Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:57, реферат
Объектом исследования контрольной работы является семейное неблагополучие.
Предметом является девиантное поведение как следствие семейного неблагополучия
Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.
Рассматривая первое направление отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т. е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.
Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности [7].
Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.
Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций [8].
Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного — с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.
Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий [9].
Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.
Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.
Социальный патронаж семьи включает следующие направления:
информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной;
- прямое вмешательство в ситуацию;
- заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование;
- непосредственная поддержка клиента патроната (патронат);
- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
На всех этапах работы с клиентом ответственные за патронат специалисты фиксируют на специальных учетных карточках основное содержание работы с клиентами.
В патронировании семьи используются самые разнообразные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогического просвящения родителей, обучения социальными умениями, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т. д. [10]
Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:
- на уровне клиента
— его начало с момента определения и
квалификации социальной службой жизненной
ситуации клиента как тяжелой и даже опасной
для него самого и
его ближайшего окружения;
- на уровне содержания патронажной работы — выдвижение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а потому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;
- на уровне методов патронажа — использование не только традиционных путей оказания помощи, но и специальных дополнительных "обходных", а также дифференцированной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;
- на уровне организации — это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
- на уровне границ социальной работы — максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу оказания социальной помощи и поддержки целого ряда специалистов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);
- на уровне
продолжительности работы —
- на уровне
кадрового обеспечения
Заключение
Девиантное поведение в семье как вид социальной активности следует анализировать с использованием методологического инструментария теорий, социальной девиации, выявляя особые характеристики субъекта, обусловленные возрастными психосоциальными особенностями, спецификой социально-экономического и общественно-политического статуса, социокультурными традициями и динамизмом эмоциональной сферы и тем, что духовный мир, а следовательно, ценностные структуры сознания находятся в состоянии становления.
Следует подчеркнуть, что система служб, занимающихся профилактикой проявления девиантного поведения и неблагополучия в семье, только формируется. Оказанная за счет средств федерального и местного бюджета помощь в основании требуемым оборудованием укрепляет материальную и техническую базу и существенно повышает эффективность работы этих учреждений, улучшает условия проживания в них членов семьи находящихся в трудной жизненной ситуации, создает основу для внедрения совершенных социальных технологий их реабилитации, коррекции и адаптации.
Наметились некоторые сдвиги в разработке научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушении детей, организации подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся этой работой, так как без этого не возможно решить сложнейшие проблемы предупреждения негативных проявлений в молодежной среде, организации реабилитационной работы с несовершеннолетними и молодыми гражданами.
В целях совершенствования государственного контроля за соблюдением прав членов семьи, профилактики девиантного поведения необходимы:
Необходима четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию работы по социальной реабилитации – комиссий по делам семьи и детей, и защите их прав. К огромному сожалению комиссии не могут эту функцию в полной мере реализовать, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.