Семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Семья: понятие и основные проблемы………………………………..7
1.1 Сущность понятия «семья» и тенденции ее развития……………………...7
1.2 Типы и социальные функции семьи……………………………………........8
1.3 Социальные проблемы семьи………………………………………….........14
Глава 2. Особенности социальной работы с семьями…………………………18
2.1 Правовые нормы семейно-брачных отношений ………………………….18
2.2 Структура и задачи социальной работы с семьями……………………..21
2.3 Формы и методы социальной работы с семьей …………………………...24
Заключение………………………………………………………………….........29
Список литературы………………………………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Семья как объект социальной работы.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Работа по обеспечению занятости членов семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи семьям, актуальной и перспективной потребности в ней.

Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением. [8]

Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.

Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

Совокупность приемов и методов деятельности субъек­тов и объектов социальной работы, рассматривающих соци­альные проблемы клиентов, как способов стимулирования раз­вития их собственных сил, конструктивной деятельности в социуме по изменению неблагоприятной жизненной ситуа­ции служат достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разре­шению возникающих проблем, конфликтных ситуаций.

Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки мето­дов обусловлена и  необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе с семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.

В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии; размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Перед обновляющимся российским обществом в начале третьего тысячелетия на фоне многообразия социально-экономических, демографических, экологических и других задач социальной политики всё отчётливее проявляются проблемы социально-педагогического свойства. Наиболее остро дают о себе знать в сфере социальной работы с семьёй, концентрирующей сегодня на себе многие негативные последствия спонтанного внедрения в стране рыночной экономики.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределами государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества.

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести беседу, прием, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья.

Социальный работник должен не только помогать, семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Современная семья переживает сложный период развития: осуществляя переход от традиционной модели к новой, меняются виды семейных отношений.

Раскрывая тему курсовой работы,  была сделана попытка сосредоточить внимание на особо важных задачах – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставлении социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти.

Важную роль в осуществлении социальной работы с семьей и детьми сыграли указы Президента Российской Федерации, в которых рассматриваются конкретные вопросы социальной защиты этой категории населения.

В целом семья как клиент социальной работы имеет важное значение в рамках федеральной семейной политики и направлена на стабилизацию института семьи, ее социальную адаптацию и развитие внутренних резервов.

В древние времена Аристотель учил: «Всякая семья составляет часть государства».  В наше время необходимо создание системы социальной защиты семьи, развитие инфраструктуры ее социального обслуживания социальное благополучие семьи во многом определяет состояние общества в целом, поэтому работа с семьей является одним из стратегических направлений государственной социальной политики и требует дальнейшего совершенствования и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Семейный кодекс РФ. 8 декабря 1995 г.

2. Кодекс о браке и семье РСФР.

3.ФЗ «Основные направления молодежной политики в РФ».

4.Программа правительства РФ «Молодежь России».

5. Антонов А.И., Метков В.М. «Социология семьи».  – М., 1997.

6. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.

7. Буров С.Н. «Брачно-семейные отношения». – М.,1993.

8. Буянова М.О., Гусов К.Н. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

9. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века». – С-Пб.,1999.

10. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни». – М.: Просвещение ,1991.

11. Гидденс Э. «Социология». – М.: 1999.

12. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. – М., 2006.

13. Дементьева И.Ф. «Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи». – М., 1991.

14. Дорохова М.В. «Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации». – ч. 2. – М., 1999.

15.  Жедунова Л.Г., Можаровский И.А., Посысоев Н.Н., Юрасова Е.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

16. Зацепин В.И. О жизни супружеской. – М., 1978.

17. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи». –  М., 2004.

18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005.

19. Книга молодой семьи/ В.Лисовский Л.Вебер и др. – Л.: Лениздат 1990.

20. Кузнецова М.В. «Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. Социальная работа с семьей». –  М., 1995.

21.Лисовский В., Вебер Л. и др. «Книга молодой семьи». –  Л.: Лениздат, 1990.

22. Панкова Л.М. Для будущих супругов. – М.: Мысль, 1988.

23. Проблемы семьи и современной политики. Вып. 3. – М. 1993.

24. Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.

25. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

26. «Социальная работа с семьей». – Москва-Тула, 1997.

27. «Справочное пособие по социальной работе». –  М., 1997.

28. «Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления». Учебное пособие/ под редакцией В.П. Малыхина. – М., 2000.

29. Теория и методика, социальной работы. Вып.1. – М., 1993. – Тема 7.- С. 62.

30. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2003.

31. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. – М., 2002.

32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990.

33. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. аскета, 1989.

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Тест-опросник

(диагностика мотивационной структуры личности)

 

1.                  В своем поведении нужно придерживаться следующих принципов:

a.                  «время – деньги», нужно стремиться их больше заработать;

b.                 «главное здоровье», нужно беречь себя и свои нервы;

c.                  свободное время нужно проводить с друзьями;

d.                 свободное время нужно отдавать семье;

e.                  нужно делать добро, даже если это дорого обходится;

f.                   нужно делать все возможное, что бы завоевать свое место под солнцем и превосходить других;

g.                 нужно приобретать больше знаний, разбираться в искусстве, что бы понять причины и сущность того, что происходит вокруг;

Информация о работе Семья как объект социальной работы