Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 00:20, доклад

Краткое описание

Семья – нарррлее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2– 6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.

Вложенные файлы: 1 файл

SOTs.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

В контексте наших  рассуждений война за независимость США (1775-1783гг.) должна быть несомненно признана гражданской, межнациональной войной. Исторически в Северо-Американские колонии с 20-х годов 17 века переселялись наиболее радикальные (если не сказать оголтелые) английские протестанты (пуритане). Начало процессу положили преследования пуритан в Англии. Переселяясь в Америку, они были склонны видеть в этой стране свою Землю Обетованную, где им, избранным Богом, суждено жить исключительно в соответствии с собственными представлениями и идеалами (своего рода Новый Иерусалим для праведных). Хотя именно пуритане под руководством Кромвеля победили в гражданской войне и торжественно казнили английского короля (1649г.), однако власть после смерти Кромвеля (1658г.) они не удержали. В 1660г. произошла Реставрация и, в конце концов, в результате «славной революции» 1688г.

С получением независимости  в США начался самостоятельный  процесс формирования полноценной  нации. Противоречия между конкурирующими национальными моделями Севера и  Юга США (янки севера и джентльмены юга) привели к гражданской войне 1861-1865гг., в результате которой победила «либеральная» модель Севера. Нелишне отметить, что армии северян, несмотря на многократный перевес в численности и ресурсах, с большим трудом одолели южную конфедерацию. Боеспособность либеральной армии Севера была крайне низкой, в армию широко набирали вновь прибывших иммигрантов, соблазняя их быстрым получением гражданства США. Так нередко южане не могли без переводчика допросить пленных из армии северян (они попросту не говорили по-английски, было много немцев, целые воинские части).

Судьба Германии была куда более трагична. Став родоначальницей  протестантизма, который тогда однозначно выражал «национальные» тенденции, будучи как ни кто в Европе готовой  создать «национальное государство» и образовать Нацию, сама Германия не имела твердых политических предпосылок для полноценного национального строительства. Вследствие отсутствия хоть сколько-нибудь дееспособных общегерманских централизованных государственных структур, немцы в эпоху Реформации понесла огромные напрасные потери. В результате тридцатилетней войны (1618-1648гг.) погибло более трети населения Германии (довоенная численность восстановилась только к середине следующего века), и страна осталась политически раздробленной, под сильным внешнеполитическим гнетом ведущих европейских держав. В смысле политической самостоятельности положение Германии и поныне изменилось незначительно.

Наиболее ярко и продуктивно  в культурном отношении процессы формирования нации прошли во Франции, которая, пожалуй, вплоть до конца XIXв. сохраняла культурную гегемонию в Европе. Французский национализм, развиваясь в первоначально этнически относительно разнородной стране, всегда акцентировал культурное единство французов, основывался на философии рационализма, выдвигал разнообразные обобщенные политологические и социальные концепции, т.е. стремился абстрагироваться от своих и любых иных этнических корней. Наконец в 1789г. во Франции от имени и по поручению французской «нации» случилась Великая революция, и ценой 80 лет регулярных гражданских войн и беспощадного террора к концу 19в. формирование французской нации было завершено.

Великая французская  Революция была настоящей Националистической революцией. Странно, что ее так не воспринимают, ибо национализм был буквально ее знаменем (разумеется, национализм французский). Лозунг “Свобода! Равенство! Братство!” именно что националистический, ибо только Национализм претендует на полное без изъятий его воплощение. Любая из либеральных доктрин (либертарианского или социалистического толка) какую-нибудь из частей указанной триады склонна ограничить. Отметим, что французский национализм зиждется на приоритете французской культуры, признании ее национального превосходства.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

К.Маркс

В середине XIX в. формируется  марксистская социология (марксистское направление социологической мысли). Его создателем явился Карл Маркс(1818-1883), один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Свою жизнь Маркс посвятил научным занятиям и политической деятельности. Вершиной научного творчества Маркса стала публикация в 1867 г. первого тома его произведения «Капитал». Последующие второй и третий тома были изданы после смерти Маркса его другом и соратником Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Основной вклад Маркса в социологическую мысль состоял в рассмотрении общества в качестве феномена, отличного от природы, в утверждении решающей роли труда, производственного фактора в развитии общества, в анализе социальной структуры, конфликтного взаимодействия его частей (классов). Особенно важно, что Маркс использовал понятие «общественно-экономической формации» как исторически определенного целостного этапа общественного развития. Он исходил из убеждения, что суть предшествующей истории — это борьба классов за контроль над собственностью и богатством, обусловленная историческим разделением труда, в результате которого и образуются классы — носители противоположных интересов.

По Марксу, любой исторический период, где существует борьба между  антагонистическими классами, есть главный источник социальных изменений; это объясняет, например, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. В то же время данное положение явилось основой предвидения Маркса, согласно которому в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба классов как причина социальных перемен — в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Замечу, что предвидение Марксом всемирной пролетарской революции оказалось на практике утопичным, хотя революции, свершившиеся в отдельных странах, таких, как СССР, Китай и др., оказали существенное воздействие на ход мировой истории. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социально-экономических классов и социальных изменений, безусловно велико и сохраняет свое значение до настоящего времени.

Р. Генон

От части можно согласиться  с идеей французского философа Р.Генона, что демократия не является оптимальной  формой правления, но Р.Генон имел ввиду  демократию в чистом виде, прямую демократию, т.е. народовластие (р. demokratia <demos народ + kratos власть) , что в последствии превращается в охлократию – власть толпы, а как известно если управляет толпа, значит не управляет никто, что является губительной и неэффективной формой правления.

Но вспомним, что лежит в основе демократии, а именно соотношение свободы и равенства. А значит все изначально свободны и равны в своих правах, и мнение каждого равно, относится ли это мнение к большинству или меньшинству общества. И оптимальным воплощением основных принципов демократии является представительная демократия.

Наиболее распространена в виде правового государства  с его верховной властью, которая, однако, не распространяется на права  личности. Гарантией прав личности в таком государстве является разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной, децентрализация власти в социально-экономической и культурной сферах, при этом защиту прав граждан должны брать на себя демократические ассоциации – гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуждаемое право граждан на независимость и свободную инициативу, которое является подзаконным. Осуществлению прав человека в обществе служат также свобода печати и суд присяжных.

Непременным атрибутом  представительной демократии являются так называемые либеральные общечеловеческие ценности, такие как уважение к личности и равенство всех людей, свобода слова и печати, свобода совести и т.д.

При такой форме демократии все могут высказывать своё мнение и добиваться реализации своих идей путем объединения в различные общества, движения партии, союзы. В том числе и высокоинтеллектуальные и высокопорядочные люди, которых, как утверждает Р.Генон, в любом обществе всегда меньшинство, следовательно, решения большинства не всегда будут учитывать мнения лучших членов общества. Если вас меньшинство, это не значит, что ваше мнение не будет учтено при решении тех или иных вопросов, всё уже будет зависеть от вашей активности, а сели вы изначально инертны и неактивны ваше мнение не будет учитываться при любой форме правления и организации общественно-политической жизни.


Информация о работе Семья как социальный институт