Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:48, контрольная работа
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений человек не сможет стать полноценным членом общества.
Введение...................................................................................................................3
1.Семья и воспитание ………………….…………………………………………5
2.Отличие современной семьи от семьи прошлых лет ……………………………………………………………………………………...7
3.Социализация ребенка …………………………………...………………...…11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………...16
Но если в семье присутствует человек, который считается алкашом, наркоманом, то развод, с точки зрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдая пьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удается изменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей.
Расширение бытовых
удобств повлекло за собой проблемы.
Они ограничивают участие детей
от домашнего труда. Данную ситуацию
усугубили и сами родители, когда стараются оградить ребенка от труда
и помощи по дому. Такие дети вырастают
эгоистами, которые считают, что родители
обязаны их обслуживать. Сложности семейного
воспитания связаны с деятельностью массовой
информации, с формируемыми кино, прессой,
телевидением, радио образами людей, которым
хочется подражать, считать идеалом, быть
в чем-то похожим. Так, хулиганы, антигерои,
наркоманы, тунеядцы в фильмах и компьютерных
играх воспринимаются как наблюдаемые
в жизни. Таких героев подают без нравственной
оценки, что приводит к дезадаптации общественного
мнения подростков.
Правильная позиция семьи может нейтрализовать
такие сложности в воспитании, как участие
СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате
ее ошибок. Если в семье четко стоят цели
и задачи, которые она стремиться достичь,
то ребенок вырастет более уверенным в
своих силах, подготовленным к жизни.
В каждой семье есть две крайности. Одна, когда родители считают, что ребенок еще маленький, чтобы помогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника». Это не лучший метод воспитания. Вторя крайность – гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании и распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.
В семье, где стоит
постоянный контроль и присутствует
авторитарный стиль, происходит отчуждение
взрослых от младших, враждебность по
отношению к окружающим, агрессия и протест. Это связано с тем,
что контроль над мыслями, желаниями, поведением
приводит к сопротивлению ребенка. За
это его наказывают и бьют. Дети, вырастающие
в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными
и апатичными.
В демократической семье родители стараются
установить хорошие отношения с детьми,
привлекают их к решению проблем, поощряют
инициативу и самостоятельность. В таких
условиях все обсуждается, объясняется.
Ценится независимость и послушание. Ребенок
вырастает самостоятельным, активным,
дружелюбным, ответственным. В реальности
эти стили воспитания в чистом виде встречаются
редко. Обычно, встречаешь смешанный стиль
или компромиссный. Доброжелательная,
здоровая атмосфера создает условия для
развития ребенка и взрослого. Дает пристанище
среди невзгод, где можно получить помощь
и поддержку, любовь и признание. Каждый
человек стремится к самосовершенствованию,
саморазвитию.
Итак, от того, какая культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в достижении их своим родителям.
Заключение
Процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья.
Семья – это неотъемлемая
ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось
без семьи. Поэтому развитие ее, укрепление,
стабилизация – дело не только государства
и общества, но и, прежде всего самих супругов.
Это важно. Ведь именно в семье начинается
формироваться личность будущего члена
общества. Перенимание традиций сплачивает
семью. Живой пример родителей очень важен
в развитии ребенка.
Развитие человека во взаимоотношениях
и под влиянием окружающей среды можно
определить как результат его социализации,
т.е. усвоение и воспроизводство культурных
ценностей и социальных норм, а также саморазвитии
и самореализации в том обществе, в котором
он живет.
Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. В семье закладываются взаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности, которые становятся нормой.
Список литературы
2. Крысько, В.Г.Социальная психология: учебник для студентов вузов / В.Г. Крысько.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.
3. Майерс, Д. Социальная психология/Д. Майерс. – Спб.: ПИТЕР, –
2005.(Мастера психологии).
4. Мудрик А.В. «Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластелино. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005.
5. Социальная психология. Хрестоматия. / Под. ред. Е.П. Белинскойэ О.А. Тихомандрицкой. - М., 1999.
6. Шакурова М.В. «Методика и технология работы социального педагога». – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.