Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:47, курсовая работа
Использование в русском языке понятия «сервис» (англ. service - служба; обслуживание) предполагает тот же смысл, что и в английском - «обслуживание, предоставление разного рода услуг». Вместе с тем следует учесть, что в отечественной экономической практике последних десятилетий смысл слова «сервис» приобретал более конкретное значение. В 70-80-е годы сервис в нашей стране связывается преимущественно с комплексом услуг, отвечающих современным требованиям, выполненных квалифицированными работниками, которые трудятся на предприятии, оказывающем услуги по продлению жизни технических новшеств или дорогостоящих товаров известных фирм.
Введение………………………………………………………………………...3-4
Сервисная деятельность как составная часть экономики……………..5-8
Экономическая сущность сервисной деятельности…………………9-13
Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей…………………………………………………………..14-22
Заключение………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………24
Биологические потребности и материальная деятельность человека не сводятся лишь к приготовлению и приему пищи. Они включают широкий спектр видов деятельности: уход за детьми, покупку товаров, уборку жилищ, ремонт домашней одежды, техники, активный отдых и т. д. Такие виды деятельности называют бытовыми. Это и есть та область жизнедеятельности человека, где наиболее полно находит применение сервисная деятельность в любом виде. Таким образом, услуги относятся к социальным элементам быта.
Сервисные предприятия удовлетворяют
Круг потребностей определяется функциональными особенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности:
• освобождение человека от домашних дел;
• увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития;
• формирование разумных потребностей людей путем воспитания культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п.;
В настоящее время потребности
в развитии услуг выходят за рамки сугубо
экономических потребностей, процесс гуманизации
Современные услуги совершенствуются на основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций. Возник и стремительно утвердился на рынке ассортимент новых услуг, совершенствуются традиционные виды услуг, повышаются показатели качества обслуживания. Снимая технологические барьеры в передаче многих услуг на расстоянии, новые технологии открывают для них мировой рынок.
Внутренними задачами развития
сервисных предприятий являются повышение качества
услуг, повышение производительности и
эффективности труда и
Цель сервисной деятельности — удовлетворение потребностей населения в услугах. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлетворение конкретной потребности индивидуального заказчика.
Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделяются по функциональному назначению на четыре группы:
1) потребности в изготовлении новых изделий;
2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий;
3) санитарно-гигиенические потребности;
4) социально-культурные потребности.
В зависимости от субъекта, предъявляющего потребность, выделяют потребности индивидуума и коллективные.
Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные.
К личным потребностям относятся санитарно гигиенические потребности, потребности в образовательных услугах, информационно-консультативных услугах и др.
Общесемейные потребности включают потребности в услугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др.
Различаются потребности местного и временно проживающего населения. Такое подразделение потребностей актуально для регионов с повышенным притоком временного населения — зон отдыха и туризма, крупных центров с развитой сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения.
Существует следующая классификация
• По источникам удовлетворения:
1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного
обслуживания;
2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными предпринимателями;
3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания.
• По частоте возникновения:
1) непрерывно продолжающиеся (постоянные);
2) периодические (появляющиеся через определенные промежутки времени);
3) эпизодические (носящие редкий, разовый характер).
• По сезонности возникновения:
1) потребности с сильно выраженной сезонностью;
2) с высокой сезонностью;
3) с умеренной сезонностью;
4) с незначительной сезонностью.
По моему мнению, возникновение потребностей и спрос на услуги подвержены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услугах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйственных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен природно-климатическими факторами.
Настоятельность потребностей
зависит социально-
Я считаю, что в XXI в. спектр потребностей, удовлетворяемых сервисной деятельностью, расширился как в области материальных, так и духовных потребностей. Это обусловлено развитием научных знаний и повышением уровня технологического развития предприятий, а также повышением уровня культуры цивилизации.
Согласно проведенным исследованиям, становится очевидным, что сервисная сфера требует специфического научного подхода к изучению ее феноменов. В связи с переходом России в постиндустриальную фазу развития, центральное место в общественной жизни приобретают проблемы сервиса.
Специфика сервисной деятельности
такова, что ею должны заниматься в
основном частные лица, мелкие фирмы
или специальные небольшие
Главной задачей экономики в индустриальный период являлось массовое производство товаров. Произошла практически полная коммерциализация производства. Фабричное производство создало новую социальную среду. Механизация производства и классовая борьба постепенно привели к тому, что зарплата фабричных рабочих стала превышать плату за личную службу.
Постиндустриальный этап развития цивилизации определяется как «информационное общество» и «экономика услуг», т. к. главным видом деятельности становится не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг.
В постиндустриальном обществе получают широкое распространение виды услуг: гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные (анализ, планирование, дизайн, программирование). В любом производстве более важную роль начинает играть не количество, а качество рабочей силы, которое определяется уровнем образования. Расширение постиндустриального сектора требует большего количества людей с высшим образованием
Поэтому в переходный период
от индустриального к
Россия значительно отстает
от ведущих промышленно развитых
стран по важнейшим экономическим
показателям: национальному доходу
на душу населения, величине заработной
платы, производительности труда, эффективности
производства и т. п. С одной стороны,
это определяет более позднее, чем
в странах «большой семерки», формирование
сервисной экономики и всего
сектора услуг
В России в 1996 г. валовой внутренний
продукт в экономическом
В это время увеличение доли сервиса в валовом внутреннем продукте России сопровождалось резким спадом производства социальных и культурно-эстетических услуг: бытовых, медицинских, санаторно-оздоровительных, спортивно-туристских услуг, а также услуг в сфере искусства, музейного и библиотечного обслуживания и др.
В результате на 1998 г. объем бытовых услуг не превышал 24 % от уровня 1990 г. (в т. ч. прачечных – 8 %, парикмахерских – 11 %, химчистки и крашения – 5 %, бань и душевых – 10 %). К началу 1997 г. в России насчитывалось 57 тыс. мастерских и ателье, что в 2,2 раза меньше их числа на 1991 г., а в сельской местности, соответственно, в 3 раза [4].
Тем не менее, за последние 10 – 15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, игровой и шоу-бизнес и др.
В меняющейся ситуации многие
сервисные организации и
Главной целью сервисной деятельности является удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей.
Развитие сервисной
Новые экономические отношения
в России сформировали благоприятные
условия для развития сервисной
деятельности. Реформирование экономики
обеспечило предпосылки для
Заключение
По моему мнению, сервисная деятельность является важнейшей составной частью потребительского общества. Сфера услуг, степень её развития и структура стали выступать основным критериальным признаком развития этого общества. Если обратиться к цифрам, иллюстрирующим долю, которую занимает сфера услуг в экономике развитых стран, то они свидетельствуют о наступлении нового этапа в общественном, в том числе и международном, разделении труда, современной структурной перестройке национального и мирового хозяйства. Значение этой перестройки настолько велико, что специалисты сравнивают её с индустриальной революцией. Кардинальное изменение роли сферы услуг дало основание говорить о формировании так называемого сервисного общества, а экономику этого общества называть экономикой услуг. Также я считаю, с сервисной деятельностью тесно связана оценка человеком степени удовлетворения своих потребностей. Чем полнее удовлетворяются потребности, тем более качественной считает свою жизнь человек, а поскольку потребности имеют тенденцию к постоянному росту, то сервис неотделим от понятия «качество жизни» и всегда будет востребован. С позиции повышения качества жизни человек выступает, с одной стороны, как носитель материальных и духовных потребностей, а с другой – как производитель материальных благ, удовлетворяющих эти потребности. Нередко в сервисной деятельности мы являемся и клиентами, и поставщиками услуг.
Список литературы:
Информация о работе Сервисная деятельность как составная часть экономики