Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:05, контрольная работа
Взаимоотношении политики и морали – одна из вечных проблем. На политиков возглавляется выполнение государственных задач в интересах общества, как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1 Этическое обоснование политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2 Соотношение целей и средств в политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3 Нравственна оценка политических решений и личности политика . . . . 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1 Этическое обоснование политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2 Соотношение целей и средств в политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3 Нравственна оценка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношении политики и
морали – одна из вечных проблем. На
политиков возглавляется
Во-первых, стоит разобраться как мораль влияет на политику, а политика на мораль и, что имеет первенство.
Мораль как совокупность
норм, правил поведения и отношений
людей друг к другу, закрепленных
в обычаях и традициях, имеет
первенство по отношению к политике.
Она старше политики, более глубока
по содержанию, более человечна. Мораль
имеет первенство функциональное, ибо
отсутствие надлежащего этического
гуманистического обоснования, прочных
нравственных предпосылок ведет
к деформации политики и ее результатов.
Устойчивый авторитет веками выработанной
человеческой нравственности выше престижа
любой политики. Но и для политики
не могут быть безразличны существующие
в обществе моральные ценности. Не
случайно в стабильных высокоразвитых
странах требование к политике и
политикам предъявляются
В современных условиях особое значение приобретают проблемы совместимости моральных представлений:
1. о добре
и зле и политической
2. применимости
моральных оценок к
3. вопросы соотношения целей и средств в политике;
4. пределов допустимого насилия по отношению к личности, социальной группе, нации и государству; и т.п.
Особое неприятие вызывают попытки некоторых политиков и политических лидеров использовать нравственность для обоснования (оправдания ) неблаговидных действий.
Мораль в отличии от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но она как бы присутствует во всех проявлениях политики. И, к сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. В политике действуют жестокие законы и правила, борьба различных сил. Но и в этой борьбе есть граница переступать которую никому не позволено. Ведь в борьбе за власть действуют люди, несущие в себе приобретенные за тысячелетия законы и нравственные правила.
Еще Ж. Ж. Руссо писал о
том, что “переход из естественного
состояния в гражданское
Нравственные категории “добро”, “зло”, “благо” ,“справедливость”, используемые политическим мышлением, выражают, как правило, иное содержание, чем в сознании моральном. В политическом мышлении они несут скорее утилитаристски - практическую нагрузку, скрывая пользу или вред, которые приносит различным социальным субъектам функционирование государства.
Итак, возможны следующие варианты взаимодействий между политикой и моралью:
1. Этическое
обоснование политики, провозглашение
первенства морали перед
2. Обоснование
автономности морали и
3. Обоснование
права политики в необходимых
случаях действовать не
4. Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали.
5. Взаимодействие политики и морали в процессе их взаимного влияния друг на друга.
1 Этическое обоснование политики
Политика должна быть нравственной,
то есть система ее идей, целей, практических
действий должна быть направлена на реализацию
принципов гуманизма и
Аристотель, например, связывал этику и политику и считал, что справедливость должна быть масштабом политического действия и политических состояний. Государство, по его мнению, существует ради лучшей жизни своих граждан. И только внутри этого государства люди смогут процветать, так как оно воплощает справедливость и право, выражает общие интересы граждан. Политику Аристотель считал наукой, а ее основной задачей – знание справедливости.
В христианской философии
Средневековья справедливость действий
и суждений рассматривается как
основа и критерий моральности политики,
причем сама справедливость рассматривается
как следование заповедям христианского
учения, велениям святой церкви. Однако
символ Бога как воплощение справедливости
позже используется и в светской
литературе. Так, российский ученый Ю.
Крижанич утверждал, что из всех грехов,
из–за которых правитель
От века к веку многое менялось в трактовке этических категорий, они приобретали классовое звучание, но все же мнение о том, что нравственность должна быть выше политики, оставалось. С этой точки зрения политика должна строится на объективных основаниях, высоких нравственных ценностях и организованной системе политического управления.
Просветители 16 – 18 вв. призывали
подчинить политическую деятельность
нравственным запросам и гуманным идеалам.
Для И. Канта политика не может
быть отделена от этики и не может
быть автономной. Немецкий идеализм в
абстрактной форме постулировал
соответствие политики и морали. “Мнение
о мнимой несправедливости, согласно
которой политике всегда следует
прибывать в состоянии мнимой
противоположности морали, - писал
Г. Гегель, - покоится на поверхностном
представлении о моральности, о
природе государства и его
отношении к моральным
Политика пропускается через
наше сознание и соизмеряется с первичными
представлениями о
В наше время ведется дискуссия
между политическими “
Вместе с тем, понимая роль и значение для политики моральных норм, ряд ученых высказывают сомнение в возможности применения их современных условиях в полном объеме. Ж. Мартен считает, что политика должна быть справедливой. Дж. Кеннан называет иллюзорными представления о том, что политические доктрины могут оцениваться и направляться более высокими моральными и рациональными стандартами. Дж. М. Джильберт высказал мысль, что все формы экономического, политического, культурного роста должны в результате иметь рост нравственный. Он увязал деятельность правительства с нравственностью людей: если люди хороши, то правительство не может быть плохим, но если люди плохи, то правительство не может быть хорошим, ибо они будут стараться изменять и портить его в соответствии со своей выгодой.
В современных условиях позиция отказа от нравственных критериев политики неприемлема по следующим основаниям:
а) Многократно возросла “цена” политических решений в плане возрастания их воздействия на судьбу людей;
б) В условиях демократизации резко повышается зависимость политиков от общественного мнения;
в) Намного больше, чем прежде, стала информированность людей о различных аспектах принятия политических решений.
Однако все это не означает, что политика стала гуманной и нравственно обоснованной.
2 Соотношение целей и средств в политике
С появлением политики,
чувствуется состояние
Н. Макиавелли же делит преступления на полезные и бесполезные и отвергает последнее, принимая первые необходимыми в государстве. Имя Макиавелли связанно с коварством и хитростью в политике. Лозунг макиавеллизма – “Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо”.
Макиавелли рассматривал
политику как исследование борьбы за
власть среди людей. Он отделил политику
от этики, полагая, что любая наука
должна отделить себя от этики. Научные
писания и теории, по его мнению,
должны быть основаны на фактах, а не
на этической системе. В макиавеллизме
можно выделить следующие основные
идеи: о постоянстве и несовершенстве
человеческой природы, которая определенным
образом действует на характер и
динамику политической жизни общества;
о том, что государство с его
интересами является самоцелью; о решающей
роли в политике фактора силы; о
разделенности политики и морали
(“цель оправдывает любые
Информация о работе Свобода, ответственность и нравственность в принятии политических решений