Семья и семейная социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Целью написания данной работы является попытка рассмотреть семейную социализацию как процесс формирования социально компетентной личности, выявить его проблемы и противоречия, а также показать, что нарастающая тенденция девиантного поведения в обществе является прямым следствием искажения понятия семьи.
Задачи написания работы:
1. Рассмотреть семью как главного агента социализации;
2. Дать понятие семейной социализации;

Вложенные файлы: 1 файл

соц. педагогика.docx

— 47.59 Кб (Скачать файл)

Дети, совершившие впоследствии корыстные посягательства, чаще воспитывались в эмоциональноотчужденных семьях, что вело к задержке в формировании устойчивости самооценки, личностной определенности, адаптированности.

Изучение семей, которые вызывают или могли бы вызвать отклоняющееся поведение детей, позволило обобщенно разделить их на три группы. К первой группе относятся такие семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю и т. п. или асоциальное поведение. Ко второй группе относятся семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями существует непонимание, дефицит любви, враждебность доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия во взаимоотношениях. Для третьей группы характерны деформации в сфере воспитания: острая ролевая дихотомия, когда отец является авторитетным представителем общественных норм и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка; дефицит заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; преобладание штрафного воздействия на детское поведение; ограничивающий характер требований к ребенку, которые высказываются часто в форме запретов («не делай этого!»), что приводит к дефициту конструктивных элементов в детском поведении; воспитательное воздействие направлено преимущественно на формирование послушания и дисциплины у ребенка. В подобных семьях распространено также либеральное воспитательное воздействие, в результате которого затрудняется формирование последовательной системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерная опека над ребенком со стороны одного или двух родителей; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам социального контроля.

Необходимо отметить, однако, что каждая семья является уникальной системой и проявление вышеперечисленных признаков может быть различным и многовариантным. В системе анализа взаимодействий семьи, школы и среды важными представляются факторы, определяющие жизненную позицию старшеклассников. В этой связи ученикам, родителям и учителям некоторых школ г. Новосибирска был предложен вопрос: «Что определяет жизненную позицию подростка?». Всего было опрошено 139 представителей каждой стороны.

Как видно из таблицы, все категории опрошенных считают семью основой формирования жизненной позиции подростка. При этом, правда, учителя и родители одним из главных влияющих факторов считают наследственные задатки. Обращает на себя также внимание низкая оценка возможностей школы в определении жизненной позиции, особенно учеников и родителей.

Мнение учеников разнопланово. Они отмечают воздействие средств массовой информации, молодежной среды. Эти их суждения вполне согласуются с системой жизненных ценностей подростков, которые подтверждаются многими исследованиями.

Семья располагает не просто большими, а уникальными возможностями для интенсивного общения детей и родителей, передаче детям социальной программы общества — целей и ценностей общества, средств, которыми эти цели и ценности достигаются и сохраняются.

Формирование тонких психологических механизмов, удерживающих личность от отклонения представляет сферу взаимодействия семьи и школы. Однако семья как социальный институт в настоящее время значительно изменилась. Она находится в сфере многочисленных воздействий, одновременно экономических, социальных, правовых и пр. Семья испытывает трудности в приспособлении к динамичному развитию современного общества, к новой экономической ситуации, вызванной вступлением в рыночную систему хозяйствования. Следует помнить, что отдельные сферы жизнедеятельности общества развиваются неравномерно.

Глубокие преобразования, повлиявшие на облик современной семьи, произошли в обществе не одновременно. В литературе встречаются попытки ответить на вопрос «куда направлен процесс изменения семьи?». Ответить точно, наверно, невозможно, но можно согласиться с мнением видного американского социолога Э. Берджесса, который утверждает, что процесс городской индустриализации и сопровождающее его дробление и обезличивание жизни должны усилить потребность в устойчивых личностных отношениях. Семья не исчезает, но изменяется и ее форма, и ее основы.,

Проведенные нами обследования ценностных ориентаций 16летних подростков показали, что при значительных общих изменениях в шкале ценностей ценность семьи остается у них незыблемой. Это залог того, что после родительской семьи они будут создавать собственные семьи. Соглашаясь с оптимистическими прогнозами, одновременно следует реально смотреть на те серьезные изменения, которые рождают не только позитивные, но и негативные последствия, создают новые проблемы в воспитании молодежи.

Семья утрачивает некоторые ценности и меняет приоритет в их реализации, испытывает ослабление общественного контроля за поведением людей, что связано с ростом урбанизации, и ослабление экономической взаимосвязи членов семьи, падение авторитета ее главы — мужчины, что связано с ростом экономической и юридической самостоятельности женщин и т.д. Без укрепления нравственнопсихологической основы семьи будет продолжаться падение ее стабильности со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Семья чрезвычайно чувствительна ко всем процессам, которые происходят в обществе, она отзывается тем или иным образом на них. Сложности и противоречия исторического развития нашего общества наложили отпечаток на жизнь семьи и на ее воспитательные возможности.

Сохранение семьи как воспитательного института особенно значимо сейчас, когда идет коренная ломка традиционной структуры воспитания. Важность семейного воспитания заключается в том, что в семье формируются не только социально значимые функции личности, но и свойственные ей оценочные критерии, эмоциональная инфраструктура, первооснова личностных функций индивида.

 

 

 

Заключение

В результате проделанной работы были изучены особенности семейной социализации в обществе. Главной проблема, которая ставилась в данной работе, является девиантное поведение в обществе.

Была достигнута цель работы: рассмотрен процесс семейной социализации как, т.е. формирование социально компетентной личности, выявлены его проблемы и противоречия, а также показано, что нарастающая тенденция девиантного поведения в обществе является прямым следствием искажения понятия семьи.

Были достигнуты следующие задачи:

1. Рассмотрено понятие семья, как главный агент социализации;

2. Дано понятие семейной социализации;

3. Показано, что социальные аномалии, являются результатом разрушения института семьи;

4. Рассмотрена роль социальной  педагогики в укреплении института  семьи и снижения социальных  аномалий в обществе.

Была подтверждена гипотеза, что через укрепление роли семьи в обществе, как основного института воспитания и взращивания личности возможно преодолеть проблемы социальных аномалий.

Таким образом, Семья — агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости. И только через духовнонравственное совершенствование семьи возможен духовный рост общества.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

 

 Список литературы

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур  и процессов.  М. Социология, 1998.

2.  Булатов М.А. Философия образования. Учебное пособие для студентов ВУЗов.  Киев, "Фита", 2001.

3. Волков А.Г. Семья – объект демографии.  М.: Наука, 1996.

4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические проблемы) – СПб.: Гардарика, 1999.

5. Голод С.И. Семья и брак: истрикосоциологический анализ. – СПб.: Гардарика 1998.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования: Учеб. Пособ. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Иваненков С.П. Проблемы социализации  современной молодежи.  Оренбург.: Издательство ОПУГ, 1999.

8. Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания. Краткий курс лекций.  Киев, МАУП, 1999.

9. Лукашевич Н.П. и др. Социология образования. Конспект лекций.  Киев, МАУП, 2003.

10. Тараданов А.А. Семейный круг: результаты социологических исследований проблем семьи в Уральском регионе.  Челябинск, 2000.

11. Харчев А.Г.   Социология воспитания.  М.: Политиздат, 2000.

12. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы.   М.: ИнфраМ, 1998.

 


Информация о работе Семья и семейная социализация