Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:12, реферат
Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно
исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер
супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом
нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-
экономических и социально-культурных условий.
В настоящее
время имеются достаточные
интеграции институционального и группового подхода для социологического
изучения семьи как социальной системы (М.С. Мацковский). Правомерность такого
подхода обусловлена тем, что к исследованию семьи может быть применена логика
системного подхода, т.е. выявление компонентов внешних и внутренних связей,
целей функционирования, функций.
Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с
эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем:
-
несоответствие
- противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями
профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы
-
падение престижа
Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнение А.Г. Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:
1)
Выяснить, какие типы социальных
отношений характерны для
2) Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как
социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социальные психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.
3)
Изучать исторические типы и
формы брачно-семейных
4)
Разрабатывать
брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования.
Проблемы брачно-семейных отношений необходимо исследовать с использованием комплексного подхода, т.к. многие из них находятся на стыке социологии и психологии, социологии и педагогики. Для этого требуется вторичный анализ уже накопленных данных. Успешное выполнение интеграционной задачи требует и преодоления ряда методических трудностей, что неизбежно при изучении таких
сложных явлений социальной жизни как брак и семья.
Главная трудность – очень большое количество и многообразие объектов.
2.1 Категория семейно – брачных отношений
Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям:
1) по типам поселения – городская и сельская;
2) по составу – расширенная и нуклеарная;
3) по наличию родителей – полная и неполная (монородительская) и т.д. Брак также может быть классифицирован.
Например, по таким основаниям, как:
1) по степени формализации – фактически и юридически;
2) по однородности социального положения супругов – гомогенный и гетерогенный. При этом математически точно может быть выражена лишь очень ограниченное число характеристик каждого из выбранных объектов.
Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика
рождений, браков, разводов.
Выделим основные категории социологии семьи и брака. К их числу в теории
брачно-семейных отношений принадлежат:
Условия жизни семьи.
Подразделяются на: 1) макро-
2) микроусловия:
а)социально-экономические условия; общественно-политические; социально-
культурные и идеологические; условия, связанные с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным
признакам; экологические условия;
б) социально-психологические условия,
характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру,
непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные
ориентации)
Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает:
- структуру родства;
- структуру власти и лидерства;
- структуру ролей;
- структуру коммуникаций.
Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.
Образ жизни семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом
институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни,а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи.
Как отмечает советский социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи – это
специфическая форма проявления образа жизни общества. Для систематизации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.
Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.
Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика,
отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.
Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику
изменений семьи от ее формирования до распада.
Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.
Научно-теоретические и прикладные исследования семьи ориентированы не на регламентацию жизни отдельных семей, а на изучение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимуляции определенных социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха; улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.
Глава 3. Историческое направление в социологии семьи и брака.
Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным и
многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических данных и
разнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимися мыслителями во все времена.
В социологии семьи и брака различают два основных направления:
- исследование истории семьи и брака;
- анализ современной семьи и брака.
В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога Х. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. «Идеальное государство – общность жен и детей», «Каждый брак должен быть полезен для государства», - писал Платон. Аристотель предполагал, сто
природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства».
Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.
Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), который
отличался особым демократизмом, отрицал правомерность общественного
неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание и на их
природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия.
Он предполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины.
Большой интерес представляют воззрения на семью и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак – это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами.
Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831), обладая
огромным историческим чутьем, увидел связь определенной формы семьи и
соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.
В течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья
рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего к государству.
Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:
1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов; 2) путем изучения семьи различных социальных условиях. У истоков первого направления стоит
швейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению
истории семьи. В труде «Материнское право» (1861) он выдвинул тезис об
универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального еспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем котцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал,
что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не
только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и
женщина – с несколькими мужчинами.
Особенно большое значение для обоснования эволюционных идей имел труд
американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на
научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу «Древнее