Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что семья это базовый институт воспроизводства человеческих поколений, их начальной социализации, который оказывает значительное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества. Дезорганизация этого социального института, особенно устойчивая и целенаправленная, несет реальную угрозу будущему того или иного общества, человеческой цивилизации в целом.
Введение 3
Глава 1. Брак – основа семейных отношений 4
1.1 Семья. Функции семьи и брака. Факторы, влияющие на стабильность супружеских отношений. Формы семьи. 6
1.2 Брак – как социальный институт и правовая основа семьи. 14
Глава 2. Семья в современной России 18
2.1 Кризис семьи и её будущее 18
2.2 Жизненный цикл в семье. Типичное распределение ролей в российской семье. 24
Заключение 24
Список литературы 30
Библиография 31
Глоссарий 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«Пензенский
государственный университет»
Факультет экономики и управления
КАФЕДРА
«СОЦИОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Социология
НА ТЕМУ:
«Семья
как социальный институт»
Выполнила студентка
Заочн./очн. формы обучения
Специальности «Управление персоналом»
Группы
10бх2
_______________ Полещук А.М.
(подпись) (инициалы и фамилия)
Руководитель: к.с.н. доцент кафедры
«Социология и
управление персоналом»
________________
(подпись) (инициалы
и фамилия)
Содержание
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав огромного количества самых разных групп - группу ровесников или друзей, школьный класс, группу в институте или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую человек никогда не покидает. В настоящее время институт семьи в России претерпевает период интенсивных изменений и характеризуется резким падением числа долгосрочных брачных отношений и числа детей, воспитываемых в стабильных полных семьях. Чтобы преодолеть эту тенденцию в будущем, приостановить рост разводов и воспитание детей вне брака, необходимо понять, что российская молодежь думает о семье, каково отношение молодых людей к браку, совместной жизни. Среди основных проблем семьи, влияющих на ее стабильность, психологи выделяют такие, как: установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера и др. Данные образования формируются в юношеском возрасте.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех образований, обеспечение социальной жизни. Семья - неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья практически каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию - продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества исчезнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают волнение и недовольство по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны. Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.
Актуальность темы заключается в том, что семья это базовый институт воспроизводства человеческих поколений, их начальной социализации, который оказывает значительное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества. Дезорганизация этого социального института, особенно устойчивая и целенаправленная, несет реальную угрозу будущему того или иного общества, человеческой цивилизации в целом.
В данной работе семья рассматривается через призму социального института, поэтому целесообразно было бы дать определение, что же такое социальный институт.
«Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».[5]
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла гораздо раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».[7]
Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно- нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный список лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.
Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.
Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.
В. И. Ленин, также отмечал, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие исключительно ей брачно-семейные отношения.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, она стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, - благополучной.
При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть то общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, своеобразный, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Семья - это не сумма двух или более личностей, а особое образование с новыми качествами. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от неё. Причём брак и семья - это далеко не одно и то же, как не одно и то же "состоять в браке" и "жить одной семьёй". Говоря о союзе двух, под Своим Домом понимают вовсе не квартиру, мебель и другие общие предметы домашнего обихода, которые тоже нужны, а обособленную ячейку со своими традициями, обычаями, устоями и целями.
Любая гармоничная семья выполняет множество различных функций. Функции семьи – это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Остановимся на некоторых из них.
Каждая
из функций может быть с большим
или меньшим успехом
Факторы, влияющие на стабильность семьи и брака.
Стабильность семьи зависит от многих факторов. Среди добрачных факторов, влияющих на успешность брака, выделяют следующие:
Прямо, коррелирующие со стабильностью брака: