Сервисная деятельность как составная часть экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

Использование в русском языке понятия «сервис» (англ. service - служба; обслуживание) предполагает тот же смысл, что и в английском - «обслуживание, предоставление разного рода услуг». Вместе с тем следует учесть, что в отечественной экономической практике последних десятилетий смысл слова «сервис» приобретал более конкретное значение. В 70-80-е годы сервис в нашей стране связывается преимущественно с комплексом услуг, отвечающих современным требованиям, выполненных квалифицированными работниками, которые трудятся на предприятии, оказывающем услуги по продлению жизни технических новшеств или дорогостоящих товаров известных фирм.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3-4
Сервисная деятельность как составная часть экономики……………..5-8
Экономическая сущность сервисной деятельности…………………9-13
Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей…………………………………………………………..14-22
Заключение………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

цвет.курс.docx

— 46.33 Кб (Скачать файл)

Биологические потребности и материальная деятельность человека не сводятся лишь к приготовлению и приему пищи. Они включают широкий спектр видов деятельности: уход за детьми, покупку товаров, уборку жилищ, ремонт домашней одежды, техники, активный отдых и т. д. Такие виды деятельности называют бытовыми. Это и есть та область жизнедеятельности человека, где наиболее полно находит применение сервисная деятельность в любом виде. Таким образом, услуги относятся к социальным элементам быта.

Сервисные предприятия удовлетворяют потребности  населения с учетом индивидуальных запросов личности посредством предоставления услуг, где услуга выступает как единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению потребностей.

Круг  потребностей определяется функциональными особенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности:

• освобождение человека от домашних дел;

• увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития;

• формирование разумных потребностей людей путем воспитания культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п.;

В настоящее время потребности  в развитии услуг выходят за рамки  сугубо экономических потребностей, процесс гуманизации экономического роста сопровождается ростом числа услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных и социальных запросов.

Современные услуги совершенствуются на основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций. Возник и стремительно утвердился на рынке ассортимент новых услуг, совершенствуются традиционные виды услуг, повышаются показатели качества обслуживания. Снимая технологические барьеры  в передаче многих услуг на расстоянии, новые технологии открывают для  них мировой рынок.

Внутренними задачами развития сервисных предприятий  являются повышение качества услуг, повышение производительности и  эффективности труда и дифференцирование  деятельности.

Цель  сервисной деятельности — удовлетворение потребностей населения в услугах. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлетворение конкретной потребности индивидуального заказчика.

Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделяются по функциональному назначению на четыре группы:

1) потребности в изготовлении новых изделий;

2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий;

3) санитарно-гигиенические потребности;

4) социально-культурные потребности.

В зависимости от субъекта, предъявляющего потребность, выделяют потребности индивидуума и коллективные.

Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные.

К личным потребностям относятся санитарно гигиенические  потребности, потребности в образовательных  услугах, информационно-консультативных услугах и др.

Общесемейные  потребности включают потребности  в услугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и  радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др.

Различаются потребности местного и временно проживающего населения. Такое подразделение  потребностей актуально для регионов с повышенным притоком временного населения  — зон отдыха и туризма, крупных  центров с развитой сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения.

Существует  следующая классификация потребностей:

• По источникам удовлетворения:

1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного

обслуживания;

2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными предпринимателями;

3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания.

• По частоте возникновения:

1) непрерывно продолжающиеся (постоянные);

2) периодические (появляющиеся через определенные промежутки времени);

3) эпизодические (носящие редкий, разовый характер).

• По сезонности возникновения:

1) потребности с сильно выраженной сезонностью;

2) с высокой сезонностью;

3) с умеренной сезонностью;

4) с незначительной сезонностью.

По моему мнению, возникновение потребностей и спрос на услуги подвержены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услугах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйственных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен природно-климатическими факторами.

Настоятельность потребностей зависит социально-экономических, демографических факторов, условий жизни (этнические традиции, социальное положение, профессия, место жительства, наличие свободного времени, принадлежность к контркультурам, увлечения).

Я считаю, что в XXI в. спектр потребностей, удовлетворяемых  сервисной деятельностью, расширился как в области материальных, так и духовных потребностей. Это обусловлено развитием научных знаний и повышением уровня технологического развития предприятий, а также повышением уровня культуры цивилизации.

 

Согласно проведенным  исследованиям, становится очевидным, что сервисная сфера требует  специфического научного подхода к  изучению ее феноменов. В связи с  переходом России в постиндустриальную фазу развития, центральное место  в общественной жизни приобретают  проблемы сервиса.

Специфика сервисной деятельности такова, что ею должны заниматься в  основном частные лица, мелкие фирмы  или специальные небольшие подразделения  крупных корпораций. В СССР сфера  сервисной деятельности была почти  целиком монополизирована государством. Запрет на частное предпринимательство  при социализме мешал развитию сферы услуг

Главной задачей экономики  в индустриальный период являлось массовое производство товаров. Произошла практически  полная коммерциализация производства. Фабричное производство создало  новую социальную среду. Механизация  производства и классовая борьба постепенно привели к тому, что  зарплата фабричных рабочих стала  превышать плату за личную службу.

Постиндустриальный этап развития цивилизации определяется как «информационное общество»  и «экономика услуг», т. к. главным  видом деятельности становится не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг.

В постиндустриальном обществе получают широкое распространение  виды услуг: гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и  профессиональные (анализ, планирование, дизайн, программирование). В любом производстве более важную роль начинает играть не количество, а качество рабочей силы, которое определяется уровнем образования. Расширение постиндустриального сектора требует большего количества людей с высшим образованием

Поэтому в переходный период от индустриального к постиндустриальному  обществу актуальной оставалась проблема притока в сферу сервиса высококвалифицированных  кадров. К концу 1990-х гг. в нашей  стране действовало лишь четыре вуза, три их филиала и 19 средних профессиональных учебных заведений сервисного направления. Непосредственно в сферу бытового обслуживания ежегодно направлялось 2,3 тыс. выпускников, или 0,6% от общего выпуска  всех студентов. Рыночный спрос на кадры  по соответствующим специальностям удовлетворялся лишь на 35-40%

Россия значительно отстает  от ведущих промышленно развитых стран по важнейшим экономическим  показателям: национальному доходу на душу населения, величине заработной платы, производительности труда, эффективности  производства и т. п. С одной стороны, это определяет более позднее, чем  в странах «большой семерки», формирование сервисной экономики и всего  сектора услуг постиндустриального  общества. С другой стороны, есть возможность  целенаправленно планировать и  развивать сервисную деятельность, опираясь на опыт других стран.

В России в 1996 г. валовой внутренний продукт в экономическом исчислении по отношению к 1990 г. вырос с 23% до 53%, а общая численность занятых в сфере сервиса возросла с 37% до 50%

В это время увеличение доли сервиса в валовом внутреннем продукте России сопровождалось резким спадом производства социальных и культурно-эстетических услуг: бытовых, медицинских, санаторно-оздоровительных, спортивно-туристских услуг, а также услуг в сфере искусства, музейного и библиотечного обслуживания и др.

В результате на 1998 г. объем  бытовых услуг не превышал 24 % от уровня 1990 г. (в т. ч. прачечных – 8 %, парикмахерских – 11 %, химчистки и  крашения – 5 %, бань и душевых – 10 %). К началу 1997 г. в России насчитывалось 57 тыс. мастерских и ателье, что в 2,2 раза меньше их числа на 1991 г., а  в сельской местности, соответственно, в 3 раза [4].

Тем не менее, за последние 10 – 15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, игровой и шоу-бизнес и др.

В меняющейся ситуации многие сервисные организации и учреждения социокультурного профиля, продолжая  работать на базе бюджетно-государственного финансирования, вынуждены были активно  осваивать новые виды и формы  обслуживания. Особенно примечательно  в этом отношении улучшение библиотечного  и музейного обслуживания: библиотеки и музеи заняты поиском новых  форм обслуживания, способных привлечь в них многочисленных посетителей. В этом плане примечательны более  тесные связи этих учреждений с образовательными центрами, турбизнесом.

Главной целью сервисной  деятельности является удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей.

Развитие сервисной деятельности и спрос на услуги основывается на росте промышленного производства и повышении покупательной способности  населения. Развитие производства стимулирует  расширение сферы сервисной деятельности, и наоборот.

Новые экономические отношения  в России сформировали благоприятные  условия для развития сервисной  деятельности. Реформирование экономики  обеспечило предпосылки для совершенствования  работы сервисных предприятий и  возникновения новых форм и методов  обслуживания и видов услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По моему мнению, сервисная деятельность является важнейшей составной частью потребительского общества. Сфера услуг, степень её развития и структура стали выступать основным критериальным признаком развития этого общества. Если обратиться к цифрам, иллюстрирующим долю, которую занимает сфера услуг в экономике развитых стран, то они свидетельствуют о наступлении нового этапа в общественном, в том числе и международном, разделении труда, современной структурной перестройке национального и мирового хозяйства. Значение этой перестройки настолько велико, что специалисты сравнивают её с индустриальной революцией. Кардинальное изменение роли сферы услуг дало основание говорить о формировании так называемого сервисного общества, а экономику этого общества называть экономикой услуг. Также я считаю, с сервисной деятельностью тесно связана оценка человеком степени удовлетворения своих потребностей. Чем полнее удовлетворяются потребности, тем более качественной считает свою жизнь человек, а поскольку потребности имеют тенденцию к постоянному росту, то сервис неотделим от понятия «качество жизни» и всегда будет востребован. С позиции повышения качества жизни человек выступает, с одной стороны, как носитель материальных и духовных потребностей, а с другой – как производитель материальных благ, удовлетворяющих эти потребности. Нередко в сервисной деятельности мы являемся и клиентами, и поставщиками услуг.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2004.
  2. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2005.
  3. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов. / В. Л. Иноземцев– М.: Логос, 2000. – 304 с. – С. 42.
  4. Фролова Т.А. Конспект лекций по курсу// Библиотека туризма - http://tourlib.net/ books_tourism/frolova1.htm.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 


Информация о работе Сервисная деятельность как составная часть экономики