длится в среднем два месяца. Бойцы  строительных отрядов работают по договорам  в строительных организациях, бойцы отряда проводников отправляются работать проводниками на поездах дальнего следования, а бойцы педагогических отрядов работают пионервожатыми в различных пионерских лагерях. В основном студенты выезжают на летние работы в такие районы России как Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область (Краснотурьинск, Нижний Тагил, Североуральск, Тавда, Заречный и др.), Тюменская область, Красноярский край, Норильск, Надым, Кировочепецк.

Во время «целины» бойцы студенческих отрядов получают заработную плату.  За последние три года она составила:

Зарплата бойцов студ. отрядов УГТУ-УПИ (в тыс. руб. в  месяц)

Наименование отряда:

2003г.

2004г.

2005г.

Строительный отряд:

     

- мужской

10

10-15

12-18

- женский

5-6

6-9

7-11

Отряд проводников

6

7

8-9

Педагогический отряд

1200

1,5-2

3-3,5


 

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что зарплата студентов с каждым годом увеличивалась в среднем на 1000 рублей. Также видно, что зарплата  мужских строительных отрядов выше, чем у других. И это ещё раз доказывает, что проблемы, перечисленные во второй главе, действительно существуют. А именно то, что зарплата бойцов  мужских строительных отрядов примерно в четыре раза выше зарплаты бойцов педагогических отрядов, говорит о низкооплачиваемости педагогической деятельности, а так же о её низком предложении, если учесть то, что в состав штаба СО УГТУ-УПИ входит всего три педагогических отряда, тогда как строительных – 30. Но данные проблемы, как уже говорилось ранее, это проблемы государственного масштаба и решать их необходимо соответственно на уровне государства.

В целом,  можно сказать, что студенческие отряды помогают молодежи, в лице студентов, реализовать себя, вести здоровый образ жизни, организовать досуг, заработать деньги, получить различные навыки и опыт в трудовой деятельности. Я считаю, что создание подобных отрядов и увеличение их числа просто необходимо, так как это значительный шаг к решению тех проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь, в том числе и студенты,  на данном этапе развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

В моей работе сделана попытка  дать  анализ  как научно – теоретического, так  и  практического  аспекта  деятельности  такого   составного   элемента рыночной  экономики,  как молодёжный рынок труда.  Очевидно,  что из-за   чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой  проблемы.  Однако,  исходя  из  всего  вышесказанного,  можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно  уже с уверенностью говорить о  том, что  рынок  труда  это не только отношения  между  наемными  молодыми  работниками  как  субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие  по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда  испытывает  колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы,  как  работников,  так  и работодателей посредством специализированных организаций и  законодательного регулирования  трудовых  отношений,   и   предпринимательские   объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В нашей же экономике  с  присущим  ей  крупным государственным  сектором  и активным  вмешательством  в  рыночные   процессы   говорить   о   построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует  и  несовершенство правовой базы, и налогового  законодательства,  и  коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать  проблемы  на молодёжном рынке труда, необходимо  сначала реформировать все сферы экономической,   политической   и социальной жизни общества.

В своей работе я раскрыла проблемы молодёжной занятости, на примере вторичной занятости студентов Уральского Государственного Технического Университета – УПИ, пришла к выводу, что данные проблемы необходимо решать на государственном уровне.

В нашем государстве  для решения проблем молодёжи принята Федеральная целевая программа «Молодёжь России» 2001-2005гг. Остаётся лишь только надеяться, что данная программа поможет нашей молодёжи найти своё достойное место в обществе и стать на правильный путь.

 

 

                   Список использованной литературы

  1. Аброчнов А. Мотив к труду.// Биржа плюс карьера, 2003, № 35.
  2. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2002, №7, с.111-120.
  3. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2004.
  4. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4, с.21-35.
  5. Гарсия-Исер М. Критические ситуации на региональных рынках труда // Вопросы экономики,   2003, № 2.
  6. Заславский И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики, 2004, № 2
  7. Камаев В. Д. Основы экономической теории - М.,2001 г.
  8. Колтунов В. М. Основы рыночной экономики -    Н. Новгород, 2004 г.
  9. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2001, №8, с. 62-70.
  10. Львова Ю.А. "Современные тенденции на рынке труда"// "Справочник кадровика" №10. 2004
  11. Лялюев  А.Н. Рынок труда стабилизируется.// Нижегородская правда, 2001, 27 июня.
  12. Макконнелл, Брю. Экономикс - Москва, 2002 г. Т. 1
  13. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2003, №3, с.47-52.
  14. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.
  15. Показатели занятости и безработицы г. Москвы "Московская правда - БТ" №7(54) от 26 июля 2004 г.
  16. Помощь безработным гражданам в организации собственного дела // ″Биржа труда" № 5(79) июль 2004 г.
  17. О. Осколкова Старение населения в странах // МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2003. № I0. - с. 74
  18. Рынок труда и доходы населения/ Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие –М.:Информационно-издательский  дом “Филинъ”, 2001
  19. Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово – экономического кризиса //Человек и труд.-2004-№3.
  20. Суворова Л.В. Рынок труда и безработица – Н.Н., 2004.
  21. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2003, №3, с.85-93.
  22. Четвернина  Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2001, № 2.
  23. Экономика/  Под ред. Булатова А. С.  -  Москва,  1997 г
  24. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие .-М.:ИНФРА-М,2003
  25. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А./ Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2004, №7, с.4-20.

 

 

 

1 Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица - с.30

2 Никифорова А.А. Рынок труда: безработица и занятость - с.34

3 Экономика. Под ред. Булатова – с.238

4 Экономика. Под ред. Булатова А.С.- с.239




Информация о работе Рынок труда, его функции и структура