Семья – социальная группа и социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:45, реферат

Краткое описание

С юридической точки зрения понятие семьи зависит от того, каким отношениям в той или иной отрасли права придается юридическое значение. Соответственно, в юридическом понимании семья — это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, выпекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами, семья понимается как круг лиц, связанных семейными правоотношениями.

Содержание

1.Сущность понятий «Семья», «брак». Трактовка данных понятий в социологии и юридических науках;
2Основные функции семьи как социального института;
3.Жизненный цикл семьи.
4. Влияние семейной социализации на формирование личности
5.Заключение
6.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социология реферат.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

 

 

План

 

1.Сущность понятий «Семья», «брак». Трактовка данных понятий в социологии и юридических науках;

2Основные функции семьи как  социального института;

3.Жизненный цикл семьи.

4. Влияние семейной социализации на формирование личности

5.Заключение

6.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность понятий «Семья», «брак». Трактовка данных понятий в социологии и юридических науках

 

Семья и брак относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения. Кроме того, содержание понятий «семьи» и «брака» при некотором сходстве существенно различается:

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью;

Брак – это общественно регулируемые половые отношения между женщиной и мужчиной, предполагающие установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к детям.

С юридической точки зрения понятие семьи зависит от того, каким отношениям в той или иной отрасли права придается юридическое значение. Соответственно, в юридическом понимании семья — это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, выпекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами, семья понимается как круг лиц, связанных семейными правоотношениями. Нужно отметить, что семейный кодекс не дает ни легального определения семьи, ни указаний состава семьи. Как ни парадоксально, семейное право не испытывает потребности в таком определении, поскольку с самим по себе членством в семье право не связывает определенных прав и обязанностей. Возникновение таких прав и обязанностей обусловлено иными юридическими фактами — состоянием в браке, некоторыми отношениями родства. Характеристику брака как юридического факта и отвлечение от таких несущественных для правового регулирования сторон брачных отношений, как любовь, забота между супругами и т.п.

Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

 

2.Основные функции семьи как социального института

Функции семьи —     это способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

Во всех обществах семья выполняла основные функции:

  • воспроизводства населения. Функция воспроизводства населения включает физическое (деторождение) и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье. На смену преимущественно экономическим стимулам деторождения в прошлом все ощутимее ныне приходит духовно-нравственные: глубинная морально-нравственная и психологическая потребность в своем ребенке, желание иметь его от любимого человека, стремление воспроизвести в детях себя, повторить вместе с ними жизненный путь, надежда и уверенность в предстоящем духовном родстве с детьми и внуками, скрепляющем кровнородственный союз, фамильную гордость;
  • хозяйственно-бытовая. Выражается хозяйственно-бытовая функция семьи в ведении домашнего и личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, в обслуживании и самообслуживании членов семьи, в поддерживании должного санитарного состояния и гигиены в жилище, соблюдения семейного бюджета;
  • воспитательная. Воспитательная социальная функция семьи определяет ответственность родителей за духовно-нравственное, политическое, эстетическое воспитание детей; народная мудрость гласит:  «Родитель не тот, что ребенка родил, а тот, кто его воспитал» ;
  • взаимная забота членов семьи друг о друге,  особенно о престарелых, имеет целью повышения ответственности детей за благополучие родителей,  их обеспеченную и спокойную старость, а также постоянную и взаимную морально-психологическую поддержку членов, семьи,  обеспечение полноты их жизни, всестороннего общения и личного счастья;                          
  • организация и использование свободного времени, прежде • всего — досуга. Ее цель — помочь членам семьи наиболее плодотворно реализовать свои способности и таланты в самодеятельности, в разумном потреблении духовных ценностей, в обеспечении активного отдыха.

В современных условиях не все придерживаются такой классификации функций семьи. Так, российские социологи Василий Рясенцев, Геннадий Свердлов называют важнейшими функциями семьи:

  • продолжение рода,
  • воспитательную,
  • хозяйственную;
  • взаимопомощи;

философ Владимир Ключников отмечает:

  • продолжение человеческого рода,
  • воспитание детей и хозяйственную;

 белорусский социолог Сергей  Лаптенок определяет:

  • хозяйственно-бытовую,
  • воспроизводства населения,
  • воспитательную и организации досуга своих членов семьи;

 

 философ Александр Харчев:

  • воспроизводство населения,
  • социализации,
  • хозяйственную,
  • организации потребления и досуга,

 

украинский социолог Николай Юркевич ;

  • духовного общения,
  • сексуальную,
  • рождения детей сотрудничества в процессе воспитания,
  • добывания необходимых средств, для ведения домашнего хозяйства,
  • организации досуга.

Но важно не столько скрупулезное перечисление всех функций семьи, сколько разделение их, с одной стороны на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой,— преимущественно эмоциональные и социально-психологические потребности людей.

 

                                       3.Жизненный цикл семьи

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых поможет супругам, с одной стороны, подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой – разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социальной и психологической помощи семье.

Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования.

Но в  последнее время в отечественном семьеведении появился новый подход к выделению этапов жизненного цикла семьи. Его авторы А. И. Антонов и В. М. Медков считают, что семейный цикл определяется стадиями родительства, то есть выполнением семьей ее основной функции – рождением, воспитанием и социализацией детей. Выделяются четыре основные стадии:

1. Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца.

2. Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом.

3. Стадия социализированного родительства – период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка.

4. Стадия прародительства – период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

Подобное деление стадий семейной жизни не может быть признано строгим в связи с весьма условным выделением временных периодов, основанным на стандартах социально-демографических исследований. Так, например, переход от совсем молодых к просто молодым бракам нередко совершается ранее пяти лет в связи с «опережающим» рождением первого ребенка. Тем не менее период «молодой семьи» выделяется всеми без исключения исследователями именно с позиции множества проблем психологического и бытового характера, которые зачастую разрушают семью еще на начальном этапе ее становления.

 

4. Влияние семейной социализации на формирование личности.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д.   Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

  • конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
  • межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
  • внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному “парному” взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью : например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного воспитателя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.

Долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, предпринимались попытки оградить детей от влияния родителей, что привело к значительному снижению воспитательного потенциала семьи как социального института. А ведь семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, определяют не только отношение ученика к школе, но и в дальнейшем предопределяют его жизненный путь. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем с возрастом накапливается эффект этого воздействия.

Информация о работе Семья – социальная группа и социальный институт