Самооценка и уровень притязаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:52, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является изучение, обобщение и анализ проблем, связанных с самооценкой и уровнем притязаний.
Достижение указанной цели связано с решением следующих задач: найти наиболее подходящее определение самооценка и уровень притязаний; провести анализ материалов отечественных и зарубежных исследований самооценки и уровня притязаний.
Объект исследования – самооценка и уровень притязаний личности.
Предмет исследования – психологические исследования в зарубежной и отечественной психологии.

Содержание

Введение ..........................................................................................................3
1. Самооценка и уровень притязаний ………………...................................4
2. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии ............7
3. Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в отечественной психологии ………………………………..9
4. Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в западной психологии ………………………………………15
Заключение ………………..............................................................................22
Списки использованных источников ………………………………….........23

Вложенные файлы: 1 файл

Самооценка и уровень притязаний.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным).

Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

 Особый интерес представляет  тот факт, что большая вариабельность  уровня притязаний характерна  для патологии и личностей с высоким уровнем тревожности. Оказалось, что неврастеники и дистимики ставят перед собой более высокие цели, чем нормальные люди. А истерики выбирают минимальный уровень притязаний, часто ставя перед собой более низкую цель, чем та, которую они только что достигли.

Несовпадение реального и идеального «Я» — вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е.К. Матлиным сочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза больше критических высказываний, чем у пятиклассников. Расхождение реального и идеального «Я» — функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков и юношей расхождение между реальным и идеальным «Я», т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа (реальная или идеальная), с которой она считается, в которой почерпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т. д.

Образ «Я» или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента:

— сознание отличия себя от остального мира;

— сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

— сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

— социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Списки использованных источников

1.Р.М. Грановская «Элементы  практической психологии»

2. Рогов Е. И. “ Психология  человека “ – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 320 с.

3. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ – Ростов – на Дону ;“ Феникс “ , 1999. – 576 с.

4. Фолкэн Чак Т. “ Психология – это просто “ , пер. с англ. Р. Муртазина – М.; ФАИР – ПРЕСС , 2000. – 640 с.

 

 


Информация о работе Самооценка и уровень притязаний