Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:57, реферат
Объектом исследования контрольной работы является семейное неблагополучие.
Предметом является девиантное поведение как следствие семейного неблагополучия
Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему приводит его в состояние психической депривации.
О том, что те или иные проявления девиантности тесно связаны не с биологией, а с типом человеческой культуры, воспитанием наглядно свидетельствуют антропологические исследования (R. Helke, W. Kempf и др.). Они показывают, что переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит. То есть, возникновение, и развитие девиантности зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая социальная среда. Неслучайно выяснению влияния воспитания в семье и школе на девиантное поведение детей посвящено много исследований. Так, А. Бандура и Р. Уолтерс (1995 г.) при изучении агрессивного поведения детей установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом исследовании показано, что дети, подвергающиеся очень строгим наказаниям, отличаются большой агрессивностью по отношению к товарищам. Причем физические наказания усиливают жестокость, агрессивное поведение детей.
Типы семьи
Существует множество различных типологий семьи, таких как педагогические, психологические, социологические. Рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий семьи, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального работника, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному работнику необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности значительно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального работника. В зависимости от характера проблем социальный работник оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи - те семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. С этими семьями должны работать во взаимосвязи и социальные работники и правоохранительные органы, а также органы опеки и попечительства.
Неблагополучные семьи. Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, то есть снятие стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат - низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.
Хотелось бы отметить, что внешне вполне благополучные семьи также могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств.
Выделяют следующие типы неблагополучных семей.
Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).
В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.
Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.
Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.
Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска»
Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно часто специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, затрудняются, какой именно вид помощи необходим: экономическая, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая. А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?
Помощь по-разному оценивается специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возникающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проблем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.
В работе с семьей необходимо выделять те направления помощи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затруднения.
Виды помощи — это перечень необходимых направлений деятельности специалистов и мероприятий, направленных на восстановление нормальной жизни детей и семей.
Социальная помощь — совокупность и специальные меры, направленные на поддержание нормальных условий жизнеобеспечения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельного существования. Она включает социальную реабилитацию (восстановление утраченных или ранее невостребованных социально значимых качеств личности), социальную защиту (комплекс экономических мер и гарантий, которые предоставляются каждому гражданину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и социального развития ребенка), социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления индивида к социальной среде, принятия ее относительно стабильных условий, как, например, норм, ценностей, форм взаимодействия, отношений между ценностными ориентациями индивида и возможностью их достижения в социальной среде).
Психологическая помощь — специальный вид деятельности профессиональных психологов, направленной на регуляцию эмоционального состояния ребенка, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных в процессе адаптации и социализации (в семье, обществе и др.). Психолог помогает разрешить проблемы; рекомендует соответствующую псхологическую терапию; вырабатывает рекомендации по изменнию ситуаций. Он проводит диагностическую, психокоррекционую работу с детьми и подростками, их родителями по изменению ситуации в образовательном учреждении, семье, координирует деятельность разных узких специалистов, оказывающих помощь и поддержку, является посредником между ребенком и всеми взрослыми, оказывающими помощь и поддержку ребенку и защищающими его права [4].
Педагогическая помощь — это вид деятельности педагога, направленной на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Педагог может научить ребенка тому, чему он не может научиться сам на уроках, при помощи специально организованной педагогической деятельности. Такая помощь направлена на решение проблем в обучении детей (многие из них регулярно пропускают занятия в школе, педагогически запущены, бесконтрольны и безнадзорны).
Социально-педагогическая помощь предполагает деятельность социальных педагогов, направленную на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в защите, а также на изменение взаимоотношений в семье; повышение педагогического потенциала и проявление заботы о детях членами семьи; организацию досуга детей из неблагополучных семей; координацию взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников [5].
Социальный педагог
может оказывать патронаж - одна из форм работы социального
педагога, т. е. посещение детей и подростков на дому с
адаптационно-
Экономическая помощь — это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семьи с ребенком (назначение пособий, пенсий, разовых денежных выплат, покупку одежды, обуви и т.д.), оказание гуманитарной помощи, организация горячего питания детей, летнего оздоровительного отдыха и т. д.
Правовая помощь — это система мер, направленных на защиту прав детей и подростков в суде, в широкой социальной среде: от официального уровня до кругов неформального общения. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предоставляют каждому ребенку возможности для реализации его прав.
Медицинская помощь — комплекс мер, направленных на восстановление здоровья детей и подростков: оздоровление, вакцинация и витаминизация. Помимо этого, она включает профилактику социальных болезней (туберкулез, ВИЧ, СПИД, ряд инфекционных болезней, алкоголизм, наркомания и токсикомания), а также предупреждение вредных привычек и асоциального поведения (проституция, половые извращения и т. д.).
Можно выделить также дополнительно следующие моменты работы с неблагополучной семьей:
Необходимо также выделить в работе с неблагополучными семьями два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь.
Социальное патронирование как путь решения проблем семьи
Рассматривая семейный патронаж — то это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности [6].
В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.
Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.