Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 09:47, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя.

Содержание

Введение .................................................................................................................... 3
Семья как социальный институт ............................................................................. 4
1. Семья в обществе – системные элементы и социальные признаки ............ 4
2. Функции семьи как социального института в обществе ........................... 10
3. Кризис семьи в современной России ........................................................... 15
Заключение .............................................................................................................. 23
Список используемой литературы ........................................................................ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Семья как социальный институт.docx

— 65.34 Кб (Скачать файл)

Развитие социальной системы  сводится к эволюции институтов в направлении от традиционной модели социальных институтов к современной. Если в традиционном обществе все институты характеризовались жесткой аскриптивностью, т.е. однозначным, допускающим минимальную индивидуальную свободу приписыванием статусов и норм поведения, то в современном обществе у социальной регламентации, осуществляемой институтами, гораздо более мягкие формы и более высокая степень вариабильности.

В каждом обществе формируются  свои базовые ценности, закрепляющиеся и воспроизводящиеся через институциональные  системы, однако разрушение старых социальных институтов не означает прекращение  их влияния на общество и его институциональную систему. От прошлого не так легко избавиться, как кажется, а согласно теории институциональных матриц, ставшей весьма популярной в современной социологии, это вообще невозможно. Институциональная матрица определяется Д. Нортом как комплекс взаимоувязанных формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих содержание и динамику экономических и политических институтов каждого конкретного общества. В своей институционально-эволюционном теории он определил историческую зависимость настоящего от прошлого в виде выбранной траектории институционального развития, а социальные институты в его теории выступают как набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления. При этом формальные правила можно достаточно быстро изменить, а неформальные меняются очень медленно.

Согласно теории С.Г. Кирдиной, институциональные матрицы. представляют устойчивую, исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества, институциональные матрицы, обозначенные как Х- и У-матрицы. соответствуют восточному и западному типам цивилизаций. Каждому обществу на протяжении его исторического развития присуща единственная институциональная матрица. Например, для России это Х-матрица восточного типа, как и для большинства стран Азии и Латинской Америки, в то время как для большинства стран Европы, Америки и др. — У-матрица. Матрица не может быть заменена другой, даже в эпоху глобализации, информатизации и глобальных трансформаций.

Однако между институциональными матрицами возможен и необходим  взаимообмен, в результате чего на определенном историческом этапе происходит обогащение одной институциональной матрицы элементами иной институциональной матрицы (в виде новых традиций, норм, правил, образцов поведения, ценностей), которые со временем ассимилируются базовой матрицей. При этом система общественных институтов возвращается к исходному типу, но уже в обновленной форме. Таким образом, базовые пласты культуры, традиций, ментальности, присущие изначальной институциональной матрице, не могут исчезнуть бесследно и в любом случае сохраняют свои позиции, оказывая влияние на дальнейшее развитие общества. Это объясняет трудности, с которыми сталкиваются модернизирующиеся и трансформирующиеся общества при внедрении новых ценностей, идеалов и т.д.

2. Функции семьи  как социального института в  обществе.

 

Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят  от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного  развития общества. Естественно, чем  выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует  путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему  отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в  России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с  детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей. Следует отметить одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их уже 15%.

Внутрисемейные отношения  могут быть, как и персональные (отношения между матерью и  сыном) так и групповые (между  родителями и детьми или между  супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и  в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями  семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная  функция включает в себя воспроизводство в детях численности   родителей,   т. е.   принимает    участие    в   количественном    и

качественном воспроизводстве населения.

На репродуктивную функцию  семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству  самих себя. Как свидетельствует  статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России.

Сегодня значительная часть  молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.

Оптимизировать процесс  самоопределения молодежи в сфере  личной жизни одна семья, конечно  же, не в состоянии. Это задача, которую  призвана решать вся система воспитания, включая и искусство, и массовую информацию, и общественное мнение, и общественные организации.

Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна по своей сути. В  то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с

возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей

ролью в воспитании детей  ведет к нарушению психологического комфорта.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью  человечества. В семье главным  образом воспитываются дети. В  семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там  он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному  потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с  деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев  дети являются отражением родителей. Конечно  же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и  о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.

Эффективность семейного  воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата.

Семья оказывает влияние  на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются  нравственные, психологические, эмоциональные  основы личности. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.

Семья легче и эффективнее  всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы  и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут  быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.

Подлинный авторитет завоевывается  не просто дидактическими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими «подачками», заставить его уважать себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного авторитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в семье  — большой труд: и физический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (воспитание недостаточно стимулируется материально, а нравственная и социальная ценность труда матери-воспитательницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто  воспитывает

(иногда и неплохо) лишь  своим «бытием».

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких.  Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

 Организация досуга  играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления  физических и духовных сил  человека. Часто досуг происходит  у каждого по-своему. Кто-то смотрит  телевизор, слушает музыку и  т.д. это является пассивным  отдыхом. Человек нуждается в  активном отдыхе – путешествия,  прогулки. Это приносит больше  здоровья для семьи в целом  и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений  родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений  власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи  делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в  семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи  по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство,  воспитывала детей, а  муж был хозяином, собственником  имущества и обеспечивал экономическую  самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее  число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

3. Кризис семьи  в современной России.

 

Семья и брак как предмет исследования в социологии:

Брачно-семейные отношения  как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как  социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. И вместе с тем, последние  десятилетия теоретическая мысль  как зарубежных, так и отечественных  ученых находится под сильным  влиянием сложившихся научных парадигм. Разные социологические школы развивали  сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы.

Информация о работе Семья как социальный институт