Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:48, контрольная работа
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений человек не сможет стать полноценным членом общества.
Введение...................................................................................................................3
1.Семья и воспитание ………………….…………………………………………5
2.Отличие современной семьи от семьи прошлых лет ……………………………………………………………………………………...7
3.Социализация ребенка …………………………………...………………...…11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………...16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Психологии»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По Социальной психологии
Семья как институт социализации
Выполнил:
Студентка 4 курса, ПП-91
Специальность: «Педагогика и психология»
БАТЮТЕНКО О.
ГОНЧАРОВА Е.В.
Хабаровск 2013
Содержание
Введение......................
1.Семья и воспитание ………………….…………………………………………5
2.Отличие современной семьи от семьи прошлых
лет ………………………………………………………………………………
3.Социализация ребенка …………………………………...………………...…11
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Первоначально понятие
«социализация» пришло из политэкономики. Данный термин означал общение земли,
средств производства и т.п.
В 1887 г. американский социолог Гиддингс
Ф.Г. в своей книге «Теория социализации»
дал определение, близкое к современному:
развитие социальной природы или подготовка
человека к социальной жизни.
Сегодня проблему социализации изучают
философы, социологи, психологи, педагоги
и др.
На социализацию влияют: государство (к этому относят обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных обстоятельств на общество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемые обществом и государством (материальные, духовные ценности, культура); воспитание.
Социализация является
непрерывным процессом, потому что
человек постоянно
Объектом социализации является человек.
Семья – это первичный институт социализации
и одновременно является субъектом.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений человек не сможет стать полноценным членом общества.
В данной контрольной работе рассмотрим семью как институт социализации, влияние семьи на социализацию личности, отличие современной семьи от семьи прошлых лет и охарактеризуем социализацию ребенка.
О воспитании написано много книг и статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитывать ребенка. Но все сходятся в том, что решающую роль в воспитании играет семья. От того, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональное развитие.
Семья – первичная ячейка общества, его социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне она концентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений, существующих в обществе. При этом семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих членов, в реализации их статуса. В младенчестве семья играет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации. Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.
В семье происходят формирование
психологического пола ребенка. В первые
3 года жизни это влияние
После того, как ребенок пойдет в детский
сад, он попадает в среду, которая выступает
как условие его изменения и развития.
Человек сам создает среду, в которой будет
протекать его жизнь. Изменив ее, личность
меняется, меняются нравы, привычки, страсти
и чувства. Здесь фактором формирования
личности и развития психологической
структуры личности выступает система
общественных отношений.
Но приобретение своего
опыта, пусть он и маленький, в
семье в результате познания окружающего
мира, переживаний по поводу поведения
близких людей и его
Говоря о семье как
о части системы общественного
воспитания новых поколений, нельзя
упускать из виду ее значимость в этой
системе. Именно родители, семья в целом, - часто того не
замечая – вырабатывают у детей комплекс
базовых социальных ценностей, ориентаций,
потребностей, интересов и привычек. Эти
первые уроки жизни в семейном укладе
создают основу, исходя из которой, ребенок,
юноша (девушка) или подросток избирательно
воспринимает, перерабатывает, усваивает
или отбрасывает социальную информацию
в качестве руководства к действию.
Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности
детей в ранний период их жизни. Во многом
это качество сохраняется в подростковый
период.
Отношение и атмосфера в семье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод, но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочности убеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детские годы от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегда такие примеры положительны.
Итак, семейное воздействие на ребенка уникально
по интенсивности и результативности.
Ведь оно охватывает все стороны формирующейся
личности, продолжается многие годы непрерывно
и основано на эмоциональных отношениях
детей и родителей между собой.
Здесь речь идет не о чувстве любви и доверии,
а об ощущениях детьми своей безопасности,
защищенности, возможности делиться своими
переживаниями и получать помощь.
2. Отличие современной семьи от семьи прошлых лет
Семья – это основанная
на браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны
взаимопомощью, общностью быта; в
ней вырабатывается совокупность норм
и образцов поведения.
Современная семья очень сильно отличается
от семьи прошлых лет тем, что отношения
между родителями и детьми изменились,
можно сказать, кардинально. Теперь они
более привязаны эмоционально друг к другу.
Так, накопленный опыт дедушек и бабушек
редко передается детям. Это связано с
тем, что сами ребята перестали стремиться
к перениманию опыта у старших поколений.
Но при этом отношения
между родителями и детьми стали
сложнее. Сегодня большинство детей
имеют высокий уровень
В течение долгих лет в сознании
людей укоренилось разделение труда.
На некоторые профессии брали
только женщин или только мужчин. Да и
домашние дела были поделены на «мужские»
и «женские». Этот стереотип в настоящее
время уходит в прошлое. Теперь с ребенком
может заниматься и отец в то время, когда
мать зарабатывает себе и им на жизнь.
При этом на сегодняшний момент, занимать
руководящие должности может не только
мужчина, но и женщина.
Современные родители не воспринимают опыт своих бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте, личных убеждениях. В какой-то степени это правильно. В некоторых семьях принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так, например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободное время. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь – это в порядке вещей.
Но взаимоотношения в семье имеют
основополагающую сущность. Когда ребенок
растет среди скандалов и драк он перенимает
опыт общения такой же и по-другому не
понимает. Чрезмерная опека тоже плохо
влияет на детей, они становятся нерешительными,
злыми. Да и между взрослыми если нет взаимопонимания,
то очень трудно находиться вместе. Особенно,
когда требуется поддержка и помощь. Среди
современных семей наблюдаются и такое,
что вместе с молодоженами и их детьми,
живет и старшее поколение. Это стало нормальным
явлением в мире. Очень многие молодые
семьи не могут позволить себе приобрести
жилье. И дело не в том, что они не хотят.
В самой простой семье воспитывается хотя
бы один ребенок, реже – два. Как правило,
их надо отдавать в садик. Но их не хватает
и мамы вынуждены находиться дома, воспитывая
ребенка. Бабушки и дедушки также вынуждены
помогать своим детям, и воспитывать внуков.
Уже стало нормальным
в мире, что существуют семьи, которые
не заключали юридический брак. Социологи
и правоведы ввели такое
Несмотря на то, что
прогресс движется вперед, экономика
страны тоже стала достаточно стабильной,
и все же существуют неполные семьи.
В нашей стране ежегодно заключается
огромное количество браков. Но число разводов и смертей растет
из года в год. Чаще всего это материнские
семьи (мать и дети), реже – отцовские.
Некоторая часть таких семей вновь становится
полными после вторичного брака.
Многие годы успешно функционировала
система семейного воспитания, которую
можно назвать «автоматической». Воспитывался
в первую очередь сам уклад семейных отношений.
Семья была преимущественно многодетной,
члены ее активно осуществляли взаимопомощь
и взаимозащиту. В таких семьях дети наблюдали
трудовую деятельность родителей и участвовали
в ней. Огромную роль играло то, что дети
практически постоянно находились на
природе, наблюдали за животными. А авторитет
отца и других старших членов семьи служил
как образец поведения и защитника.
При этом нельзя забывать о том, что в те
времена темпы взросления детей были огромными.
Подрастающее поколение вступало в жизнь
в экстремальных ситуациях. Гражданская
война, восстановление народного хозяйства
– все это требовало от каждого члена
общества готовности участвовать в общих
делах и выполнять посильные поручения.
В таких тяжелых условиях ребенку и подростку
не уделяли много времени в семье. Но при
этом для них всегда был определен круг
обязанностей, которые выполнялись беспрекословно.
Каждый член семьи имел свои обязанности.
Несмотря на то, что
все жили достаточно плохо, семьи
были многодетными. И очень мало
было социально-неблагополучных
Обстановка прошлых лет отрицательно
сказалась на материальном уровне, психологическом.
Но она существенно стимулировала и ускоряла
гражданское становление, достижение
социальной зрелости.
Большая часть семей проживала в сельской
местности и жила за счет выращенных фруктов
и овощей. Здесь дети могли наблюдать за
трудовой деятельностью родителей постоянно.
Сейчас и в городских и в сельских семьях
дети видят, как родители собираются на
работу и приходят с работы. Но они не наблюдают
труд родителей и не знают, в чем он заключается.
Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.
В семье ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию.
Помимо этого семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком.
В процессе воспитания закладываются
и формируются ценностные ориентации
человека, которые проявляются в
отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления,
планы и способы их достижения.
Большую роль семья играет в процессе
социального развития человека. Так как
одобрение, поддержка, безразличие или
осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться
к различным ситуациям, искать выход из
сложных жизненных ситуаций.
От того, какая семья (полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Целью семьи можно считать – обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных). Современные разводы и рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинами такого могут быть – неразвитее чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, подозрительность.