Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 00:20, доклад

Краткое описание

Семья – нарррлее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2– 6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.

Вложенные файлы: 1 файл

SOTs.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Семья как социальный институт

 

Семья – нарррлее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2– 6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.

Семья как социальный институт это, прежде всего, - специфическая  организация, обеспечивающая физическое и социальное воспроизводство новых  поколений в обществе. В первую очередь именно с этой целью человеческое общество в процессе своей эволюции выработало свод социальных норм и санкционировало систему взаимоотношений и взаимодействий, приведших к возникновению самого древнего социального института - семьи и брака. Следовательно, на уровне малой социальной группы семьёй можно называть любое образование, потенциально способное на определённых стадиях своего развития осуществлять такое воспроизводство, а ядром семьи может считаться фактическая супружеская пара независимо от её юридического статуса.

Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.

Семья утрачивает свои позиции  в социализации индивидов, в организации  досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Если  семья имеет  несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется.  Итак, семья это социальный институт, регулирующий отношения не только между мужем и женой, но и отношения между родителями и детьми.

Семья как ячейка общества является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными  и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Семья - это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс. Основными функциями семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения, являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт семьи выполняет весьма значительные функции в жизни общества.

 

СРЕДНИЙ КЛАСС

 

Средний класс — совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). В странах, считающихся развитыми, средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.

Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу использовал ещё Аристотель, который  утверждал, что чем больше будет  эта средняя часть общества, тем  стабильнее будет и само общество.

В марксизме понятие  «средний класс» при капитализме  применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в  него включаются крестьяне, ремесленники, интеллигенция. Доля этих групп в  производстве постоянно уменьшается, отсюда по Марксу средний класс постепенно исчезает с развитием капитализма.

В начале XX века к среднему классу относили мелких предпринимателей. Но затем в развитых странах произошло  повышение жизненного уровня квалифицированных  работников наемного труда, которых  также стали относить к среднему классу.

Нет единых критериев  выделения среднего класса. Чаще всего  в качестве основных объективных  критериев отнесения к среднему классу называют:

·  уровень образования  и доходов;

·  стандарты потребления;

·  владение материальной или интеллектуальной собственностью;

·  способность к  высококвалифицированному труду;

·  самоидентификация  как представителя «социальной  середины».

Существует два подхода  к характеристике структуры среднего слоя.

Одни ученые рассматривают  средний класс как некое довольно однородное по доходам и условиям труда образование, занимающее промежуточное положение между высшим и низшим слоями общества.

Более распространен  второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Энтони Гидденс внутри него выделяет две основные категории. Первая – «старый средний» класс – включает в себя мелких предпринимателей. Вторая категория – «новый средний» класс – состоит из высокооплачиваемых наемных работников, занятых интеллектуальным трудом. Сейчас большинство среднего класса – это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.

Если представить схематически социальную структуру развитых стран, то получится «яйцо» (рис. 1): небольшие по численности низший (бедные слои) и высший (богатые слои) классы, многочисленный средний класс. К среднему классу на данный момент относят примерно 60–70% населения развитых стран мира.

Средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Самой основной является функция социального стабилизатора: добившись определенного места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения.

В странах «третьего  мира» фигура, адекватно отражающая социальную структуру общества –  «пирамида» (рис. 1): небольшая группа людей высшего класса, несколько  большая по численности группа представителей среднего класса, многочисленный низший класс. Относительная малочисленность среднего класса приводит к тому, что он не может полноценно выполнять те же функции, что в развитых странах.

В каждой стране средний  класс обладает той или иной спецификой. Близкими и легко сопоставимыми являются критерии образования и стиля жизни. Так, например, в Западной Европе принадлежность к среднему классу определяется наличием сбережений, а в Америке – широким использованием кредита

 

современные концепции

социально-политических взглядов

 

АНАРХИЗМ (от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате ''самопроизвольного'', стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу.

Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-1907 и особенно в годы Гражданской войны (см. в ст. Н. И. Махно). Анархизм во всех вариантах обязательно включает: 1) полное отрицание существующего общественного строя, основанного на политической власти; 2) представление об идеальном общественном устройстве, исключающем принуждение; 3) определенный (преимущественно революционный) способ перехода от первого состояния ко второму.

Коммунизм - (от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

Коммунистическое побуждение возникает из общей идеи прогресса, но выделяется верой в то, что активная человеческая деятельность приведет в конечном счете к изменению действительности и “именно благодаря человеку на Земле будет осуществлено все то, что в раю было лишь потенциальностью” (П. Тиллих). Первые коммунистические теории стали возникать в XVI-XVII вв., в период утверждения и укрепления капитализма. Резкое ослабление религиозной веры, и в частности веры в существование “рая на небесах”, вместе с невиданным ранее развитием науки и техники послужило почвой для возникновения иллюзии всемогущества человека. Представлялось, что он способен своими силами, не уповая на милость Бога, построить общество изобилия и особо человечных отношений между людьми. Возникли десятки концепций К., особую известность из числа которых получили теории Т. Мора, Т. Кампанеллы, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др. Э. Кабе сформулировал основной принцип коммунистического общества: “Каждый по способностям, каждому по потребностям”. Было выдвинуто предположение, что построению собственно коммунистического общества должен предшествовать переходный период — период социализма, руководствующийся принципом: “От каждого по способностям, каждому по труду”. Фурье и Оуэн попытались предпринять практические шаги по постепенному формированию коммунистических ячеек в рамках капиталистического общества в надежде, что со временем такие ячейки вытеснят капитализм.

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.  Монархия - одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (III—II тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества. На сегодняшний день число монархий в мире довольно велико, среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч человек (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании). Российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти.

В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

В современных условиях есть такие  нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

 

Национализм -  идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

Наиболее ранняя «национальная» революция произошла в Англии (1640-1688гг.). Впрочем, современниками она  не осознавалась как сугубо национальная и проходила, главным образом, под  религиозными лозунгами (фактически, в то время та или иная религиозная доктрина определяла соответствующую этническую систему или модель формирования нации). Случившаяся на полтора века ранее Французской, Английская революция оказала влияние на идеологов европейского либерализма в форме порожденных ими же самими центральных идеологических мифов о благотворном «разделении властей», «демократии» и «гражданской свободе», якобы приведших Великобританию к процветанию, и будто бы выведенных из ее исторического опыта.

Победившая английская революция незамедлительно приступила к национальной унификации. Так Кромвель собирался почти поголовно уничтожить ирландцев, давно вызывавших у англичан сильное раздражение, но сумел исполнить задуманное лишь на треть (1649-1652гг.), как был отвлечен более приоритетными политическими угрозами. К слову, жестокое даже в сравнение с прочими британскими колониями угнетение Ирландии было традиционной политикой Англии вплоть до обретения той независимости в 1921г.

Информация о работе Семья как социальный институт