Семья как институт социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:48, контрольная работа

Краткое описание

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений человек не сможет стать полноценным членом общества.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Семья и воспитание ………………….…………………………………………5
2.Отличие современной семьи от семьи прошлых лет ……………………………………………………………………………………...7
3.Социализация ребенка …………………………………...………………...…11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. социология.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра «Психологии»

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я     Р А  Б О Т А

 

По Социальной психологии

Семья как институт социализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 4 курса, ПП-91

 Специальность: «Педагогика и психология»

БАТЮТЕНКО О.

 

                                                                                                                                          Проверил:

ГОНЧАРОВА Е.В.

 

 

 

Хабаровск 2013

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1.Семья и воспитание ………………….…………………………………………5

2.Отличие современной семьи от семьи прошлых лет ……………………………………………………………………………………...7

3.Социализация ребенка …………………………………...………………...…11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  литературы……………………………………………………………...16

 

 

Введение

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Первоначально понятие  «социализация» пришло из политэкономики. Данный термин означал общение земли, средств производства и т.п.  
В 1887 г. американский социолог Гиддингс Ф.Г. в своей книге «Теория социализации» дал определение, близкое к современному: развитие социальной природы или подготовка человека к социальной жизни.  
Сегодня проблему социализации изучают философы, социологи, психологи, педагоги и др. 

На социализацию влияют: государство (к этому относят  обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных  обстоятельств на общество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемые обществом и государством (материальные, духовные ценности, культура); воспитание. 

Социализация является непрерывным процессом, потому что  человек постоянно взаимодействует  с социумом. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины.  
Объектом социализации является человек. Семья – это первичный институт социализации и одновременно является субъектом.

Семья является важнейшим  институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом  получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений человек не сможет стать полноценным членом общества. 

В данной контрольной работе рассмотрим семью как институт социализации, влияние семьи на социализацию личности, отличие современной семьи от семьи прошлых лет и охарактеризуем социализацию ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Семья и воспитание

О воспитании написано много книг и статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитывать ребенка. Но все сходятся в том, что решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональное развитие. 

Семья – первичная ячейка общества, его социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе.  При этом семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих членов, в реализации их статуса. В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается. 

В семье происходят формирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияние определяющее, потому что ребенок усваивает  атрибуты предписываемого ему пола: особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческие образцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжает помогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.  
После того, как ребенок пойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как условие его изменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет протекать его жизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти и чувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологической структуры личности выступает система общественных отношений.

Но приобретение своего опыта, пусть он и маленький, в  семье в результате познания окружающего  мира, переживаний по поводу поведения  близких людей и его собственные  действия в ответ на их поведение  – один из путей формирования у ребенка качеств, необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми. 

Говоря о семье как  о части системы общественного  воспитания новых поколений, нельзя упускать из виду ее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, - часто того не замечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни в семейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) или подросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает социальную информацию в качестве руководства к действию.  
Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни. Во многом это качество сохраняется в подростковый период. 

Отношение и атмосфера  в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище  от невзгод, но и его модель. Жизнь  предоставляет нам множество  примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые  люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны. 

Итак, семейное воздействие на ребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает все стороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основано на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.  
Здесь речь идет не о чувстве любви и доверии, а об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться своими переживаниями и получать помощь.

 

 

 

2. Отличие современной семьи от семьи прошлых лет

Семья – это основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  взаимопомощью, общностью быта; в  ней вырабатывается совокупность норм и образцов поведения.  
Современная семья очень сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между родителями и детьми изменились, можно сказать, кардинально. Теперь они более привязаны эмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек редко передается детям. Это связано с тем, что сами ребята перестали стремиться к перениманию опыта у старших поколений. 

Но при этом отношения  между родителями и детьми стали  сложнее. Сегодня большинство детей  имеют высокий уровень образования  и могут проводить время вне семьи. Здесь сказался экономический кризис прошлых лет, когда взрослые были вынуждены искать пути для того, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать на двух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это время дети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мере это плохо влияет на их развитие, образование, культуру. В последние годы было замечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие взрослые этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Это неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности родителей. 

В течение долгих лет в сознании людей укоренилось разделение труда. На некоторые профессии брали  только женщин или только мужчин. Да и домашние дела были поделены на «мужские» и «женские». Этот стереотип в настоящее время уходит в прошлое. Теперь с ребенком может заниматься и отец в то время, когда мать зарабатывает себе и им на жизнь.  
При этом на сегодняшний момент, занимать руководящие должности может не только мужчина, но и женщина.

Современные родители не воспринимают опыт своих бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте, личных убеждениях. В какой-то степени это  правильно.  В некоторых семьях принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так, например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободное время. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь – это в порядке вещей. 

Но взаимоотношения в семье имеют основополагающую сущность. Когда ребенок растет среди скандалов и драк он перенимает опыт общения такой же и по-другому не понимает. Чрезмерная опека тоже плохо влияет на детей, они становятся нерешительными, злыми. Да и между взрослыми если нет взаимопонимания, то очень трудно находиться вместе. Особенно, когда требуется поддержка и помощь.  Среди современных семей наблюдаются и такое, что вместе с молодоженами и их детьми, живет и старшее поколение. Это стало нормальным явлением в мире. Очень многие молодые семьи не могут позволить себе приобрести жилье. И дело не в том, что они не хотят.  
В самой простой семье воспитывается хотя бы один ребенок, реже – два. Как правило, их надо отдавать в садик. Но их не хватает и мамы вынуждены находиться дома, воспитывая ребенка. Бабушки и дедушки также вынуждены помогать своим детям, и воспитывать внуков. 

Уже стало нормальным в мире, что существуют семьи, которые  не заключали юридический брак. Социологи  и правоведы ввели такое понятие, как фактическая семья. В этой семье также имеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети.  Нельзя сказать, что в этом случае отношения и ответственность находятся вне правового регулирования и базируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют правовые гарантии, добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов и требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей. 

Несмотря на то, что  прогресс движется вперед, экономика  страны тоже стала достаточно стабильной, и все же существуют неполные семьи. В нашей стране ежегодно заключается  огромное количество браков. Но число разводов и смертей растет из года в год. Чаще всего это материнские семьи (мать и дети), реже – отцовские. Некоторая часть таких семей вновь становится полными после вторичного брака.  
Многие годы успешно функционировала система семейного воспитания, которую можно назвать «автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений. Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляли взаимопомощь и взаимозащиту. В таких семьях дети наблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную роль играло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали за животными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец поведения и защитника.  
При этом нельзя забывать о том, что в те времена темпы взросления детей были огромными. Подрастающее поколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская война, восстановление народного хозяйства – все это требовало от каждого члена общества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения.  
В таких тяжелых условиях ребенку и подростку не уделяли много времени в семье. Но при этом для них всегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно. Каждый член семьи имел свои обязанности. 

Несмотря на то, что  все жили достаточно плохо, семьи  были многодетными. И очень мало было социально-неблагополучных семей, конфликтных. 

Обстановка прошлых лет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но она существенно стимулировала и ускоряла гражданское становление, достижение социальной зрелости.  
Большая часть семей проживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и овощей. Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей постоянно. Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не знают, в чем он заключается.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социализация ребенка

Социализация ребенка  неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь. 

В семье ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и  будущей семейной жизни. Формируется  характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию. 

Помимо этого семья  имеет важное значение в овладении  человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком. 

В процессе воспитания закладываются  и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в  отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.  
Большую роль семья играет в процессе социального развития человека. Так как одобрение, поддержка, безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к различным ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций. 

От того, какая семья (полная или нет, расширенная) зависит  воспитание ребенка. Целью семьи  можно считать – обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных). Современные разводы и рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинами такого могут быть – неразвитее чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, подозрительность.

Информация о работе Семья как институт социализации