Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:38, реферат
Краткое описание
Целью написания данной работы является попытка рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности, выявить его проблемы и противоречия, а также показать, что нарастающая тенденция девиантного поведения в обществе является прямым следствием искажения понятия семьи. Задачи написания работы: 1. Рассмотреть семью как главного агента социализации; 2. Дать понятие семейной социализации;
В
этот же период (до 67 лет) зависимость ребенка
как младшего от старших связана с его
эмоциональной односторонностью по отношению
к родителям, чувствами "слепой" привязанности
и любви. Именно это, кстати, больше всего
нравится в малышах малодетным родителям
(бэбикомплекс).
В
полноценной семье после 7 – 8 лет освобождение
ребенка от пут эгоцентризма, "реализма"
и зависимого почитания родителей идет
быстрее. Но процесс формирования более
релятивистской картины мира может задерживаться.
И тогда в среде сверстников могут разгораться
бои за навязывание своей Яцентристской
концепции другим. Причем обычно все успехи
приписываются себе, своим способностям,
а неудачи – обстоятельствам, "помехам"
со стороны других. "Хорошая" социализация
в семье позволяет избежать этой тенденции,
формирует социально компетентную личность,
способную брать ответственность на себя,
а не списывать все на неблагоприятные
условия.
В
теории Дж. Мида процесс формирования
Я рассматривается как своего рода отход
от центристской тенденции, как включение
в свой мир других людей, как, с другой
стороны, умение войти в их роль. Подражая
родителям, ребенок учится входить в роль
и выходить из нее, но, главное, он научается
видеть себя со стороны. "Яобраз"
это представление о себе, увиденное глазами
других. Чем значимее эти другие для ребенка,
тем больше вероятность, что Яобраз будет
формироваться под влиянием оценок этих
"значимых других".
При
общении ребенка с отдельными "другими"
начинает формироваться обобщенный образ
своего Я, причем лучше всего это происходит
не при парном взаимодействии, а в групповых
интеракциях.
"Генерализованный
другой" – это обобщенный образ других,
который легче конструируется в группах,
а не в диадных (парных) контактах. В сплоченных
семьях "генерализованный другой"
идентифицируется с семейным МЫ и Яобраз
складывается не как простая сумма образов
других людей, а как концепция Я, присущая
"генерализованному другому". Чем
интегрированнее семья, тем непротиворечивей
Яконцепция ребенка.
Различия
Яобразов в разных группах – проводниках
(агентах) социализации – будет заставлять
человека подбирать таких "значимых
других", которые будут подтверждать
сложившуюся Яконцепцию.
Таким
образом, умение входить в роль другого
и видеть себя его глазами формирует ценность
своего Я посредством переключения с одних
ролей на другие. В теории Дж. Мида также
подчеркивается та особенность ранней
социализации, которая связана с неизбежностью
уравновешивания противоположных тенденций,
а, следовательно, с важной ролью семейного
Мы в становлении Я.
Социализация
в семье может трактоваться и как формирование
базовой иерархии индивидуальных потребностей.
Если выделить три основных уровня потребностей
– потребности в физическом, психологическом
и социальном самосохранении, то в принципе
каждый из них может быть высшим и соответственно
определять ту или иную направленность
личности. Вместе с тем указанная последовательность
этих потребностей раскрывает их изначальную
иерархию – прежде чем ломать голову над
смыслом бытия и стремиться оберегать
свое Я в общении с другими, надо быть хотя
бы относительно сытым и одетым. В повседневности
все взаимосвязано и та или иная направленность
личности обнаруживается лишь как тенденция
в массе повторяющихся ситуаций.
Среди
потребностей социального уровня – в
образовании, труде, творчестве – выделим
и потребности в браке и семье. Важно выяснить
их значимость для социального самосохранения
личности, то, какую роль они играют для
сохранения и повышения социального статуса
индивида, а также для творческого самосовершенствования
личности, для ее полноценной самореализации.
Процесс
социализации на протяжении всего жизненного
цикла индивида предлагает две основные,
не равные по времени и интенсивности
стадии. Первая стадия – период активного
становления индивида как общественного
существа – занимает около трети жизни.
На этой стадии осуществляется:
•
элементарная или первичная социализация
ребенка;
•
концептуальноцелостная, результирующая
социализация молодежи периода перехода
от юности к зрелости.
Вторая
стадия – период развития сложившейся
личности в ходе ее дальнейшего функционирования
в обществе:
•
в качестве трудоспособного члена общества;
•
в связи с выходом на пенсию.
Семейная
социализация ребенка имеет решающее
значение для становления семейных потребностей.
Общий семейный климат прямо влияет на
восприятие детьми семейных ролей и на
желание обзавестись в будущем своей семьей.
Этот климат в значительной мере неблагоприятен
ныне для адекватной потребности в семье
и семейных ролях – отсутствие совместной
деятельности родителей и детей, которая
непосредственно цементирует семейное
единение, ведет к атмосфере потребительства
и бытового самообслуживания, к редукции
семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная
занятость членов семьи вне дома превращает
эти редуцированные семейные роли и потребности
в "бремя". И, к сожалению, социальная
проблема соотношения семейных и внесемейных
(прежде всего профессиональных) ролей
все чаще трактуется через перераспределение
семейных ролей через разделение семейного
бремени между мужем и женой.
Социальные аномалии (девиация) как негативный
результат семейной социализации
Разводы,
брошенные дети, одинокие старики – эти
проблемы семьи очевидны. Низкий уровень
взаимоотношений в семье, падение авторитета
родителей – всё это факторы отклоняющегося
поведения молодёжи. Неформальные объединения,
наркомания и токсикомания, алкоголизм,
проституция – корни этих явлений нужно
искать в жизнедеятельности семьи. На современном
этапе, когда в условиях экономического
кризиса особенно обострились социальные
противоречия в обществе, особенно остро
встает проблема отклоняющегося поведения
несовершеннолетних. Социальные детерминанты
отклоняющегося поведения многочисленны,
имеют разную степень воздействия и специфически
группируются в каждом конкретном случае.
Однако исследования С. А. Беличевой, В.
П. Кащенко, А. И. Захаровой и др. показывают,
что причины отклонения кроются чаще всего
в семье.
В
данной главе будет изучена проблема девиантного
поведения, которая является прямым следствием
деградации института семьи в современном
обществе.
Гипотеза,
которая ставится во главу исследования
следующая: за счет укрепления института
семьи, как главного института воспитания
и социализации индивида возможно преодолеть
проблемы социальных аномалий.
Для
доказательства этой гипотезы воспользуемся
методом опроса. Опрашивать следует 3 категории
людей ученики, учителя и родители. Основной
вопрос: «Что определяет жизненную позицию
ученика»? Количество опрашиваемых 139
человек в каждой группе.
Вообще,
молодёжь – особая социальнодемографическая
часть общества. У неё свои психологические
особенности, характерные для неё проблемы:
освоение политических и моральных ценностей,
выбор профессии, создание семьи. Возрастные
границы молодёжи определяются в пределах
от 14 до 28 лет. Наиболее сложным является
юношеский возраст (1418 лет). В это время
происходит открытие своего «Я», резко
расширяется сфера общения и деятельности.
Родители отходят на второй план. Появляются
новые друзья и новые компании.
Нарушается
связь между поколениями. Ослабевает положительное
воздействие старшего поколения на молодое.
«Молодые» получают свободу и непременно
хотят воспользоваться ею. Отсюда пьянство,
наркомания, проституция и другие виды
девиантного поведения.
Важным
условием преодоления девиантного поведения
в молодёжной среде выступает эффективная
профилактическая работа. Её цель – создание
условий, препятствующих возникновению
различных форм социальных отклонений,
а так же их распространению. В семье эта
работа должна осуществляться родителями.
Она предполагает разъяснение детям степени
опасности для их здоровья и здоровья
окружающих вредных привычек и склонностей,
ознакомление их с возможными последствиями,
связанными с нарушением нравственных
и правовых норм. Средством профилактики
служит и личный пример родителей. Их образ
жизни, взгляды на различные проблемы,
взаимоотношения перенимают и копируют
дети. Самой эффективной профилактикой
девиантного поведения в условиях семьи
является родительское воспитание – ежедневная
и кропотливая работа.
Отклоняющееся
поведение присутствует в нашем обществе,
и этого нельзя отрицать. С переходом к
капиталистическому развитию страны она
стала ещё более актуальной. Появились
новые явления как в жизни общества, так
и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие
молодого поколения идёт по новому пути.
На
мой взгляд, основными видами девиантного
поведения являются: алкоголизм, наркомания
и токсикомания, сексуальные отклонения,
самоубийства. По мере написания работы
мы более подробно рассмотрим все эти
виды. Если же говорить о профилактике
то, прежде всего, она заключается в правильном
и последовательном воспитании молодого
поколения, в трудовой деятельности молодёжи,
а также в работе педагогов и учителей.
В
дальнейшем мы попытаемся рассмотреть
основные виды отклоняющегося поведения
молодёжи, а также о роли профилактической
работы для предотвращения этих отклонений.
Таким
образом, острота и актуальность проблемы
отклоняющегося поведения молодых людей требует
от всех лиц понимания сущности этого
явления, владения основными методами
его диагностики и организации профилактической
работы.
По
всей видимости, начинать профилактические
работы нужно с воспитания. Именно оно
является основным профилактическим средством.
Причём воспитание должно осуществляться
с самого раннего возраста, и в первую
очередь родителями.
Родители
оказывают большое влияние на молодое
поколение. Поэтому именно они в большей
степени несут ответственность за воспитание
подрастающего поколения.
Есть
несколько принципов воспитания:
У
родителей должны быть дружеские отношения
со своим чадом. С самого раннего возраста
они должны смотреть на своего ребёнка,
как на самостоятельную личность. Должны
знать, что он умеет чувствовать так же
как взрослый. Он должен постоянно чувствовать
себя членом семейного коллектива. Для
этого с ним нужно говорить о некоторых
планах, касающихся домашнего хозяйства.
Причём в этом маленьком коллективе на
него должны возлагаться какиенибудь
обязанность. Но также нельзя забывать
про его личные взгляды и планы.
Родители
не имеют право обращаться с ребёнком
не честно. Должно быть честное отношение
к ребёнку. Это основывается на личном
примере. Родители постоянно должны доказывать
своим поседением, что умеют держать слово.
Они на деле должны доказывать, что он
от них всегда получит правдивый ответ.
Справедливое
отношение к ребёнку. Его нужно учить во
всём достигать наилучших результатов
и хвалить за достигнутые результаты.
Родители
не должны забывать, что в возрасте 1420
лет молодой человек хочет почувствовать
себя полноценным членом общества. Нельзя
обращаться с ним, как с маленьким ребёнком.
Конечно, родителям это доставляет удовольствие,
но в тоже время тормозит полноценное
развитие личности ребёнка. Не нужно делать
за него то, что он мог бы сделать и сам.
Ему нужно дать свободу, но в тоже время
и ограничивать её. Чем раньше чадо научится
быть самостоятельным, тем легче ему будет
в жизни.
Проведенные
исследования показывают, что отклоняющееся
поведение подростков тесно связано с
направленностью и способами их социализации
в семье. Семья является одним из важнейших
институтов ранней социализации. В семье
ребенок усваивает наиболее фундаментальные,
базисные ценности, нормы, поведенческие
стереотипы, формируется эмоциональная
интимная сфера его психики. Дефекты раннего
семейного воспитания трудно исправимы.
Однако, негативные последствия неправильного
воспитания, в том числе и формирование
навыков агрессивного поведения, корыстных
установок, могут быть предотвращены своевременным
вмешательством специалистов, в частности,
практического психолога, социального
работника.
Созданные
сегодня психологические службы семьи
проводят диагностику, психокоррекционную
работу с теми, кто желал бы иметь полноценные
отношения в семье, но не владеет нужным
опытом, не знает, как это сделать и сам
ищет помощи у специалистов. Семьи же с
асоциальной и антисоциальной направленностью,
то есть те, для которых нелады с моралью
и законом — норма жизни, нередко остаются
за пределами семейных психологических
служб, так как представители таких семей
редко самостоятельно обращаются за помощью.
Хотя именно они чаще всего формируют
детей с глубокими отклонениями в поведении.
Не ищут помощи у психологов и педагогов
те, кто считает свою семью сегодня вполне
благополучной. Часто для них правонарушение,
совершенное их «ребенком» — полная неожиданность,
некое «беспричинное» событие. Такие «благополучные»
родители склонны видеть причину случившегося
в неблагополучном стечении обстоятельств,
влиянии улицы, школы, и очень редко в собственных
воспитательных огрехах.
В
результате исследований мы выявили, что
проявления таких социальнонравственных
отклонений в поведении, как насилие в
разрешении межличностных конфликтов,
корыстолюбие, нетерпимость и негативизм
связаны со стилем семейной социализации.
Полученные результаты позволяют дифференцировать
стиль семейного воспитания подростков,
совершивших жестокие насильственные
преступления (убийства, нанесение тяжких
телесных повреждений, квалифицированные
изнасилования в сочетании со злостным
хулиганством) и совершивших корыстные
преступления (кражи личного, государственного
и общественного имущества).
Было
установлено, что несовершеннолетние,
совершившие насильственные посягательства,
в отличие от ненасильственных корыстных
преступников, большое значение придают
правилам, регламентирующим ситуации
применения физического насилия, т.е. «точно
знают», в какой ситуации и как они должны
применять физическую силу. Насильственной
группе посягателей свойственны идеализация
и ритуализация насильственных форм поведения,
что, по нашему мнению, указывает на большую
роль подобных стереотипов в поведенческой
практике этой группы преступников.
Изучение
обстоятельств, обусловивших насильственные
способы решения конфликтных ситуаций,
побудило сопоставить условия семейной
социализации представителей двух групп
несовершеннолетних преступников: насильственной
и корыстной. Исследование показало, что
представители обеих групп воспитывались
в неблагоприятной семейной обстановке:
родители, один или оба, злоупотребляли
спиртным, часто ссорились между собой,
ссоры нередко переходили в драку, ребенка
с детских лет подвергали жестоким физическим
наказаниям.
Эти
дети чаще воспитывались в условиях разделения
семьи на две враждующие группы: ребенок
и мать — с одной стороны, отец — с другой.
В условиях существования внутри семьи
двух враждующих группировок, подростки
легко усваивали навыки агрессивного
насильственного поведения, так как наблюдение
и испытание насилия на себе сочеталось
с высокой мотивационной готовностью
использовать эти образцы в собственной
поведенческой практике, чему способствовали
одобрения со стороны матери, прививавшей
ребенку ложное представление о социальной
справедливости. При этом дети из таких
семей не были лишены материнской опеки,
не испытывали депривации эмоционального
общения с матерью, что облегчило раннее
формирование высокой самооценки, самостоятельности,
умения постоять за себя. Эти дети не имели
трудностей в освоении сферы «Я» — «Другие
люди». Более того, часто они впоследствии
становились лидерами подростковых групп,
носителями агрессивной субкультуры.