С
другой стороны, многие молодые люди с
нестабильным доходом также не спешат
покидать родительский дом. Возможно,
если бы они стали много зарабатывать
либо встретили девушку, которую бы не
волновал доход партнера, то с радостью
бы женились, однако такие ситуации случаются
редко, а потому все больше молодых японских
мужчин также живет с родителями.
В
Таблице 4 приведены изменения в статистике
взрослого населения Японии, произошедшие
в период с 1980 по 2010 гг. Данные показывают
общее число холостых людей, проживающих
с родителями, а также их процентное соотношение
в рамках одной возрастной группы: молодые
японцы (20-34 года) и японцы среднего возраста
(35-44 года). С 1980 по 1995 год наблюдается рост
как по показателям общей численности,
так и по процентному соотношению. Число
японцев, проживающих с родителями, достигло
пика в 2003 году, превысив 12 млн человек.
Затем числовое значение пошло на убыль,
так как сократилось общее количество
японцев в данной возрастной категории,
однако процент в рамках этой возрастной
группы продолжает расти.
Необходимость мер по остановке дальнейшего
расслоения общества
Как
было показано в Таблице 4, в 2010 г. почти
3 млн японцев среднего возраста проживали
со своими родителями, что составляет
16,1% от их возрастной группы. Однако их
число и процентное соотношение продолжает
расти. Количество безработных среди них
также заметно превышает количество безработных
среди их ровесников, состоящих в браке.
Кроме
того, сложной остаётся ситуация сегодняшних
семей, у которых есть дети. До настоящего
времени родители, обладающие финансовой
свободой, могли позволить себе содержать
своих детей с низким доходом. Однако в
будущем с большой вероятностью семьи
разделятся на те, которые смогут позволить
себе содержать своих взрослых детей,
и тех, которые не смогут, потому что сами
будут бедны. В этом случае многие молодые
японцы с нестабильным доходом скорее
всего окажутся за чертой бедности. То
есть они не только не смогут создать семью,
даже если захотят, но и потеряют возможность
паразитировать на своих родителях.
СЕМЬИ В РОСИИ:
К самому редкому для нашей
страны, по мнению психологов и социологов,
относится эгалитарный тип
семьи, в которой жизнь построена на доверии
и равноправии. Его еще называют партнерским
типом. Здесь муж и жена работают. Кто-то
может зарабатывать больше, кто-то меньше,
но для семьи это не имеет особого значения,
так как семейный бюджет общий. Отношения
строятся на полном равноправии и взаимном
доверии, а в общении оба собеседника способны
выслушать и понять друг друга до конца.
Все проблемы и спорные вопросы решаются
путем обсуждения и поиска лучшего способа
выхода из сложившейся ситуации. Домашние
обязанности тоже делятся пополам. Здесь
царит здоровая и радостная обстановка
в доме.
Еще одним типом семейных отношения
является авторитарная семья,
в котором очень распространенным типом
является патриархальный. Вот здесь муж
является главой семьи, полностью отвечает
за домочадцев, самостоятельно решает
все проблемы. Женская роль сводится к
банальным функциям – работа по дому и
воспитание детей. Здесь супруга и дети
полностью подчиняются мужу. Мужчина принимает
все решения, без его ведома и распоряжения
в доме не делается ничего. Глава семьи
– добытчик, и именно муж заведует финансами,
независимо от доходов его и жены.
Еще одним довольно частым явлением
в современном мире является матриархальная семья,
где женщина либо зарабатывает больше
и, следовательно, имеет влияние на супруга,
либо является активисткой, которая любит
заниматься семейным бюджетом, детьми,
ремонтом – всем, что только успевает.
Часто муж позволяет женщине брать на
себя главенствующую роль из-за своей
природной лени, неумения решать домашние
проблемы. Вот здесь зачастую жена – главная.
Она обеспечивает семью, решает в доме
все вопросы, в том числе распоряжается
финансами (муж отдает супруге зарплату,
жена расписывает семейный бюджет). При
матриархальном типе семьи функцию добытчика
выполняет жена, а не муж. Однако в чистом
виде матриархат встречается редко. К
какому бы типу семейных отношений ни
относилась ваша семья, стоит помнить
о равноправии и взаимопонимании, ведь
только счастливая семья сможет пройти
сквозь все испытания и быть примером
для подражания своим детям.
Изменение семейных
ценностей и семейного поведения в России
за последнее десятилетие
Как показывают наши исследования,
семейные ценности молодежи в последнее
десятилетие уже не обязательно предполагают
«брак на всю жизнь», молодежь лояльна
к повторным бракам, в том числе среди
имеющих детей, к внебрачным рождениям,
сожительствам и даже к супружеским изменам,
они не считают, что «каждая женщина должна
стать матерью».
Одновременно есть и позитивные
тенденции: новое поколение чаще, чем в
начале 1990-х, не признает «двойного стандарта»
в сексуальных отношениях, отрицает роль
жены-домохозяйки, чаще приветствует равноправные
партнерские отношения, включая со-родительство,
то есть активное отцовство, в том числе
и после развода.
Тенденции развития семьи в
России соответствуют общемировым тенденциям
при переходе от индустриальных к постиндустриальным
обществам.
Изменение
структуры семей с детьми.
Это увеличение материнских
(29%) по переписи 2010 года, отцовских семей
(4%), уменьшение числа нормативных
семей, увеличение сводных семей,
в которых дети воспитываются отчимами,
редко мачехами (к сожалению, статистика
их не фиксирует, по нашим данным, среди
семей с подростками в ЦФО РФ в 2011 году
таких было 14%). Семейный кодекс позволяет
юридическое оформление отцовства без
брака, в чуть меньше половины случаев
внебрачных рождений — отец сам признает
свое отцовство.
В западных странах легализуются однополые браки.
Думаю, что в России они существуют не-факто,
а по закону одинокие граждане могут усыновлять
детей и получать все льготы. Но ведь никто
не проверяет сексуальную ориентацию
не состоящих в браке граждан.
После развода супругов с детьми
может возникнуть бинуклеарная семья.
В ряде западных стран существует «совместная
физическая опека» над детьми после развода.
В таких случаях дети проводят в семье
родителя, проживающего отдельно (часто
состоящего в новом браке), установленную
часть времени, например, определенное
число ночей в неделю, либо определенную
часть дней в году. В таких случаях две
нуклеарные семьи общаются в связи с обязательствами
в отношении ребенка (детей).
Семьи с усыновленными (удочеренными)
детьми с обоими небиологическими родителями
иногда называют «приемными». В действительности
нужно говорить о «семье усыновителей».
Приемные семьи образуются на основании
договора о передаче ребенка (детей) под
возмездную или безвозмездную опеку на
определенный период. В России широкое
распространение получили опекунские семьи.
Опекунами чаще всего являются бабушки
или другие родственники. Бабушки/дедушки
часто брали внуков под опеку еще в советские
времена в случае лишения родителей их
прав. В настоящее время появился тип семей,
которые западные исследователи назвали «семьи с пропущенным
поколением» (skipped generation families).
Этот тип связан с миграцией родителей
в столицу в поисках заработков, где они
вынужденно остаются на длительный срок.
Дети остаются с бабушками (дедушками),
фактически возлагающими на себя функции
родителей, и, кроме того, в привычном окружении
сверстников и одноклассников.
Между последними переписями
(2002 и 2012 года) число детей в семейных ячейках
(родители — дети) изменилось совсем незначительно:
число многодетных (более трех) увеличилось
с 5 до 6%, а число однодетных уменьшилось
с 68 до 67%.
В России до сих пор каждая десятая женщина
не может получить необходимой контрацепции
(в Африке таких женщин 20%, в Европе — не
более 5%). Это... →
Сожительства не в последнюю
очередь обусловлены экономическими соображениями
выгоды совместной аренды жилья, но создавать
семьи в отсутствие собственного жилья
готовы далеко не все. Как это ни парадоксально,
именно более благополучные жители крупных
городов чаще проживают с родителями.
Молодые люди, которые вовремя не отделяются
от родителей, не приобретают навыков
самостоятельной жизни, и у них не вырабатывается
чувство ответственности за супругу/супруга
и собственных детей.
— Какова судьба
института семьи в стране? В чем причина
его кризиса? Какая помощь необходима
со стороны государства для сохранения
этого института?
— Нет никакого кризиса – институт семьи
трансформируется в новых рыночных глобальных
условиях, как я говорила выше, появилось
множество различных типов семей.
Скорее можно говорить о кризисе
брака в связи с ростом сожительств. Исторически
все супруги никогда не были счастливы,
хотя браки были стабильными. Сегодня
чаще всего сохраняют брак счастливые
супруги, а там, где счастливы супруги,
счастливы и дети.
Наряду с нормативной семьей
(супруги и их биологические дети) сосуществует
множество других форм организации частной
жизни и воспитания детей.
Тенденции:
В сознании, по крайней мере,
части молодого поколения укрепляется
представление о рациональном планировании
рождения ребенка. В сравнении с советским
периодом есть прогресс в использовании
контрацепции, снизилось число абортов.
Некоторые наиболее «продвинутые»
образованные молодые супруги, особенно
в крупных городах, достаточно ответственно
подходят к решению иметь ребенка вплоть
до специальных процедур чистки организма
перед зачатием, прохождения специальных
программ в период беременности и т. д.
Существенная тенденция последних
десятилетий — разделение родительства
и супружества. Выражается это в увеличении
числа супружеских пар (зарегистрированных
и незарегистрированных), которые сознательно
отказываются иметь детей, с одной стороны.
С другой — широкое распространение получили
семьи с одним родителем (обычно матерью).
Внебрачная рождаемость в России
имеет выраженную этно-региональную специфику,
наиболее высокие показатели отмечены
в Республике Тыва (68%), в Корякском автономном
округе (56%), в Усть-Ордынском Бурятском
автономном округе (54%), в Ненецком автономном
округе (53%), в Пермском крае (46%). Здесь речь
не идет о сознательном рождении детей
вне брака. Это скорее вынужденная ситуация
для женщин.
Мужчины этих этнических групп
не приспособились к новым социально-экономическим
условиям еще в советские времена, они
попросту спиваются.
Одна из тенденций, связанная
с трансформацией института родительства,
его отделение от биологической
основы. Многие отцы (реже матери) не
проживают вместе с детьми, причем некоторые
из них являются «эпизодическими» родителями
(детей, например, воспитывает бабушка),
а другие, не поддерживая никаких контактов
с ребенком, так и остаются только биологическими
родителями. Одновременно растет число
фактических родителей, не связанных с
воспитываемым ребенком биологическими
узами. В России это происходит за счет
распространения сводных семей и соответствующего
увеличения числа отчимов и мачех, увеличения
числа родителей, лишенных родительских
прав, расширения практики усыновления
(удочерения) детей, в том числе не родственниками.
Ежегодное увеличение числа
детей, принятых в семью на воспитание
приемными родителями и патронатными
воспитателями, означает профессионализацию
родительства.
Такие родители проходят специальный
отбор, заключают договор и получают заработную
плату, а также отчитываются за свою работу.
Они также должны получать профессиональное
сопровождение со стороны представителей
органов опеки, а также специалистов психологов,
медиков, педагогов, юристов.
Родительство иногда отделяется
и от собственно сексуальной основы,
когда зачатие осуществляется путем искусственного
оплодотворения или имплантации эмбриона
с использованием отца-донора. Кроме того,
супруги могут подписать договор об имплантации
эмбриона другой женщине (суррогатная
мать) и вынашивании ею ребенка. В этом
случае, согласно российскому законодательству,
они могут быть записаны родителями ребенка
только с согласия женщины, родившей ребенка.
Такое вмешательство в естественный процесс
деторождения чревато многими проблемами
для обеих сторон договора.
В западных странах дети получают
все больше возможностей в отстаивании
своих прав перед родителями,
так развивалось западное законодательство.
В России же дискурс детских прав в отношении
родителей пока еще не выносится на широкое
обсуждение, чаще речь идет о родительских
правах. Теоретически дети могут пожаловаться
или предъявить претензии к родителям
через орган опеки и попечительства. Но
этого не происходит даже в самых экстремальных
случаях — насилия и пренебрежения родителями
своими обязанностями.
Важная тенденция развития
института родительства в России — динамика родительских
ценностей в постсоветский период.
Согласно нашим данным, например, ценности
«конформизма — достижительности» различаются
среди матерей подростков в зависимости
от их уровня образования, в крупных и
средних городах, в отношении мальчиков
и девочек.
В ситуации изменения социальных
ролей женщин и мужчин, а также представлений
о женственности и мужественности стали
меняться и родительские роли.
По мере того, как молодые женщины
в России включались в предпринимательство
и новые высокодоходные отрасли, начинает
меняться и поведение отцов — повышается
их внимание к детям.
В начале ХХI века с вхождением
России в глобальное экономическое пространство
становится очевидным, что семья с одним
кормильцем проблематична, и репродуктивный
труд необходимо распределять между мужем
и женой. Молодые отцы нынешнего поколения
более активно занимаются с детьми, включая
совсем маленьких, чему в немалой степени
способствует и увеличение «возраста
отцовства».