Система социальной защиты населения: сущность, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

    По разделу «Образование» предусмотрены средства в сумме 15470415,6 тыс. рублей, в том числе из этой суммы передается 457700,5 тыс. рублей  Минздравсоцразвития России для осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных граждан.

    Также предусмотрено, что ФСС передает в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование научно - исследовательских работ по вопросам охраны труда в размере 52146,5 тыс. рублей.

    На оздоровление детей и подростков предусмотрены средства в сумме 14973027,4 тыс. рублей. Затраты ФСС, связанные с финансированием расходов в связи со страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, отражены по разделу «Социальная политика». Основным видом расходов ФСС на 2011 год (62,0%) остаются расходы на выплату пособий по социальному страхованию. На их финансирование предполагается направить 173063025,3 тыс. рублей (без учета средств, направляемых из федерального бюджета), или 143,7% к ассигнованиям на эти цели по бюджету ФСС на 2010 год. Большая часть этих средств (57,1%) будет израсходована на выплату пособий по временной нетрудоспособности (включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) - 98787448,1 тыс. рублей. Это составит 118,0% к данному виду расходов бюджета ФСС на 2010 год.

    Затраты ФСС на выплату пособий по беременности и родам предусмотрены в Законопроекте в сумме 23760236 тыс. рублей, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 36533338,7 тыс. рублей, при рождении ребенка - 13147200,0 тыс. Рублей и другие пособия и компенсации - 834802,5 тыс. рублей.

    На финансирование затрат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предполагается направить 43079038,9 тыс. рублей. Из них на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 1602943,1 тыс. рублей; единовременные страховые выплаты - 561085,8 тыс. рублей; ежемесячные страховые выплаты - 26095342,0 тыс. рублей; расходы по доставке и пересылке страховых выплат - 386518,2 тыс. рублей; затраты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - 9358503,1 тыс. рублей.

В 2010 году размер единовременной страховой выплаты определялся в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица из максимальной суммы 46900 рублей. Этот же максимальный размер предполагается сохранить и на 2011 год.

Бюджетом ФСС на 2010 год предусмотрено финансирование расходов на оплату полной стоимости путевок для застрахованных граждан на долечивание в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний и дополнительное финансирование расходов на санаторно-курортное лечение работников, осуществляемое в случаях получения дополнительных доходов за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному страхованию на 1 января 2011 года по результатам исполнения бюджета Фонда за 2010 год, поступления в бюджет Фонда доходов по обязательному социальному страхованию сверх установленных сумм и снижения фактических расходов на финансирование пособий по обязательному социальному страхованию.

    Предусмотрены ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей, на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам только для долечивания в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение работников в 2011 году не предусмотрено.

    По виду расходов «Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов» предусматривается сумма 10891953,0 тыс. рублей, или 109,3 % к уровню этих затрат в 2010 году в действующих условиях и 101,2 % в сопоставимых условиях, включающая все расходы ФСС по центральному аппарату и исполнительным органам ФСС, связанные с осуществлением обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По статье «Непрограммные инвестиции в основные фонды» в бюджете ФСС на 2011 год предусматриваются средства в сумме 669600,0 тыс. рублей на капитальное строительство административных зданий для исполнительных органов Фонда, в том числе 70000,0 тыс. рублей - на социальное развитие системы ФСС.

По результатам можно сделать вывод о том, что отсутствуют расчеты, обосновывающие размеры объемов средств, передаваемых Фондом Минздравсоцразвития России на финансирование обучения по вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных граждан в сумме 457700,5 тыс. рублей и на финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда в сумме 52146,5 тыс. рублей. Предусмотрены ассигнования в сумме 3676192,5 тыс. рублей на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам только для долечивания в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения. Не определена сумма передаваемых в 2011 году бюджету ФСС средств федерального бюджета на финансирование реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно. Не в полном объеме учтена потребность ФСС в средствах, выделяемых из федерального бюджета, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

Предложения - с учетом положений Бюджетного кодекса рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе бюджета ФСС целевого бюджетного фонда обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При рассмотрении проекта федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» установить максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам с учетом уровня инфляции. Обосновать размеры объемов средств, передаваемых Фондом Минздравсоцразвития России на финансирование обучения по вопросам охраны труда отдельных категорий застрахованных граждан и на финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда. Рассмотреть вопрос об увеличении объема средств федерального бюджета, выделяемых в 2011 году ФСС, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий; увеличить стоимость родовых сертификатов в части оплаты медицинской помощи женщинам в период родов с 5,0 до 7,0 тыс. рублей.

2.2 Перспективы развития Фонда социального страхования РФ

     Так ФСС РФ вынужден заниматься обеспечением средствами реабилитации инвалидов, путевками отдельных категорий граждан и др. Основная сложность в том, что за время реформ у государства накопились колоссальные долги перед людьми определенных категорий, и возвращать их приходится в ускоренных темпах, создавая соответствующие базы данных. По мере сокращения долгов и перехода работы ФСС РФ в нормальный режим основной задачей Фонда останется обеспечение населения пособиями по временной нетрудоспособности, в том числе связанной с профессиональными заболеваниями и производственными травмами, с которой он вполне справляется.

Должно быть прекращено постепенное превращение внебюджетных фондов в бюджетные. Доходы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования в значительном своем объеме формируются сегодня за счет средств федерального бюджета. В результате работа фондов усложняется ответственностью за исполнение несвойственных им задач.

Более профильной станет и деятельность ФОМС, в работе которого есть свои проблемы, касающиеся, к примеру, справедливости применения существующих ставок отчислений в Фонд.

Приоритеты. В политике расходов требуется обеспечить реальный приоритет расходам социального характера. О преобладающем значении тех или иных направлений расходов необходимо судить по изменению их долей в общих расходах бюджета. Недопустимо запланированное сокращение доли расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт в федеральном бюджете с 3,8% в 2011 г. до 3,7% в 2012г., на образование - с 5,1 до 4,8% соответственно. Провозглашение и реализация "Инфраструктуры" как национального приоритета также потребуют увеличения соответствующего финансирования.

В заключение можно отметить, что для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо:

- закрепить в бюджетном процессе  технологию бюджетирования по  результату;

- формализовать единую систему  государственного финансового контроля  с четким разграничением органов  и компетенций внутреннего и  внешнего контроля;

- широко распространить в практике  контрольных органов аудит эффективности  бюджетных расходов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современное состояние пенсионного страхования в Российской Федерации

    Россия вошла в рыночную экономику, унаследовав пенсионную систему СССР. При этой пенсионной системе пенсия гражданина, трудившегося всю жизнь, практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в общую копилку, из которой они распределялись на выплаты пенсий.

Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к изменению и принципов пенсионного обеспечения. Сегодня государственное пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и имеет всеобщий характер. При этом предусматриваются следующие виды пенсий: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по потере кормильца, социальная.

Право на трудовую пенсию предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, который определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Источником финансирования государственных пенсий являются:

- бюджет Пенсионного фонда Российской  Федерации;

- федеральный бюджет для обеспечения всех категорий госслужащих (военнослужащих, служащих органов внутренних дел и др.), а также социальных пенсий.

Для этого примем ряд допущений и попробуем произвести примерный расчет пенсии, которую назначат с 2013 г. при выходе на пенсию (в 2013 г. отработает один месяц) мужчине 1953 г. рождения с «нормальной» заработной платой (по нашим оценкам, это средняя зарплата специалиста на предприятиях, где заработная плата выплачивается официально).

Напомним, что его пенсия будет состоять из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной (мужчины 1953 г. рождения самые старшие из тех, кто будет получать последнюю часть).

Базовая часть – устанавливается в твердом размере Правительством РФ и выплачивается за счет средств федерального бюджета. Ежегодно производится индексация в зависимости от уровня инфляции. На сегодняшний день базовая часть равна 598 руб.

Страховая часть – формируется из двух частей: величины расчетного пенсионного капитала, в который были пересчитаны пенсионные права застрахованных лиц за рабочий стаж до 2012 г. (с учетом индексации) и уплаченных работодателем взносов, учтенных на лицевом счете пенсионера, индексируемых Правительством РФ раз в квартал, полугодие или год в зависимости от уровня инфляции.

Накопительная часть – накопительная часть, как и страховая, формируется за счет накопления части взносов, перечисляемых работодаетелем, а увеличивается за счет дохода от инвестирования этих средств.

Принимаемые допущения:

•  уровень инфляции – 10% в год ;

•  заработная плата работника, составляющая в 2012 г. 10 000 руб., ежегодно индексируется в соответствии с уровнем инфляции;

•  индексация страховой и накопительной части пенсионных сбережений также производится в соответствии с уровнем инфляции;

•  доходность по государственным ценным бумагам, в которые инвестируется накопительная часть пенсионных сбережений в случае управления Пенсионным фондом РФ, составляет 9%;

•  доходность, которую может обеспечить негосударственный пенсионный фонд – 15% (многие эксперты признают нормальным для России экономический рост – 5% сверх уровня инфляции).

Конечно, в расчетах можно было бы пренебречь инфляцией – все равно все выплаты и накопления индексируются – но хочется попытаться увидеть и номинальную и реальную величину пенсии. Это поможет понять, что если Вам обещают «большую» пенсию, то нужно, в первую очередь, разобраться, как при ее расчете учтена ожидаемая инфляция, какова будет реальная покупательная способность обещаемой пенсии.

Пусть в нашем примере стаж работника на 1.01.2012 г. – 26 лет. Среднемесячная заработная плата – 8 000 руб.

Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП – БЧ) х Т, где

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

ПК – величина расчетного пенсионного капитала;

РП – расчетный размер пенсии;

БЧ – размер базовой части трудовой пенсии;

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Таблица 1.

Информация о работе Система социальной защиты населения: сущность, функции