Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:38, курсовая работа
Цель работы – изучение и анализ проблем молодёжной занятости и пути их преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России. Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач: раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица; проанализировать современное состояние российского рынка труда в целом по России; раскрыть основные тенденции современного развития российского рынка труда; сформулировать основные проблемы занятости молодёжи России и проанализировать пути решения данных проблем; раскрыть проблемы вторичной занятости выпускников УГТУ-УПИ.
Введение 3
Глава 1. Рынок труда, его функции и структура 6
1.1 Трудовые ресурсы и занятость 6
1.2 Рынок труда и его функции 14
1.3 Роль занятости в экономике 19
Глава 2. Молодежная занятость: проблемы и перспективы 21
Глава 3. Вторичная занятость студентов УГТУ-УПИ 34
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Набор в данные отряды проводится в начале учебного года, кандидаты на протяжении учебного года проходят подготовку и обучение всем навыкам, затем после отбора становятся бойцами. Штаб УГТУ-УПИ и областной штаб студенческих отрядов проводят профессиональное обучение бойцов и командиров-комисаров с последующей аттестацией. Бойцы строительных отрядов получают соответствующие удостоверения.
На протяжении всего учебного года, пока идёт подготовка к «целине», то есть к летним трудовым работам, бойцы отрядов подрабатывают в различных организациях. В основном это бойцы строительных отрядов, студенты старших курсов. Они совмещают работу и учёбу, тем самым получают профессию, опыт и зарабатывают себе на жизнь. Временная занятость студентов в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.
Во время подготовки к «целине» ребята проводят выездные семинары командиров с последующей аттестацией, создают инициативные группы по поиску работы, состоящие из командиров отрядов, проходят обучение и аттестацию, проходят медицинский осмотр с получением сан. книжек. Также студенческие отряды активно участвуют в социальной жизни: в подготовительный период педагогические отряды выезжали с концертами в подшефные детские дома, организовывали сбор вещей и игрушек для детей-сирот. В течение года все отряды принимали участие в организации встречи детей Беслана, организации поздравления ветеранов Русско-японской войны, организации праздников в школах города.
Отряды активно помогают хозяйственным службам университета в работе по благоустройству зданий и территории УГТУ-УПИ (спортивные площадки в студенческом городке и т.д.)
Совмещая работу и учёбу, отряды очень большой вклад вносят в проведение различных культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также непосредственно в них активно участвуют. Например, в 2005 году совместно с Областным Штабом проведены следующие культурно – массовые мероприятия:
№ |
Дата проведения |
Мероприятие |
1. |
Ноябрь- декабрь |
Агитационная кампания |
2. |
декабрь |
Конкурс танцевальных коллективов |
3. |
декабрь |
Областной слет студенческих отрядов |
4. |
8 января |
Карнавальная ночь “Рождественские встречи в УПИ” |
6. |
8 марта |
Традиционный хоккейный турнир |
7. |
февраль |
Конкурс кандидатов студенческих отрядов УГТУ |
8. |
Март-апрель |
Спортивные соревнования в рамках областного фестиваля «Звездный» (турниры по футболу, волейболу, баскетболу, соревнования по лёгкой атлетике и т.д.) |
9. |
март |
Конкурс кандидатов (2 тура) |
10. |
март |
Конкурс инсценированной песни |
11. |
май |
Конкурс коллективов художественной самодеятельности (агитбригад) |
12. |
май |
Областной фестиваль СО “Звездный” |
13. |
29 мая |
Старт целины |
14. |
август |
Фестиваль песни «Знаменка» |
Во всех мероприятиях отряды УГТУ-УПИ заняли призовые места. И такие факты говорят о том, что студенты нашего университета очень спортивные и творческие люди. Также в течение 2005 года студенческие отряды принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий, самые крупные из которых: XX Межвузовский студенческий фестиваль «Весна УПИ-2005», юбилеи факультетов, 85-летие УГТУ-УПИ.
В летний период, когда бойцы всех отрядов уже прошли необходимую подготовку и сдали сессию, начинается «целина». Она длится в среднем два месяца. Бойцы строительных отрядов работают по договорам в строительных организациях, бойцы отряда проводников отправляются работать проводниками на поездах дальнего следования, а бойцы педагогических отрядов работают пионервожатыми в различных пионерских лагерях. В основном студенты выезжают на летние работы в такие районы России как Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область (Краснотурьинск, Нижний Тагил, Североуральск, Тавда, Заречный и др.), Тюменская область, Красноярский край, Норильск, Надым, Кировочепецк.
Во время «целины» бойцы студенческих отрядов получают заработную плату. За последние три года она составила:
Зарплата бойцов студ. отрядов УГТУ-УПИ (в тыс. руб. в месяц)
Наименование отряда: |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Строительный отряд: |
|||
- мужской |
10 |
10-15 |
12-18 |
- женский |
5-6 |
6-9 |
7-11 |
Отряд проводников |
6 |
7 |
8-9 |
Педагогический отряд |
1200 |
1,5-2 |
3-3,5 |
Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что зарплата студентов с каждым годом увеличивалась в среднем на 1000 рублей. Также видно, что зарплата мужских строительных отрядов выше, чем у других. И это ещё раз доказывает, что проблемы, перечисленные во второй главе, действительно существуют. А именно то, что зарплата бойцов мужских строительных отрядов примерно в четыре раза выше зарплаты бойцов педагогических отрядов, говорит о низкооплачиваемости педагогической деятельности, а так же о её низком предложении, если учесть то, что в состав штаба СО УГТУ-УПИ входит всего три педагогических отряда, тогда как строительных – 30. Но данные проблемы, как уже говорилось ранее, это проблемы государственного масштаба и решать их необходимо соответственно на уровне государства.
В целом, можно сказать, что студенческие отряды помогают молодежи, в лице студентов, реализовать себя, вести здоровый образ жизни, организовать досуг, заработать деньги, получить различные навыки и опыт в трудовой деятельности. Я считаю, что создание подобных отрядов и увеличение их числа просто необходимо, так как это значительный шаг к решению тех проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь, в том числе и студенты, на данном этапе развития.
В моей работе сделана попытка дать анализ как научно – теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как молодёжный рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на молодёжном рынке труда, необходимо сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
В своей работе я раскрыла проблемы молодёжной занятости, на примере вторичной занятости студентов Уральского Государственного Технического Университета – УПИ, пришла к выводу, что данные проблемы необходимо решать на государственном уровне.
В нашем государстве для решения проблем молодёжи принята Федеральная целевая программа «Молодёжь России» 2001-2005гг. Остаётся лишь только надеяться, что данная программа поможет нашей молодёжи найти своё достойное место в обществе и стать на правильный путь.
Список использованной литературы
1 Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица - с.30
2 Никифорова А.А. Рынок труда: безработица и занятость - с.34
3 Экономика. Под ред. Булатова – с.238
4 Экономика. Под ред. Булатова А.С.- с.239