Семья - как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 02:12, реферат

Краткое описание

Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Вложенные файлы: 1 файл

Cемья как социальный институт.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

отношения между  индивидами, входящими в семью. При  таком подходе успешно

исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер

супружеских отношений  и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом

нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-

экономических и социально-культурных условий.

В настоящее  время имеются достаточные предпосылки  для постановки вопроса об

интеграции  институционального и группового подхода  для социологического

изучения семьи  как социальной системы (М.С. Мацковский). Правомерность такого

подхода обусловлена  тем, что к исследованию семьи  может быть применена логика

системного  подхода, т.е. выявление компонентов  внешних и внутренних связей,

целей функционирования, функций.

Теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с

эффективностью  ее функционирования как системы. Среди  таких проблем:

-         несоответствие функционирования  семьи общественным потребностям

-         противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями

профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы

-         падение престижа традиционного  брака.

Среди задач, которые  стоят перед социологией семьи, по мнение А.Г. Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:

 

1)     Выяснить, какие типы социальных  отношений характерны для семьи;  какие из них первичны, какие вторичны. Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.

 

2)     Анализировать общественные функции семьи и ее особенности как

социального института  и малой социальной группы, исследовать  мотивацию браков и причины разводов, социальные психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

 

3)     Изучать исторические типы и  формы брачно-семейных отношений,  тенденции и перспективы их развития; раскрывать диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.

 

4)     Разрабатывать методологические  и методические проблемы социологии

брака и семьи. При этом учитывать, что общесоциологические методы в интересах точности и надежности выводов и рекомендаций должны быть адаптированы к объекту и целям исследования.

Проблемы брачно-семейных отношений необходимо исследовать  с использованием комплексного подхода, т.к. многие из них находятся на стыке социологии и психологии, социологии и педагогики. Для этого требуется вторичный анализ уже накопленных данных. Успешное выполнение интеграционной задачи требует и преодоления ряда методических трудностей, что неизбежно при изучении таких

сложных явлений  социальной жизни как брак и семья.

 Главная  трудность – очень большое количество и многообразие объектов.

 

 

 

 

2.1 Категория  семейно – брачных отношений

 

Семья как объект может быть классифицирована по разным основаниям:

1) по типам поселения – городская и сельская;

2) по составу  – расширенная и нуклеарная;

3) по наличию  родителей – полная и неполная (монородительская) и т.д. Брак также может быть классифицирован.

Например, по таким основаниям, как:

1) по степени формализации – фактически и юридически;

2) по однородности  социального положения супругов – гомогенный и гетерогенный. При этом математически точно может быть выражена лишь очень ограниченное число характеристик каждого из выбранных объектов.

Почти любой  социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика

рождений, браков, разводов.

Выделим основные категории социологии семьи и  брака. К их числу в теории

брачно-семейных отношений принадлежат:

Условия жизни  семьи.

Подразделяются на: 1) макро-

2) микроусловия:

а)социально-экономические  условия; общественно-политические; социально-

культурные  и идеологические; условия, связанные  с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным

признакам; экологические  условия;

 

б) социально-психологические  условия,

характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру,

непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные

ориентации)

Структура семьи  – совокупность отношений между ее членами, которая включает:

-         структуру родства;

-         структуру власти и лидерства;

-         структуру ролей;

-         структуру коммуникаций.

 

Функции семьи  – способ проявления активности, жизнедеятельности  семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции.

Образ жизни  семьи – интегральная категория, помогающая изучать в целом

институциональные и групповые характеристики семьи, исследовать, как и ради чего живут люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь разных сторон жизни,а также соотношение одного и того же вида деятельности у разных членов семьи.

 

Как отмечает советский  социолог Э.К. Васильева, образ жизни  семьи – это

специфическая форма проявления образа жизни общества. Для систематизации составляющих образа жизни семьи целесообразно исходить из классификации функций и сфер жизнедеятельности семьи.

Семейно-брачная  идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.

Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика,

отражающая  качество брачно-семейных отношений. В  нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.

Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая  характеризует динамику

изменений семьи  от ее формирования до распада.

Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.

Научно-теоретические  и прикладные исследования семьи ориентированы не на регламентацию жизни отдельных семей, а на изучение факторов, от которых зависит состояние и прогресс в целом брачно-семейных отношений во всем обществе, а также разработку практических путей совершенствования и стимуляции определенных социальных процессов. Это может быть связано с достижением равенства мужчины и женщины в обществе, с улучшением экономической и политической ситуации, с совершенствованием быта, форм досуга и отдыха; улучшением законодательства, регулирующего отношения в браке и семье.

 

 

 

Глава 3. Историческое направление в социологии семьи  и брака.

 

Становление и  развитие социологии семьи было процессом  длительным и

многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических  данных и

разнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимися мыслителями во все времена.

В социологии семьи  и брака различают два основных направления:

-         исследование истории семьи и  брака;

-         анализ современной семьи и  брака.

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследование семьи, по данным американского социолога Х. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия. Как известно, в социальной концепции Платона интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. «Идеальное государство – общность жен и детей», «Каждый брак должен быть полезен для государства», - писал Платон. Аристотель предполагал, сто

природа нормального  человека определяется его «встроенностью»  в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства».

 

Английский  философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

 

Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), который

отличался особым демократизмом, отрицал правомерность  общественного

неравенства между  полами. Но вместе с тем Руссо  обращал внимание и на их

природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия.

Он предполагал дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины.

Большой интерес  представляют воззрения на семью  и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак – это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами.

 Еще один  классик немецкого идеализма  Г. Гегель (1770-1831), обладая

огромным историческим чутьем, увидел связь определенной формы семьи и

соответствующего  социального и политического  строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.

В течение длительного  времени (примерно до середины XIX века) семья

рассматривалась как изначальная и по самой  своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и отчасти Нового времени интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего к государству.

 

Утверждение исторического  взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи  исследования прошлого семьи,  в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов; 2) путем изучения семьи различных социальных условиях. У истоков первого направления стоит

швейцарский ученый Иоганн Бахофен (1815-1887). Он положил начало изучению

истории семьи. В труде «Материнское право» (1861) он выдвинул тезис об

универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального еспорядочного общения полов ("гетеризма") к материнскому, а затем котцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал,

что до единобрачия  и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не

только мужчина  вступал в половые отношения  с несколькими женщинами, но и

женщина – с  несколькими мужчинами.

Особенно большое  значение для обоснования эволюционных идей имел труд

американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на

научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу «Древнее

Информация о работе Семья - как социальный институт