Система мотивации труда государственных гражданских служащих: основные аспекты, проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в описании и анализе системы мотивации труда государственных гражданских служащих на сегодняшний день. В соответствие с целью перед автором стоят следующие задачи: дать понятие мотивации, описать основные элементы процесса мотивации сотрудника в организации, охарактеризовать основные теории мотивации и их применение в практике управления, дать описание системы мотивации труда именно со стороны государственной гражданской службы, проанализировать ее состояние на текущий период, выявить основные проблемы этой системы и предложить возможности их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации сотрудников 6
1.1. Общая характеристика процесса мотивации 6
1.2. Содержательные теории мотивации 12
1.3. Процессуальные теории мотивации 16
1.3. Другие теории мотивации 22
Глава 2. Современная система мотивации государственных гражданских служащих 25
2.1. Основные стимулы к труду у государственных гражданских служащих 27
2.2. Элементы системы мотивации государственных служащих 29
3.3. Основные проблемы мотивирования государственных гражданских служащих 40
Глава 3. Пути совершенствования мотивации государственных гражданских служащих 44
3.1. Анализ зарубежного опыта 44
3.2. Принимаемые меры по совершенствованию системы мотивации на государственной гражданской службе 48
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 61

Вложенные файлы: 1 файл

вкр_юдина юс_492 группа.docx

— 276.19 Кб (Скачать файл)

Существуют  также определенные препятствия  по внедрению системы комплексной  оценки. Например, некорректное использование  методики оценки персонала, сопротивление  нововведениям, неприятие со стороны  неэффективных работников, использование  системы оценки не повсеместно, а  точечно и т.д. и т.п.

Для устранения таких барьеров нужно обеспечить обучение кадровых служб, использовать планирование задач сверху вниз, связать оценку с оплатой труда и т.д.

Таким образом, можно заметить, что утверждение того, что мотивация труда государственных гражданских служащий имеет малоперспективные основы не совсем корректно, т. к. способы мотивации на самом деле есть, и их не так уж и мало.

Изучая  и оценивая четыре пилотных проекта, нельзя не сделать вывод о том, что применение кадровых технологий из коммерческого сектора может  положительно сказать на состоянии  системы мотивации труда государственных  гражданских служащих.

Оплата труда

Сейчас подготавливаются предложения о вносении изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в части оплаты труда.

Изменяется  состав денежного содержания госслужащего. Оно будет состоять не из должностного оклада, оклада за чин и иных выплат, а из постоянной части (которая включает в себя должностной оклад, оклад за классный чин, оклад за выслугу лет, оклад за доступ к секретной информации) и из переменной части (это стимулирующие выплаты). Постоянной часть будет составлять более 60% от денежного содержания сотрудника. Стимулирующие выплаты – это премии, выплаты, зависящие от результативности деятельности, а также иные выплаты.

Минимальные размер денежного содержания устанавливается  в соответствие с работника коммерческого  сектора.

В этой связи  уместно упомянуть о составе  и соотношении стимулирующих  выплат в Россий и за рубежом. В  зарубежных странах наиболее стимулирующими (переменными) выплатами являются повышающие выплаты, премии, поощрительные выплаты  по результатам и плата за риск выполнение работы с повышенными  обязательствами.

В зарубежных странах также активно применяется  понятие условно-переменной части денежного содержания госслужащего. Эта различные надбавки, которые не зависят от результативности деятельности, но зависят от иных параметров. Средние значения условно-переменной части оплаты труда госслужащих по разным странам составляют 10-19% процентов от размера денежного содержания. В это же время результативная часть денежного содержание варьируется в пределах 4-72% и, как видно, является очень неоднородной.

Наблюдаются следующая тенденция в развитии системы оплаты труда госслужащих: децентрализация критериев оценки заработной платы госслужащего, появляется все больше результативных критериев, оценка труда госслужащего становится менее централизованной.

Исследования  показывают, что стимулирующие части  денежного содержания оказывают  высокий мотивирующий эффект.

К сожалению, в Россий пока большинство выплат относится к постоянным, поэтому система оплаты труда является довольно слабы мотиватором в управлении государственными служащими. Также примечателен факт того, что в Россий доля стимулирующих выплат является одной из самой низкой среди множества зарубежных стран.

Возвращаясь к проекту Федерально закона, можно  сказать, что его реализация покажет  положительные результаты в части  мотивации государственных гражданских  служащих, однако проекту Федерального закона все еще «есть к чему стремиться».63

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе студентом была показана актуальность рассмотрения проблем мотивации труда государственных гражданских служащих, а также пути ее совершенствования.

Рассмотрена система мотивации труда государственных гражданских служащих, определена ее специфика. Описание системы мотивации госслужащих подкреплено в работе теоретической базой, описанной в первой главе. Дано определение терминов, связанных с мотивацией, рассмотрены ранние теории мотивации (способ «кнута и пряника», взгляды Тейлора и Мэйо), содержательные (пирамида потребностей, двухфакторная теория, теория ERG, теория приобретенных потребностей), процессуальные (теория ожидания, теория справедливости, комплексная теория, теория «x-y-z») теории мотивации, затронута тема новейших теорий мотиваций.

Автором указано на то, что система мотивации является комплексным элементом управления государственной гражданской службой, который еще не до конца изучен. Она состоит из следующих элементов: государственные гарантии, оплата труда, возможности карьерного роста, аттестация, ротация обучение и ответственность. Определено, что косвенное влияние на мотивацию сотрудников может иметь конкурсный отбор. Все эти элементы системы мотивации исходят из социально-правового статуса и правового положения государственного гражданского служащего, который состоит из прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности, требований, гарантий и экономического обеспечения.

Дано  важное утверждение, что развитая система мотивации в государственном органе позволяет повысить эффективности труда государственных гражданских служащих, а значит и эффективность деятельности государственных органов власти и государственного управления в целом.

Обозначена важность приоритета профессиональных качеств (главный принцип) на государственной службе, принцип компенсируемых ограничений, налагаемых законодательством на госслужащих, важно создать такую система оплаты труда, чтобы прямые денежные выплаты абсолютно доминировали над «теневыми» выплатами, льготами и привилегиями, нужно выработать лояльность госслужащих (как существующих, так и потенциальных) к государственному аппарату и этичность в осуществлении служебной деятельности.

В работе был приведен анализ всей системы мотивации, были выявлены ее основные проблемы: сегодня мотивы людей значительно усложнились, уровень оплаты труда на госслужбе крайне низок по сравнению с коммерческим сектором, практически вся система поощрения (оплаты труда) построена на выслуге лет, система заманчивых государственных гарантий на государственной службе обеспечивается далеко не всем, теоретическая база совершенствования мотиваций госслужащих в России бедна, работа в государственных органах стала непрестижной, наблюдается отток высоко квалифицированных кадров, государственная служба Российской Федерации уже много раз претерпевала изменения, которые по большей части носили бессистемных характер, российский аппарат не «приучен» служить государственным и гражданским интересам, существует острая необходимость создания этического кодекса госслужащих, законодательная база в Россий достаточно громоздка.

В третьей  главе отмечено, что решение мотивационных проблем на государственной службе в данный момент имеет позитивную направленность. В соответствие с Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года №601 разрабатываются пилотные проекты, направленные на апробацию и внедрение в работу кадровых служб федеральных государственных органов современных кадровых технологий, в которых указывается на применение опыта коммерческого сектора и ориентирование на опыт зарубежных стран. Идет изменение законодательства о государственной гражданской службе по вопросам оплаты труда. Россия также может использовать опыт развитых зарубежных стран в процессе совершенствовании системы мотивации на госслужбе.

Сделан вывод, что вопреки мнению многих ученых, мотивация госслужащих не имеет чересчур малоперспективных основ, просто нужно тщательно ее продумать.

Для исследования данной темы был проведен анализ литературы по данной теме, анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации по вопросы регулирования государственной гражданской службы, а также вторичного анализ уже проведённого НИУ ВШЭ социологического исследования по теме . 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабля 1993 г.
  2. Федеральный Закон «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ;
  3. Федеральный закон “О системе государственной службы российской федерации” от 27.05.2003 N 58-ФЗ;
  4. Указ Президента Российской Федерации "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" от 1 февраля 2005 г. №110;
  5. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
  6. Проект Федерального Закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ (с изменениями, касающимися оплаты труда);
  7. Альберт М., Мескон М. X., Хедоури Ф. Основы менеджмента, - 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 672 с;
  8. Антикоррупционная политика : Учеб. пособие [для вузов / Г. А. Сатаров, М. И. Левин, Е. В. Батракова и др.]; Под ред. Г. А. Сатарова. - М. : СПАС, 2004. - 367 с.
  9. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. М.: РАГС, 2003.;
  10. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с.;
  11. Бахрах Д. Н. Государственная служба Российй; учеб. пособие. – М. Проспект, 2009. – 152 с.
  12. Божья-Воля А.А, Оценка резульативности государственных служащих: международный опыт и российские перспективы. – Вопросы государственного управления – 2009, №2
  13. Бонвиничи р. Социальное партнерство и трудовые отношения в Европе. Приемлемы ли для Россий модели? – М.: Права человека, 2005
  14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 296 с;
  15. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: Учебное пособие. – М.:: Юркнига 2005. – 480с
  16. Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2000. — 440 с.
  17. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 864 с;
  18. Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции управления персоналом: Учебное пособие – М: Академия естествознания, 2009
  19. Дряхлов Н. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США. [Электронный ресурс]. – URL: www.iteam.ru
  20. Занковский А. Н. Организационныя психология. Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – М: Флинта: МПСИ, 2002.
  21. Захаров, Н.Л. Мотивационное управление в социально- экономических системах  - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 341 с.;
  22. Захаров, Н.Л. Социальный регуляторы деятельности российского государственного служащего  - М.: Изд-во РАГС, 2002;
  23. Исикава К. японские методы управления качеством. / Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1988. - 215с
  24. Искусственный Управленческий Интеллект. Современная система управления организациями. Бортовой журнал авиакомпании «Трансаэро»  - февраль, 2013
  25. Киселев и. Я. Сравнительное трудовое право: учебник для вызов. – М., 2005
  26. Латфуллин Г. Р., Громова О. Н. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
  27. Лукьянова Г. И. Трудовые отношения современной Франции – М.: Трудовое право, 2005.
  28. Лютенс Фр. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 1999;
  29. Мильнер Б.З. Теория организаций - М.: ИНФРА-М, 2009. -336 с.;
  30. Михалева Е.П. Менеджмент: конспект лекций –М: Юрайт,, 2011, 192 с;
  31. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. – 4 изд. Перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2008. – 447с;
  32. Мотивация трудовой деятельности: учеб. Пособие/под ред. В.П. Пугачева. – М.: Гардарики, 2008;
  33. Тищенко Е. Н. Состав и соотношение стимулирующих элементов оплаты труда государсвтенных гражданских служащих в Российской Федерации

Информация о работе Система мотивации труда государственных гражданских служащих: основные аспекты, проблемы и пути решения