Семья как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что семья это базовый институт воспроизводства человеческих поколений, их начальной социализации, который оказывает значительное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества. Дезорганизация этого социального института, особенно устойчивая и целенаправленная, несет реальную угрозу будущему того или иного общества, человеческой цивилизации в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Брак – основа семейных отношений 4
1.1 Семья. Функции семьи и брака. Факторы, влияющие на стабильность супружеских отношений. Формы семьи. 6
1.2 Брак – как социальный институт и правовая основа семьи. 14
Глава 2. Семья в современной России 18
2.1 Кризис семьи и её будущее 18
2.2 Жизненный цикл в семье. Типичное распределение ролей в российской семье. 24
Заключение 24
Список литературы 30
Библиография 31
Глоссарий 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсач!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

                 Существуют, конечно, многочисленные  семьи, которые не подходят ни под одну из схем. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступившие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, семьи с одним из родителей или семьи, проживающие совместно с одним из родителей супругов.

      Условно можно разделить жизненный цикл на 4 стадии, включающие в себя 7 периодов. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

      Вторая  стадия (экспансия) начинается с момента рождения первого ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей. Рождение ребенка  представляет собой факт объединения двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядей и тетей с обеих сторон. Брак, который в распространенной семье рассматривался как временный, часто с рождением ребенка признается свершившимся фактом и принимается. Довольно важной проблемой этого периода является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее может возникнуть чувство неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа.

      На  третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

      В западной культуре существует четкая демаркационная линия, определяющая что подросток превратился во взрослого человека.

      Для России характерна несколько иная ситуация. Получение паспорта, школьный выпускной  вечер не являются церемониями, дающими  ребенку новый статус и требующими от родителей нового отношения к нему. И даже брак в те случаях, когда родители продолжают поддерживать молодую семью, не является церемонией, завершающей отделение детей от родителей.

      В некоторых семьях конфликт достигает  максимальной остроты, когда самый старший ребенок покидает дом, в других – обстановка становится наиболее кризисной, когда самый младших должен покинуть семью.

      Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

      Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет  первую– брачная пара остается наедине  с собой. Когда супружеская пара успешно освободила своих детей, так что она меньше занята ими, для нее часто наступает, как можно полагать, период относительной гармонии, продолжающийся и после ухода мужа на пенсию. Но иногда его отставка может осложнить их проблему, поскольку им приходится теперь быть наедине друг с другом двадцать четыре часа в день. Нередко у жены развивается в период выхода мужа на пенсию какой-нибудь болезненный симптом, и терапевт должен сосредоточить свое внимание не столько на лечении проблемы, затрагивающей жену, сколько на облегчении обоим супругам более дружественных отношений между собой.

      Хотя  индивидуальные эмоциональные проблемы пожилых людей могут иметь разные причины, первое возможное их объяснение - это защита кого-нибудь другого. Если, например, у жены развивалась неспособность открывать глаза, то эту проблему диагностировали как истерию. При этом главное внимание уделялось ей самой и ее стадии жизни. Но с точки зрения семейной терапии ее болезнь можно рассматривать как способ поддержки мужа во время кризиса. Проблема возникла в то время, когда муж выходил на пенсию, переходил от активной, полезной жизни к чему-то, что казалось ему бессмысленным прозябанием. Когда у его жены развилась болезнь, у него появилось важное дело - помочь ее выздоровлению. Он водил ее от одного врача к другому, устроив их жизненное положение таким образом, чтобы она могла двигаться без помощи зрения, и вообще занял крайнюю защитную позицию. Его роль в этой проблеме стала очевидной, когда у жены произошло улучшение: тогда у него развилась депрессия, и он оживлялся лишь во время рецидивов ее болезни. Вспомогательная функция болезней, заметная в течение всей жизни семьи, столь же важна, когда пара супругов остается наедине друг с другом в их старости.

      Со  временем, конечно, один из партнеров  умирает, оставив другого совсем одним, и тот должен найти связь с обеими родственными семьями. Иногда старый человек может найти себе полезное дело; но иногда, во времена перемен, он оказывается просто лишним, поскольку старики не считаются нужными в жизни младшего поколения. На этой стадии семья сталкивается с трудной проблемой заботы о старике, или об удалении его в такое место, где о нем будут заботиться другие. Это также кризисный момент, с которым часто нелегко справиться. Но то, каким образом младшие обращаются со старшими, становится образцом того, как будут обращаться с ними, когда они в свою очередь состарятся, поскольку семейный цикл продолжается без конца.

      Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

      Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

      а) конфликт ролевых образцов, что связано  с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

      б) межролевой конфликт, при котором  противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

      в) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В  современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

      Конфликт  может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и  переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери и т.д. 
 
 
 
 
 

 

Заключение

 

      Итак, семья является одним из самых  древних социальных институтов. Она  возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

      Причин  побуждающих людей объединятся  в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

      .

      Семью можно считать начальной формой групповой жизни в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать «изобретениями» культуры, сфера их существования – общественная жизнь; сфера же семьи – личная жизнь.

      К сожалению, в наше время семьи  переживает кризис во всем мире. Увеличение числа разводов, демографические проблемы, не смотря на поддержку государства, стремительный рост числа неблагополучных семей и многое другое позволяет назвать проблемы семьи проблемой 21 века. По моему мнению, людям следовало бы более тщательно подходить к выбору брачного партнера, так как многие молодые семьи разводятся чаще всего из-за того, что поспешили зарегистрировать свой брак.

      В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогинное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

 

Список литературы

 
  1. Антонов А.И., Медков В.М. А72 Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2004 г. —304с.
  2. Семьеведение. Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации для учителя./ Под ред. Коротова В.И. – Мин. Образования и науки Пензенской области, 2008. -224 с.
  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: 2004
  4. Шнейдер Н.А. Психология семейных отношений. – М.:2000
  5. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ , 2001. – с.128
  6. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М.: (переизданное) 2001 . – с.75   
  7. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред.  проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – с. 129
  8. Социология : учеб. Пособие / Г.Б. Кошарная [и др.]; под ред. Г.Б. Кошарной, Г.П. Редя. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2010. – 276 с.
  9. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 2003., с. 231.
  10. Кравченко, А.И. Социология : учебник / А.И. Кравченко. – М. : Прогресс, 2006.
  11. Лавриненко, В.Н. Социология : учеб. /  В.Н, Лавриненко. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2009.
  12. Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья / В.Т. Лисовский. – Спб.,2003
  13. Аналитический Центр Юрия Левады http://www.levada.ru
  14. Семьеведение. Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации для учителя./ Под ред. Коротова В.И. – Мин. Образования и науки Пензенской области, 2008. -224 с.
  15. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

Информация о работе Семья как социальный институт