Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:01, реферат
Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков, давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой из нас сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков к моральным (аморальным) изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии.
Введение……………………………………………………………………...........3
Теоретические истоки теории социального действия…………………………..4
Составляющие социального действия…………………………………………...6
Структура социального действия по Т. Парсонсу…………......………………..9
Заключение……………………………………………………………….……..11
Список использованных источников………………………………..………….13
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИТСО»
Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Социология»
на тему: «Система социального действия Т. Парсонса».
Выполнила: студентка 2 курса,
факультета МЭО и М,
заочного сокращенно отделения,
группы 1227зс
Длусская Т.Г.
Проверил: Свиридов А.В.
Минск, 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Теоретические истоки теории
социального действия…………………………
Составляющие социального действия…………………………………………...6
Структура социального действия по Т. Парсонсу…………......………………..9
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………..………….
ВВЕДЕНИЕ
Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков, давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой из нас сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков к моральным (аморальным) изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии.
Актуальностью работы является проблема того, что в современном обществе важное значение придается оценке тех или иных действий индивидов.
Толкотт Парсонс вошел в историю социологической мысли, прежде всего, как создатель современной системы социального действия.
Система социального действия
Т. Парсонса – это попытка сблизить
теоретико-действенный и
В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение индивидов.
Позиция отечественного социолога А. Г. Здравомыслова по этому вопросу следующая: «Если бы различные исследователи при оценке того или иного общественного явления руководствовались ценностями культуры, то их взгляды на данное явление должны были совпасть. Однако в классовом обществе такого совпадения нет и не может быть, так как исходным пунктом оценки является классовый интерес, независимо от того, осознает или не осознает его сам субъект».
Теоретические истоки социального действия.
Социолог начал свою преподавательскую и научную карьеру, когда американское общество переживало депрессию. Ни одна социальная теория того времени не давала достаточно всеохватывающего объяснения тем процессам, которые разворачивались тогда в Америке, переживавшей глубокую экономическую депрессию. Эти теории упрощали, огрубляли и примитивизировали представления о социальной системе, её функциях, способностях к самосохранению и совершенствованию.
Т. Парсонс, в частности, подверг критике интерпретивные теории, рассматривавшие поведение индивида на микро уровне и, с его точки зрения, абсолютизировавшие индивидуальную и общественную рациональность (М. Вебер).
Не принял он и популярные в то время макро теории, в которых главным фактором общественного развития рассматривалась политическая борьба, а поддержания порядка – власть или навязанные ею санкции (К. Маркс).
Что же предложил Т. Парсонс вместо этого?
Во-первых, объединение достижений ряда социальных наук. Преобразование в Гарвардском университете факультета социологии в факультет общественных отношений было отнюдь не случайно. Эта новация была подчинена интегративной цели – для задуманного ученым анализа любых живых систем потребовались усилия клинической и поведенческой психологии, антропологии и, конечно, социологии.
Во-вторых, Т. Парсонс предпринял попытки интеграции собственно и социологических принципов, которые разрознено содержались в работах таких известных социологов, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, З. Фрейда и английского экономиста А. Маршалла. Сюда же, очевидно, следует добавить П. Сорокина, который один из первых стал разрабатывать интегральные идеи.
Т. Парсонс исходит из того, что для социальной жизни более характерны «взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение». При этом утверждалось, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Свои взгляды социолог иллюстрирует примерами коммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт, в основе которого лежат нормативные правила. С точки зрения Т. Парсонса, страх санкций за нарушения правил недостаточен, чтобы заставить людей безусловно следовать им, главное – моральные обязательства.
Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей, которые констатируют, что является правильным, должным. Порядок в экономической системе, следовательно, основывается на общем согласий относительно коммерческой морали.
Также Т. Парсонс критически относился к позитивистской социологии вообще, предполагающей видение мира, как закрытой системы, сводящей на нет роль сознания конкретных индивидов.
В-третьих, Т. Парсонс, очевидно, на основе интегральных идей П. Сорокина предложил интегрально рассматривать социальную систему и личность индивида. В этой связи он уже самостоятельно выдвинул оригинальную идею четырехуровнего анализа, который основан на принципе системного рассмотрения поведенческого организма, личности, социальной и культурной систем.
По Т. Парсонсу, усвоенные индивидами ценности и нормы, входящие в традиции общества, несомненно, определяют границы дозволенно в индивидуальных действиях. Однако, замечает он в работе «Структура социального действия», это «ни в малейшей степени не отрицает роли ситуативных и других ненормативных элементов».
Добавляя при этом, что его теория «рассматривает их во взаимосвязи с нормативными».
Иными слова, в зависимости от ситуации индивид, обладая свободной волей, может осуществить конкретный выбор, как ему действовать, т.е. его теория социального действия предполагает учет как рационального, так и иррационального компонентов в действиях людей.
Составляющие социального действия.
По Т. Парсонсу, самой общей системой является система действия. «Действие, – замечает он, – образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и цели и более или менее успешно их реализуют в конкретных ситуациях».
По мнению ученого, мельчайшей единицей действия, выступающей как система, является единичный акт (unit act), который впоследствии стал называть элементарным действием. Дальнейшее дробления элементарного действия ведет к утрате его системной характеристики.
Таким образом, элементарное действие это, прежде всего, система. Также системно Т. Парсонс рассматривает все общественные институты и само общества, все явления, принадлежащие к области действия, ибо все они представляют реальность, для которой характерно общее качество – системность. Поэтому с точки зрения ученого нет принципиальной разницы между теорией действия и теорией системы. Один и тот же теоретико-методологический подход используется для анализа системы любой сложности.
Итак, рассматривая элементарное действие, Т. Парсонс выделяет следующие четыре его компонента, образующие в целом систему:
1) наличие действователя или актора – действующего организма;
2) существование
цели, на достижение которой
3) наличие ситуации, в которой происходит действие (это – «внешняя среда» действия), которую в свою очередь можно представить в виде двух составляющих – а)условия действия, определяемые объективными обстоятельствами и б) выбираемые средства для достижения цели;
4) существование нормативной ориентации, т.е. усвоенных стандартов поведения.
Четырехуровневая
структура социального
Так, действователь обладает социальной природой, что проявляется в его статусах и, соответственно, адекватных им ролях. Статусы обозначают позицию индивида по отношению к другим, в то время как роли выражают «процессуальный аспект». Роли – это своего рода относительно постоянные каналы ориентации между социальным действователем и другими социальными объектами.
Нормативная ориентация приобретает социально-культурную характеристику. Она детерминирована усвоением индивидом ценностей и норм своей культурной среды, которые позволяют связывать воедино цели и средства, определять, что приемлемо в качестве цели и средств. “«Нормативная ориентация» действия, – отмечает Т. Парсонс, – направляет внимание на решающую роль тех «стандартов», которые определяют желаемое направление действия в форме целей и стандартов поведения. Эту систему нормативных стандартов, по-видимому, лучше всего рассматривать в качестве одного из наиболее важных элементов «культуры» группы”.
Человеческое действие всегда
детерминировано границами
Социальная подсистема прежде всего через статусы и роли обеспечивает взаимодействие индивидов и тем самым осуществляет функцию интеграции.
Культурная подсистема выполняет
в основном «функцию сохранения и
воспроизводства образца, равно
как и творческого его
Личностная подсистема, главным
образом, выполняет функцию
Поведенческий организм выступает как адаптивная подсистема. Он определяет генетически заданные возможности человека, на которые опираются остальные подсистемы. «В нем содержатся условия, с которыми должно сообразовываться действие, и основные механизмы взаимодействия с физической средой, в частности механизм получения и обработки информации в центральной нервной системе и механизм двигательной реакции на требования физической среды».
Т.Парсонс особо подчеркивает, что при анализе взаимоотношений между четырьмя подсистемами действия важно учесть процесс их взаимопроникновения. Так, в процессе социализации личность индивида способна усвоить как социальные объекты, так и культурные нормы.
По отношению к системе действия есть две системы реальности, являющиеся её средой. Первая – физическая среда. Это, по существу, окружающий мир живых организмов. Вторая – «высшая реальность». Это все то, что М. Вебер назвал «проблемой смысла» человеческих действий.
Социальный актор – ситуация. Естественно, возникла необходимость конкретного исследования отношений “социальный актор – ситуация (среда)”. Эти отношения всегда динамичны, что обусловлено двумя факторами – наличием мотивационной и ценностной ориентаций у действователя. Рассмотрим ориентации социального действователя.
-Мотивация. “В каком-то смысле «мотивация» – это ориентация относительно улучшения баланса удовлетворение – неудовлетворение действующего лица”.
Мотивация в совокупности включает в себя три модуса ориентации:
а) когнитивная (познавательная) ориентация, которая предполагает учет расположения физических и социальных объектов, определение их специфики, в особенности их функций в контексте цели, поставленной индивидом и т.д.;
б)катектическая
(эмоциональная) ориентация проявляется
в положительной или
в) оценочная ориентация предполагает выбор из множества альтернатив, чтобы оптимизировать свои усилия по удовлетворению потребностей.
Иными словами, действователь не может сразу направлять энергию на удовлетворение широкого круга потребностей. Ему приходится делать выбор.
-Ценностная ориентация. Она также включает в себя три модуса ориентации:
а) когнитивная (познавательная) ориентация опирается на нормы, усвоенные индивидом в процессе социализации;
б) эмоциональная ориентация предполагает эмоциональную оценку значимости того или иного объекта для удовлетворения потребности на основе оценочных стандартов;
Информация о работе Система социального действия Т. Парсонса