Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:58, доклад

Краткое описание

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое состояние общества.

Вложенные файлы: 1 файл

неблагополучные семьи.docx

— 23.85 Кб (Скачать файл)

1. Семья как социальный институт.

 В жизни каждого  человека семья занимает особое  место. В семье растет ребенок,  и с первых лет своей жизни  он усваивает нормы общежития,  нормы человеческих отношений,  впитывая из семьи и добро,  и зло, все, чем характерна  его семья. Став взрослыми,  дети повторяют в своей семье  все то, что было в семье  его родителей.

 В семье регулируются  отношения ребенка к окружающему,  в семье он получает опыт  нравственности, моральных норм  поведения.

 Семья рассматривается  как самый малый социальный  институт, как социальная ячейка  общества. От состояния семьи  зависит состояние государства.  В семье родители и дети  связаны духовной общностью. От  уровня духовной культуры в  семье зависит и уровень духовной  культуры общества.

Экономическое состояние  семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как  ребенок приучен к труду и  как подросток выберет профессию  и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку»  общества немало зависит экономическое  состояние общества.

 Осуществляя социальную  функцию, семья формирует в  зависимости от ее культурного,  социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена,  особенности жизни и увлечения  семьи – все зависит от социальной  политики государства.

Социализация в семье  зависит от состава семьи. Сегодня  нет больших семей, в которых  живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в  семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное состояние  семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых  крупных изменений, таких, как реорганизация  системы, кризис политической и экономической  системы.

Классическая формула  – семья как социальный институт – определяет семью как объединение  людей в браке, связанное общностью  быта и взаимной ответственностью.

Брак - это исторически  меняющаяся социальная форма отношений  между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь  и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности  с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается  система связей, система отношений  не только супругов, но и детей, а  также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

- вступление в брак;

- рождение первого ребенка;

- окончание деторождения (последний ребенок);

- «пустое гнездо» - выделение  из семьи последнего ребенка;

- прекращение семьи со  смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

Развитие семьи проходит несколько стадий.

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой  семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья  из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками  или друзьями, которые могут стать  фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда  все устоялось, дети устроились в  отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как  ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так  как они могут по состоянию  здоровья заботиться о детях разведенной  дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

 

2. Функции семьи.

Основной функцией семьи  является репродуктивное, биологическое  воспроизводство населения. Это  основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций  семьи. Это:

- воспитательная – социализация  молодого поколения;

- хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

- экономическая – получение  материальных средств одних членов  семьи для других, материальная  поддержка несовершеннолетних и  престарелых;

- социальный контроль  – ответственность членов семьи  за поведение ее членов в  обществе, в различных сферах  деятельности, это обязанность между  супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

- духовное общение –  духовное обогащение каждого  члена семьи;

- социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

- досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

- эмоциональная – осуществление  психологической защиты каждого  члена семьи, организация эмоциональной  стабильности личности, психологической  терапии.

Социальная функция семьи.

В любом государстве, где  провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как  основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.

От поведения отца и  матери, их роли в воспитании детей  зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребенка в  общество, именно в семье ребенок  получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В дошкольном (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

 В семье укрепляют  здоровье детей, развивают их  задатки и способности, заботятся  об образовании, развитии ума,  воспитании гражданина, решают их  судьбу и будущее.

 

 В семье закладываются  гуманные черты характера, доброта  и сердечность ребенка, он учится  отвечать за свои поступки. В  семье ребенок приучается трудиться,  выбирает профессию, юноша готовится  к самостоятельной семейной жизни,  приучается продолжать традиции  своей семьи.

Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

 Анализ социального  влияния семьи на личность  показал, что на 40% людей в их  жизни повлияла семья, на 30% - средства  массовой информации, на 20% повлияла  школа, на 10% повлияла улица.

 

3.  Типология семьи.

 Рассматривая типы  семей, обратимся к самой распространенной  современной семье – семье,  состоящей из многих поколений.  В этой семье живут вместе  и дети, и дедушки, и бабушки  по отцовской и по материнской  линии. Но сейчас дети чаще  живут отдельно, сохраняя родственные  отношения одной семьи, отношения  ответственности и солидарности  поколений.

 Существует семья,  состоящая из многих поколений,  когда взрослые дети после  каких-либо неудач возвращаются  домой. Также взрослые дети  остаются в семье родителей,  так как не могут решить  проблемы жилья. Данная семья  характеризуется кровным родством  нескольких поколений, которые  объединены преданностью семье,  чувством единства, хотя могут  жить отдельно.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов.

 Функции воспитания  и обучения детей в этой  семье взяли на себя школа  и дошкольные воспитательные  учреждения. Они, заменив семью,  точнее, вместо семьи стали решать  проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли  членов семьи, так как в современных  условиях увеличилась занятость  женщин в производстве.

Неполная семья – это  семья с одним родителем, в  последние годы такие семьи стали  распространенным явлением. Родителем  в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи  выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья  – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного  ребенка. Сегодня таких семей, где  главой семьи является мать 25%. Эти  семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет  за чертой бедности, доход женщины  меньше, чем мужчины, а после развода  отец вносит в бюджет только треть  своей зарплаты. Эти семьи нуждаются  в государственной поддержке. И  в самом тяжелом положении  находится семья, где дети рождены  вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.

Внебрачная семья, возникающая  с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий  испытывает и отрицательное отношение  к ней общества. Поэтому мать как  можно раньше должна объяснить ребенку  правду о его появлении. Дети по-разному  реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко  в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда  рождается желанное дитя, она старается  отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для  брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.

 

 Семья в повторном  браке – это семья с двумя  родителями, где наряду с общими  детьми могут быть дети от  прежних браков. Иногда они живут  вместе, иногда только с детьми  мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная и воспитательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.

В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая  семья.

 Семейное горе часто  сплачивает семью, формирует заботу  друг о друге. Забота ребенка  о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.

 

4. Специфика работы социального  педагога с семьёй.

 Социальный педагог  сталкивается с разными неблагополучными  семьями. Это семьи где ребёнок  живет в постоянных ссорах  родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье  нет отца или матери и ребенок  воспитывается у бабушки или  родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок  остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или  «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

 Именно в таких семьях  у ребенка наблюдается отклонения  в поведении.

 Когда в семье нет  контактов, когда к ребенку  относятся формально, любовь и  доброжелательность взрослых положительно  влияют на ребенка.

Социальный педагог семье  необходим, так как современная  школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности  в воспитании ребенка.

 Прежде чем рассмотреть  работу социального педагога  с семьей, следует напомнить типы  семей, с которыми приходится  сталкиваться социальному педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся  ответственность за воспитание и  содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия  для этого.

 Социальному педагогу  приходится сталкиваться с различными  проблемами семьи. Это:

- больные дети, дети-инвалиды;

- пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

- половая распущенность  и проституция;

- алкоголики и наркоманы;

- дети-бродяги;

- развод родителей

 Задача социального  педагога в работе с семьей  – это разрешение кризисных  ситуаций. Кроме того, следует обратить  внимание и на их своевременное  предупреждение и нейтрализацию.

Информация о работе Семья как социальный институт