Семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить особенности социальной работы с семьёй.
Исходя из цели, определились следующие задачи:
- выявить основные подходы к исследованию семьи;
- описать основные формы и технологии социальной работы с семьёй;
- охарактеризовать социальную поддержку и социальную защиту семьи как направления социальной работы;
- разработать программу и инструментарий исследования оценки населения с. Чемал качества их жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс Сладкова.docx

— 62.71 Кб (Скачать файл)

- работа по обеспечению  занятости членов семей, изучение  рынка труда, информирование о  наличии вакансий для трудоустройства,  организации профессиональной подготовки  и переподготовки;

- рекламно-пропагандистская  работа: реклама услуг, предоставляемых  отделами и учреждениями по  социальной работе, задач и содержания  оказываемой им социальной помощи;

- аналитико-прогностическая  работа: изучение демографической  ситуации, тенденций и причин  социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве  и спектре оказываемой социальной  помощи семьям, актуальной и перспективной  потребности в ней, разработка  на этой основе предложений  по корректировке и совершенствованию  социальной работы, планированию  социального развития, учету демографических  факторов и показателей при  строительстве жилья и социально-культурных  объектов;

- медико-социальная  работа: индивидуальная работа по  предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления  наркотиков, малоподвижного образа  жизни и т.д.), подготовке членов  семей к рождению ребенка, профориентация  молодежи с учетом состояния  их здоровья;

- работа по снятию  нервно-психических и физических  нагрузок, предупреждению и профилактике  заболеваний ,связанных с перегрузками  нервной и мышечной системы,  обучению передовым методам физической  и психической культуры.[9, c.  347]

Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж семей, имеющих  неблагополучные психологические  и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с  детьми, семейных конфликтов.

Создание условий  для формирования среды общения  и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся  центры досуга, бюро путешествий и  туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место  жительства (содействие в получении  пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности  и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим  детей семьям, имеющим неблагоприятные  социально-правовые условия; организация  работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.

Социальная реабилитация и адаптация членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др.

Информирование  и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов семей в различных видах  деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно  получить в центрах документации и информации, юридических службах  и т.п.

Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют  и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в  положении конкретной службы.

Можно выделить  основные формы государственной помощи молодым семьям:

-     денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;

-     трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;

-     бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);

-социальное обслуживание  молодых семей (оказание конкретной  психологической, юридической помощи, консультирование, социальные выплаты).[9,c.348]

К технологиям, используемых в случаях семейной жестокости, относится  также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность  женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте  кризис семейной ситуации. Но ограничиваться только таким видом помощи нельзя, ибо неразрешенные семейные конфликты  периодически обостряются. Поэтому  необходимо прибегнуть к среднесрочным  программам помощи, ориентированным  на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, с первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает  выявление основной причины злоупотребления  спиртными напитками и сопутствующих  обстоятельств. Причинами злоупотребления  алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного  статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или  социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем.

Составляется программа  работы с наркозависимым лицом, его  семьей, социальным окружением — это  лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, малоэффективна. После реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с  такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи  к безалкогольному образу жизни  и построению иной системы взаимоотношений.

Работа с конфликтной  семьей или семьей, эмоциональный  климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Возникшие трудности могут  быть обусловлены любой из названных  причин. Следует отметить, что внешние  затруднения — материально-экономические  ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., — как  правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться  и стать причиной постоянных конфликтов. К активно применяемым методам  относится так называемая да-терапия  — аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие  супруги рационализируют свои в  целом негативные эмоционально-психические  взаимоотношения.

Надо сказать, что  осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку  обнаруженное и осознанное затруднение  заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

   Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем — это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

   Таким образом,  основными формами и методами социальной работы с семьями являются: информационная работа, работа по обеспечению занятости членов семей, рекламно-пропагандистская работа, аналитико-прогностическая работа, медико-социальная работа работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний ,связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры.

 

 

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ

 2.1 Социальная поддержка и социальная защита семьи как направления социальной работы

 

   Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их  нормального развития, существования.  
   Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих  услуг  могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования.    Социальное обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.  
   Неоценимую рол в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:  
·        многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;  
·        малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;  
·        семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;  
·        семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.[4,c.261]  
Их основными задачами являются:  
1.                Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.  
2.                Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.  
3.                Поддержка семей в решении  проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.  
4.                Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. (Подробнее рассмотрим в следующем параграфе).  
5.                Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности  в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.  
6.                Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь. Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами  которых являются:  
-            повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;  
-            помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;  
-            повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;  
-            помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных  психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;  
-            Психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально – экономическим условиям жизни;  
-            регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье.[4,c.275]          

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека.  Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.  Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.  
   В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др.  Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.  Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:  
- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);  
- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);  
- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);  
- социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);  
- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка  определенных программ адресной помощи);  
.- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)[5,c.132].  
   Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

   Социальная работа с семьей состоит из:  
1.                Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально  функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз;  формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и  др.   
   В настоящее время в России сложились  четыре основных формы  социальной защиты семей, имеющих детей:  
    Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).     

Информация о работе Семья как объект социальной работы