Мужчины созревают для отцовства
примерно к тридцати годам.
Как показали наши трендовые
исследования молодых семей и семей с
детьми-подростками, проведенные при поддержке Российского гуманитарного научного
фонда в 1995, 2011 и 2012 году, меняются
и отношения родителей с детьми. Родители
реже практикуют авторитарные методы
воспитания, отношения становятся более
доверительными и демократичными.
Случаи проживания отца
с ребенком после развода чаще возникают
в крайних обстоятельствах — либо матерей
лишают родительских прав, либо отцы богаты
и создают более благоприятные для ребенка
условия проживании и обучения. Среди
«обычной категории» разводящихся иногда
супруги «делят» детей — мальчик, например,
выражает желание жить с отцом, а девочка
с матерью.
К сожалению, в России до сих
пор не принята законодательно «совместная
физическая опека» после развода.
Согласно данным опроса подростков
можно наблюдать позитивную динамику
— интенсивность встреч с биологическими
отцами после развода родителей увеличилась.
В 1995 году среди подростков, проживавших
с матерью после развода родителей, 34%
юношей и 19% девушек общались с не проживающим
с ними отцом часто, 41% и 56% соответственно
редко встречались или разговаривали
по телефону, 23% — никогда. В 2011 году с отцами
«часто» общались 64% юношей и 54% девушек,
22% и 25% общались редко (включая общение
в интернете), остальные — никогда. В ответе
на вопрос «кого ты считаешь своей семьей
из тех, кто не проживает вместе с тобой?»
подростки помимо бабушек/дедушек часто
указывали отца.
Нельзя не упомянуть об изменении
отношений между взрослыми детьми
и родителями. Существенно уменьшилось
количество молодых супругов, ожидающих
помощи от родителей. Эта ситуация объективна,
поскольку в новых экономических условиях
молодые юноши и девушки имеют доходы
намного выше родительских и становятся
более независимыми.
Браки. Какие новые
тенденции появились в последнее время?
— Россия в отличие от постиндустриальных
стран, где мало браков (их заменяют сожительства)
и потому мало разводов, а также в отличие
от мусульманских стран, где много браков
и мало разводов, находится в переходной
ситуации, когда относительно высокий
уровень браков соответствует высокому
уровню разводов и повторных браков. Рост
брачности в России в последние годы отчасти
обусловлен высокой пропорцией молодежи
«активного» брачного возраста (за счет
высокого уровня рождаемости в 1985–1986
годах) и, кроме того, некоторой финансовой
стабильностью в сравнении с 1990-ми годами.
Один из показателей трансформации
института семьи в России — увеличение
возраста вступления в брак, уменьшение
доли сверхранних браков, переход к так
называемому «западному типу» брачности.
В России можно видеть ежегодное увеличение
возраста вступления в брак женщин, и особенно
мужчин.
Основная динамика прослеживается
в прежде «активной брачной» возрастной
группе 18–24 лет. В 1980 году заключали брак
62% юношей и 68% девушек в этих возрастах,
в 2011 году — 29% и 44%, соответственно, больше
браков заключается в возрастной группе
25–34 года. Повышению возраста вступления
в брак сопутствует и повышение возраста
рождения женщинами первого ребенка. В
первую очередь эта тенденция распространяется
на образованных, успешных в карьерном
отношении женщин.
Заключение брака становится
рациональным и планируемым решением
для нового поколения россиян.
Необходимым условием для многих,
как показал наш опрос студентов, является
наличие стабильного заработка и собственного
жилья или стратегий его приобретения.
Однако общая тенденция не исключает практик
непланируемого родительства и форсированных
браков, как правило, в малообразованных
и малообеспеченных слоях населения, где
по советскому образцу молодые продолжают
проживать с родителями.
На «брачном рынке» России существуют
половой и гендерный дисбалансы. Превышение
числа женщин над мужчинами начинается
с возрастной группы 30–34 года.
Кроме того, в России еще с советских
времен существует дисбаланс мужчин и
женщин в городах и сельской местности.
Мужчины обычно предпочитают жен младше
по возрасту. Образовательный уровень
женщин растет более высокими темпами,
так, в 2011 году их было 56% в учреждениях
высшего профессионального образования.
Женщин-«белых воротничков» значительно
больше, нежели мужчин, то есть в информационном
обществе они чаще, чем мужчины, заняты
умственным трудом. Именно у экономически
независимых, высокообразованных российских
женщин, добивающихся высоких профессиональных
успехов, так же как и на Западе, высоки
требования к партнеру по браку. Они же
часто либо вообще отказываются от брака
и рождения детей, либо предпочитают материнство
без брака.
Тенденции по заключению
межэтнических браков в мире.
В новых условиях «глобального
брачного рынка» мужчины стремятся найти
жену в тех странах, в которых установки
на гендерное равенство в браке еще не
столь распространены, как на родине, где
женщины приняли идеологию феминизма.
Например, «белые» американцы
активно ищут русских женщин, которые
«не избалованы» на родине партнерским
отношением к ним со стороны русских мужчин.
Они также часто женятся на азиатских
женщинах (в основном из Китая). Одновременно
выходцы из Латинской Америки редко заключают
браки с представителями других этнических
групп.
Анализ статистики заключения
межэтнических браков на примере европейских
стран показал, что наблюдается тенденция
их незначительного увеличения. Однако
основным барьером является религиозная
идентичность. Мусульмане вступают в брак
с мусульманами, а хинди с хинди. Вероятность
межэтнических браков выше, если мигранты
— выходцы из бывших колоний принимающей
страны, среди второго поколения, среди
мусульман мужчин (в этом случае дети считаются
мусульманами). Увеличивается число браков
между европейскими мужчинами и мигрантками
с Филиппин и из Таиланда. Немецкие мужчины,
особенно после 30 лет, предпочитают супругу
из менее развитых в экономическом отношении
стран, опять же из соображений воспроизводства
традиционной модели, к которой уже не
готовы молодые немки. Возможно, эта тенденция
происходит и в России. На вопрос «заключили
ли бы вы брак с представителем другой
национальности?» в 2006 году 67% девушек-студенток
и 81% юношей в Москве ответили положительно.
А 50% и 71% соответственно готовы были заключить
брак с человеком другой религии.
Но все-таки по-прежнему при
выборе супруга/супруги соблюдаются критерии
социальной гомогамии, что называется
«из своей социальной среды». Это — национальность
(этническая группа), религия, уровень
образования, социальный класс или профессиональная
группа (рабочие, творческие профессии,
менеджеры).
ПОНЯТИЕ ШВЕДСКОЙ СЕМЬИ:
Шведская семья — так в просторечии называется форма полиамории,
при которой трое человек обоих полов
(один мужчина и две женщины либо двое
мужчин и одна женщина) живут вместе, в
одном доме. История возникновения термина
доподлинно неизвестна. В подобном виде
(со ссылкой на эту скандинавскую страну)
он существует только в русском языке
и некоторых языках народов постсоветского
пространства. Большинство европейских
языков используют термин французского
происхождения — ménage à trois, то есть хозяйство
на троих. Подобного рода семейная традиция
совсем не часто встречается в довольно
консервативном шведском обществе. Существуют
предположения, что возникновение настоящего
определения связано с долетевшими до
СССР историями о представителях левой
шведской молодежи, совместно проживающих
в так называемых коммунах (по-шведски
"коллективах").
Отношения
между лицами одного пола могут быть различны —
нейтральные, платонические, соперничество
(см. любовный треугольник), гомосексуальная привязанность
и т. д.
Латинская Америка
Когда страны начинают развиваться,
их структура населения начинает меняться
в двух направлениях. Во-первых, показатели
высокой рождаемости и ранней смертности,
двигаются в сторону увеличения показателей
низкой рождаемости и увеличение продолжительности
жизни. В ходе этого процесса, население
сначала растет быстро, а потом медленнее.
Главный индикатор экономического спада
является падение рождаемости. Данная
динамика наблюдается в странах Латинской
Америки.
Коэффициент рождаемости в
Бразилии в настоящее время 1,8 ребенка
на одну женщину. Чили такая же. Это ниже
коэффициента рождаемости, который составляет
2.1, и который стабилизирует структуру
населения в долгосрочной перспективе.
Этот показатель, так же ниже чем в
США, где он составляет 1.9. В странах Латинской
Америки и Карибскокго бассейна, коэффициент
рождаемости упал с 6.0. в 1960г. до 2,2, в 2010г. В Соединенных Штатах и Европе,
что падение заняло вдвое больше времени.
Кроме того, с тех пор как семьи становятся
меньше, то происходят такие изменения
и процессы, как: развод, поздние браки,
сожительство, и семьи «матеря-одиночки».
Сложилась такая ситуация, при
которой происходит бум такие формы брака
как: сожительство и поздние браки, но
при этом уровень рождаемости постоянно
падает.
Такая форма как сожительство
уже давно распространено в странах Карибскокго
бассейна, по боьшей части, из-за сущесвтовавшего
там африкансокго рабства. В дргуих странах
дана] форма не так была распротсранена.
Так, в 1970г. менее 10% женщин в возрасте от
25 до 29 лет Бразилиии и Уругвая заявили,
что они живут в гражднаском браке.
К 2010г. половина Бразильских
женщин призналась, что уже последние
20 лет состоят в гражданском браке, в то
время как доля женщин, состоящих в гражданском
браке, составляет 71%.
Такие изменения, исследвоатели свзяывают
с низким уровнем образования среди женщин,
несмотря на активные действия госдуарсвта
по его рапростарнению.
Так, в Бразилии, доля женщин
с начальным образованием, состоящих в
гражданском браке составляет 50%, и этот
показатель ниже среди женщин, выпускников
университетов – 30%.
Распространение формы гражданского
брака осуществляется снизу вверх, от
менее образованных к более образованным.
И наоборот, процесс замедления
рождения детей начинается с выпускников
и опускается вниз.
В период с 1970г. по 2000г. около
30% женщин в возрасте от 25 до 29 лет – без
детей, к 2010г. доля таких женщин возросла
до 40%. В Перу доля бездетных женщин выросла
с 26% в 1993г. до 33% в 2007г.
Почти во всех странах Латинской Америки
, бездетных женщин среди выпускников
вдвое больше, чем среди женщин со среднем
образованием.
Страны, где показатель рождаемости
упал, а количество гражданских браков
резко увеличилось: Бразилии, Чили, Перу
и Уругвай.
Демографическая ситуация в
Латинской Америке вырисовывается достаточно
стабильная. Плотность населения, например
Аргентины, составляет 15 человек на квадратный
километр, что значительно ниже мирового
среднего числа 50 человек.
Несмотря на это, власти считают,
что их политика в вопросах демографии
должна быть направлена на стремление
к «нулю». То есть к нулевому приросту
населения, когда коэффициент рождаемости
равен коэффициенту смертности. Именно
такая политика соответствует глобальным
мировым тенденциям: быстрому росту населения
и перенаселению планеты.
Установление нулевого прироста
в Латинской Америке возможно в том случае,
если власть будет поощрять рождение в
семье не более двоих детей хотя бы на
протяжении нескольких лет. Но пока официальных
запретов или рекомендацию в вопросах
рождения детей власть не даёт, и в семьях
продолжают рожать по 2-3 малышей.