Семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить особенности социальной работы с семьёй.
Исходя из цели, определились следующие задачи:
- выявить основные подходы к исследованию семьи;
- описать основные формы и технологии социальной работы с семьёй;
- охарактеризовать социальную поддержку и социальную защиту семьи как направления социальной работы;
- разработать программу и инструментарий исследования оценки населения с. Чемал качества их жизни;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс Сладкова.docx

— 62.71 Кб (Скачать файл)

 Трудовые, налоговые,  жилищные, кредитные, медицинские  и другие льготы семьям с  детьми, родителям  и детям.  
     Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно  практические конференции и конгрессы.  
     Федеральные, региональные  целевые  и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.  
2. - Социальная поддержка семьи предполагает  формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д.  она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог – педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи  предполагает меры  предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае  смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.  
   Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:  
·        сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;  
·        предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;  
·        содействие в открытии предприятий семейного типа;  
·        профессиональная ориентация детей и подростков;  
·        выплата пособий по временной не занятости;  
·        консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;  
·        оказание помощи в кадровом обеспечении;  
·        социально – психологическая работа с клиентами.  
   Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.[5,c.159]

   Таким образом,социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.  
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой. Проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи остаются актуальными и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Программа и инструментарий исследования оценки населения с. Чемал качества их жизни

 

   Актуальность данного исследования обусловлена современным положением современной семьи в обществе. Социально-экономическая обстановка в стране повлияла на то, что семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей, состоянием их здоровья, психологическими проблемами.

Целью данного опроса было изучение социального положения  семей и выявление их проблем.

Для выполнения исследовательской  части данной работы были разработаны  вопросы, охватывающих различные стороны  жизни семьи, ее потребностей, а также  вопросы, помогающие понять, как семья  живет в настоящее время.

Опрос проводился среди семей с.Чемал на базе «Бюджетного учреждения  Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чемальского района»».

В опросе приняли участие 50 родителей: из них 80% составили женщины, и 20% — мужчины. Как видим, не все  отцы приняли участие в опросе, поэтому, анализируя ответы, мы учитывали  факт наличия или отсутствия семейной пары среди наших респондентов.

По социальному статусу  респонденты распределились следующим  образом: из служащих — 39%, из рабочих  — 36%, из крестьян — 4%, и не дали ответа на этот вопрос 21% родителей. Национальный состав: 76% — составляют русские, 18% — алтайцы, 6% составили другие национальности.

Возрастная структура  опрашиваемых родителей выглядит следующим  образом: основная масса находится  в возрастной группе от 18 до 44 лет, это 83%, в возрастной группе от 45 и старше — 17%.

Подавляющее большинство (74%) опрошенных семей имеют в своем  составе двух-трех детей. Далее семьи  в зависимости от количества детей  распределились так: 10% — имеют четырех  детей, 8%-одного ребенка и 8% - 5 и более  детей.

Опрос показал, что большинство  респондентов (66%) состоит в юридическом  браке. В церковном браке — 4%, одновременно в церковном и юридическом  браках — 5%, в браке не состоят 19% опрошенных, 6% считают, что они состоят  в гражданском браке.

Среднее и средне-специальное  образование среди опрошенных родителей  имеют 59%, высшее и незаконченное  высшее образование — 39%, а неполное среднее — лишь 2%.

Таким образом, образовательный  уровень большинства опрошенных родителей достаточно высок.

Более половины опрошенных трудоустроены (54%), а 43% — нет. Такой  высокий процент нетрудоустроенных  родителей объясняется тем, что  в опросе приняли участие 75% женщин. Большинство матерей занимаются детьми, некоторые не работают по состоянию  здоровья или просто не могут найти  работу по своей квалификации или  в соответствии со своими интересами. Кроме того, часть опрошенных женщин поделилась тем, что работодатели не приветствуют работниц с малолетними  детьми.

Из числа опрошенных 28% нуждаются в трудоустройстве, 20% хотели бы устроить на работу своих  детей. Причем среди тех, кто нуждается  в работе, многие не отказались бы от получения дополнительного образования. На вопрос: «Нуждаетесь ли вы в основном и дополнительном образовании для себя?» — утвердительно ответили более трети респондентов (возраст опрашиваемых в данном случае не имеет существенного значения). И в молодой, и в старшей группе соотношение желающих учиться примерно одинаково. В дополнительном образовании для своих детей нуждается уже подавляющее большинство респондентов — 73%, и лишь 11% ответили «нет», 2% — «не знаю», остальные не дали ответа на этот вопрос.

Приведенные цифры свидетельствуют  о том, что существующий в настоящее  время уровень основного образования  явно недостаточен и люди хотят получить дополнительное образование, чтобы  устроиться на более высокооплачиваемую работу. А это на сегодняшний день связано с большими материальными  затратами, которые многие семьи  не могут себе позволить.

Удовлетворенность работой  высказали 14% респондентов, 53% дали отрицательный  ответ, 33% уклонились от ответа. Таким  образом, многие родители не вполне удовлетворены  своей работой. 40% опрошенных имеют  стаж работы от 10 до 20 лет, 34% — от 20 до 30 лет, 10% — до 10 лет, а 4% — от 30 до 40 лет. Причем инвалидность имеют только 2% опрошенных, остальные – молодые  здоровые люди, стремящиеся внести свой вклад в развитие общества.

Основным источником доходов  является заработная плата — так  ответили 72% респондентов, 6% ориентированы  на различные пособия, 5% — на пенсии, 1% — на помощь родственников, 15% по различным  причинам не дали ответа на этот вопрос. Если многие удовлетворены самим  характером своей работы, то на вопрос об удовлетворенности размером оплаты лишь 10% удовлетворительно ответили на этот вопрос, 53% — отрицательно, а 37% не дали ответа. Естественно, если заработная плата на основном месте работы низка и не может обеспечить сносное существование людям, они вынуждены искать приработок на стороне (разумеется, за счет своего свободного времени и здоровья). Так желаемым видом занятости 41% опрошенных назвали «частичную занятость», 16% — подработку и лишь 13% — полную занятость, треть респондентов оставили этот вопрос без ответа.

На вопрос: «Как вы проводите  свой досуг?» 45% отметили, что свободного времени у них нет; 28% респондентов предпочитают проводить свободное  время с детьми, в кругу семьи; 15% заняты домашними заботами, работой  в деревне или на даче; 5% предпочитают активный отдых, занимаются спортом, туризмом, любят рыбалку; 5% проводят время  за чтением и рукоделием; 2% отдают свободное время телевидению.

Анализ свободного времени  детей из опрошенных семей дает несколько  иную картину. Ответы распределились следующим  образом: 33% детей, по мнению родителей, предпочитают игры, прогулки и спорт; 10% отдают предпочтение чтению, рисованию; 8% занимаются в различных кружках, студиях, музыкой; 9% проводят досуг  в кругу семьи, дома, на даче; 6% отдают свое время кино, телевидению, компьютеру; 27% респондентов не дали ответа на этот вопрос, а 7% сказали: «когда как».

Следовательно, более трети (учитывая два последних показателя) детей, по мнению их родителей, не знают, куда себя деть и как использовать свободное время. А это самое  тревожное, поскольку бесконтрольность и отсутствие каких-либо интересов, способных увлечь юного человека, может привести его к асоциальным  поступкам и действиям. Тем более  что взрослые члены семьи далеко не всегда могут заполнить духовный вакуум детей, а подчас не имеют для  этого ни моральных, ни материальных возможностей.

На вопрос «Удовлетворены ли вы уровнем социальной поддержки, оказываемой вам федеральными/местными органами власти?» 57% многодетных родителей  ответили «нет», и лишь 18% ответили на этот вопрос утвердительно. 17% затруднились с ответом, а 8% опрошенных вообще не дали на него ответа. Причем на аналогичный  вопрос об уровне социальной поддержки, оказываемой общественными, благотворительными организациями, получены более оптимистичные  ответы: 23% удовлетворены их деятельностью, 41% — нет, 26% ответили «не знаю», а 10% не дали ответа. Это говорит о  том, что благотворительные организации, общественные фонды ближе к населению, которое нуждается в социальной поддержке, но помощь, которую такие  организации могут оказать, явно недостаточна, и информация об их деятельности, как правило, отсутствует.

В опросе большое внимание уделялось вопросу о том, какие  виды социальной помощи необходимы семье. В первую очередь необходима материальная помощь. В ней нуждаются 79% опрошенных. 13% родителей не дали ответа на этот вопрос, а 4% ответили «не знаю» или  «нет». В юридической помощи нуждаются 33% респондентов, в психологической  — 20%. Но многие родители не дали ответа о нуждаемости в юридической  или психологической помощи. Это  говорит скорее о недостаточности таких служб в селе, чем об отсутствии реальных потребностей в них.

На вопрос о том, какую  помощь может оказать Центр помощи семьи и детям, 69% респондентов ответили, что хотели бы получать консультационную поддержку по различным проблемам, 23% - психологическую помощь, 9% - помощь в содействии материального обеспечения. Большинство респондентов (72%) хотели бы получать комплексную помощь со стороны сотрудников центра.

Хотя 77% респондентов имеют  отдельные квартиры, жилищные условия  семей оставляют желать лучшего. Только 9% опрошенных имеют более 18 м2 на одного человека, 20% — от 10 до 18 м2, а большинство, 48%, — до 10 м2. На вопрос: «Нуждаетесь ли вы в улучшении жилищных условий?» — 71% опрошенных ответили утвердительно и только 17% — отрицательно, остальные дали неопределенный ответ или не дали его вовсе. Многие семьи живут в старом, ветхом жилье , 48% домов нуждаются в ремонте.

Другие же виды социально-бытовых  услуг необходимы значительно меньшему числу опрошенных (вероятно, только тем, кто по состоянию здоровья не может обслуживать себя сам, но таких  очень немного), остальные предпочитают обслуживать себя сами. Но поскольку  существуют другие виды социальной помощи, необходимо выяснить, как относятся  к ним семьи и в чем конкретно  они более всего нуждаются.

Анализ данных показывает, что наиболее популярны у семей  льготные распродажи и разовая продовольственная  помощь. Отсюда вытекает необходимость  в развитии сети недорогих льготных магазинов для семей.

70% респондентов хотели  бы участвовать в культурно-массовых  мероприятиях (независимо от принадлежности  к той или иной возрастной  группе), 56% хотели бы заниматься  спортом. Об активной жизненной  позиции свидетельствуют также  и такие данные, что 21% респондентов  хотели бы заниматься общественной  деятельностью, 17% — участвовать  в художественной самодеятельности.

Таким образом, основными  проблемами современной семьи с.Чемал являются материальное обеспечение, обеспечение жильем, недостаточная поддержка со стороны государства, отсутствие времени на проведение досуга в силу большой занятости, минимум времени на общение с детьми.

подходов к изучению семьи достаточно много.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Актуальность исследования была обусловлена тем, что в современных  условиях социальная работа с семьей сегодня приобрела особую роль в  связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Новые социально-экономические  условия, продиктованные переходом  к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов  и форм социальной работы.

Нами были рассмотрены теоретические аспекты социальной работы с семьей : рассмотрены основные подходы к исследованию семьи и обозначены формы и технологии социальной работы с семьёй, были проанализированы основные направления социальной работы с семьей, проведен анализ результатов исследования по проблемам и социальному положению семей в с.Чемал.

Информация о работе Семья как объект социальной работы