Самооценка и уровень притязаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:52, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является изучение, обобщение и анализ проблем, связанных с самооценкой и уровнем притязаний.
Достижение указанной цели связано с решением следующих задач: найти наиболее подходящее определение самооценка и уровень притязаний; провести анализ материалов отечественных и зарубежных исследований самооценки и уровня притязаний.
Объект исследования – самооценка и уровень притязаний личности.
Предмет исследования – психологические исследования в зарубежной и отечественной психологии.

Содержание

Введение ..........................................................................................................3
1. Самооценка и уровень притязаний ………………...................................4
2. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии ............7
3. Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в отечественной психологии ………………………………..9
4. Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в западной психологии ………………………………………15
Заключение ………………..............................................................................22
Списки использованных источников ………………………………….........23

Вложенные файлы: 1 файл

Самооценка и уровень притязаний.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Самосознанию и самооценке в частности много внимания уделял И.С.Кон. Описывая изменения, происходящие в юношеском возрасте, ученый отмечал, что перестройка самосознания в подростковом и юношеском возрасте, связанная с открытием своего внутреннего мира, появлением новых контекстов и углов зрения, под которыми индивид себя рассматривает, оказывает значительное влияние на самооценку. Это объясняется еще и переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов.

Самооценка также служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается: самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний.

Также самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

Уровень притязаний  — характеризует:

1) уровень трудности,  достижение  которого является общей целью  серии будущих действий  (идеальная  цель);

2)выбор  субъектом  цели  очередного  действия,  формирующейся  в   результате переживания  успеха  или неуспеха ряда прошлых  действий (уровень притязаний  вданный  момент);

3)  желаемый  уровень  самооценки  личности  (уровень  Я).

Стремление к повышению самооценки  в  условиях,  когда  человек  свободен  в выборе степени трудности очередного  действия,  приводит  к  конфликту  двух тенденций —  тенденции  повысить  притязания,  чтобы  одержать  максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать  неудачи.  Переживание  успеха (или неуспеха),  возникающее вследствие достижения (или недостижения)  уровня притязаний, влечет за собой  смещение  уровня  притязаний  в  область  более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой  цели  после успеха  или  ее  повышение  после  неудачи   (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о  нереалистичном  уровне  притязаний  или  неадекватной самооценке. Представления  о  своих  возможностях делают  субъекта  неустойчивым  в  выборе  целей:   его   притязания   резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её.

Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению БороздинойЛ.В.   уровень  притязаний считается проявлением самооценки  в  действии  личности. Эксперименты последних лет раскрывают зависимость уровней самооценки и притязаний под влиянием тревожности индивида. Выделяют известную вероятность нарастания тревожности от высокой самооценки к низкой. Т. е. констатируют присутствие обратной зависимости величин уровня тревожности и самооценки как некой тенденции, выявляемой лишь посредством анализа усредненных значений. А вот при сопоставлении уровня притязаний с уровнем тревожности такой связи сколько-нибудь определенно вообще подтвердить не удалось. Анализ соотношения этих трех элементов вскрывает достоверно значимое усиление уровня тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, даже если позиция самооценки субъекта высока. Складывается впечатление, что рост хронической тревожности не случайно сопутствует рассогласованию уровней самооценки и притязаний, а формируется как реакция на это расхождение.

Длительное рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний — это ситуация, при которой человек сам с собой не в ладу, ситуация пролонгированного внутриличностного конфликта, иногда весьма острого. Попытка выровнять его “прыжком” не всегда срабатывает, частые же, но неудачные “прыжки” способны увеличить корректируемую дистанцию, а хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего патогенного фактора, соотносимого ряду психосоматических заболеваний.

Исследования показали также связь уровня притязаний с интеллектом. Более высокому интеллекту соответствует более высокий уровень притязаний. Хотя более высокому уровню притязаний характерна меньшая его вариативность и большая неадекватность. Интересна зависимость уровня притязаний от силы нервной системы относительно возбуждения. Нетревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные люди имеют постоянно адекватный или повышенный уровень притязаний. А лица с противоположными свойствами, наоборот, имеют заниженный уровень притязаний. Также лица с сильной нервной системой значительно повышают свой уровень притязаний, и в силу этого он может превышать их реальные возможности. Лица же со слабой нервной системой увеличивают уровень притязаний в менее значительной степени – он остается адекватным. 

 

 

4. Самооценка и уровень притязаний как предмет

психологических исследований в западной психологии.

 

В западной психологии к изучению самооценки обращали взоры многие ученые. По классической концепции У.Джемса(1890) представление об актуализации идеального-Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.

Успех

Самооценка=


Притязания

 

Т.Шибутани пишет о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

Понятие самооценки было детально исследовано Р.Бернсом. Ученый рассматривал самооценку в составе системы, известной как «Я-концепция личности». По мнению Бернса Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Термин "уровень притязаний" был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф.Хоппе вводит в психологию понятие "идеальной цели" -- цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния.

Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

 Я-концепция :

- познавательная,  описательная (образ  Я) и 

- эмоциональная, оценивающая ( самооценка)

– поведенческая (реакциией на эти составляющие является поведение (действия) индивидуума).

Я- концепция рассматривается как динамическая совокупность личностных установок, направленных на саму личность. Самооценка не застывшее образование, она постоянно меняется, поскольку и сама личность изменяется, меняются ее представления о себе и отношение к себе.

Так как образов Я очень много (реальное, идеальное, зеркальное и др.), считается, что высокая степень совпадения реального-Я с идеальным-Я  есть важный показатель психического здоровья и высокой самооценки. При формировании самооценки  важно, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности существенно влияют на формирование самооценки: чем больше достижения, тем выше самооценка.

У единственного ребенка в семье самооценка в среднем выше, чем у детей в многодетных семьях. Но мальчики, растущие в семье, где все остальные дети – девочки, имеют высокую самооценку.

Бернс считает, что семейные взаимоотношения значительнее влияют на формирование Я-концепции, чем классовая, религиозная и этническая принадлежность.  Хотя Розенберг в книге «Общество и  образ Я  в юношеском возрасте» писал, что у мальчиков из высших и средних классов самооценка выше  приблизительно на 19%, чем у мальчиков из семей рабочих. У девочек всего на 6%.

Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивные образ Я и самооценку и наоборот. В исследовании Кирхнера и Вондрека показано, что в качестве источников самооценки наиболее часто, чаще, чем родители, называются друзья, братья и сестры, что говорит об исключительно большом влиянии сверстников на развитие представления о себе у детей. А в подростковом возрасте именно группа сверстников, а не семья выступает в качестве основного источника обратной связи. Дети, у которых есть близкий друг, обладают более высокой самооценкой, чем те, у которых такого друга нет.

Понимание Я-концепции как совокупности установок «на себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируются следующим образом:

1.  Образ «Я» - представление индивида о самом себе.

2.  Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.  Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожество других личностных проявлений.  В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережившие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании.

Так, Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.

По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Марчиа в своих исследованиях обнаружил, что в группе студентов, достигших идентичности, самооценка является выше, чем у представителей других категорий (неопределенность идентичности, предварительная идентичность, стадия кризиса). Интересные выводы были сделаны учеными, исследовавшими образы Я и самооценку: у младших подростков (12-14 лет) уровень самооценки оказался сниженным по сравнению с детьми 8-11 лет. Они считают причиной этого пубертат и переход в среднюю школу (7-ой класс). А также то, что более старшим детям присущи больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств, статуса родителей и прочего. Ученые считают, что не происходит существенных изменений в Я-концепции в интервале (12-18 лет). Как показал анализ, если вначале самовосприятие регулируется с помощью внешних стандартов достижений (13-15 лет), то с возрастом основой регуляции становятся стандарты внутренние (17-18 лет). Роль значимых других несколько снижается.

Немецкий психиатр Х.Ремшмидт  пишет о Я-концепции как о динамической психологической величине, зависящей от изменений социального окружения и общественных отношений. Развивается под влиянием первичного опыта социализации в семье, в дальнейшем все большее значение приобретают внесемейные факторы. Я-концепция — результат взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных влияний в ходе развития. Это основа чувства самоценности, весьма важного для формирования поведения человека и восприятия им собственного положения в обществе. 

Так Я-концепция у плохих учеников значительно менее благоприятна, чем у хороших. У молодых преступников  и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В последних работах влияние школьных успехов на Я-концепцию прослеживается менее четко. Молодые люди могут, по-видимому, снижать субъективное значение школьных успехов, компенсируя уровень самооценки в среде сверстников.

Можно считать установленным, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения.

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Тут существуют параллели как с хронологическим возрастом, так и с независимым от него напрямую процессом созревания. В то время как между отношением к половой зрелости, эмансипацией и хронологическим возрастом наблюдается явная взаимозависимость, у подростков с замедленным половым созреванием существует четкая связь неблагоприятной Я-концепции (ощущение отверженности, негативизм по отношению к родителям, чувство зависимости) именно с этой задержкой, но не с хронологическим возрастом. Подтвердились данные о более  позитивной Я-концепции  акселератов.

Информация о работе Самооценка и уровень притязаний