Система социальной защиты населения: сущность, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

2010

2011

2012

2013 и далее 

192

204

216

228


ЗР – среднемесячный заработок за последние два года работы;

ЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за предшествующий квартал;

СК – стажевый коэффициент (при общем стаже на 1.01.12 25 лет равен 0,55, если стаж больше 25 лет, то каждый полный год превышения увеличивает коэффициент на 0,01).

Начинаем расчет:

РП = 0,56 х 1,2х 1 671 = 1 123

ПК = (1 123 – 450) х 228 = 153 444

В 2013 г. при назначении пенсии эта величина капитала будет проиндексирована на величину инфляции, имевшей место с 2012 г. (в нашем примере ежегодная инфляция составляла 10%, то есть за 11 лет цены выросли в 2,85 раз (1,1 11 )).

Таким образом, проиндексированный пенсионный капитал составит: 153 444 х 2,85 = 437 315 руб.

Ежемесячно включаемый в величину страховой части начисляемой пенсии пенсионный капитал составит: 437 315 / 228 = 1 918 руб.

Расчет страховой части

По данным условного примера, заработная плата рассматриваемого работника составила в 2002 г. 10 000 тыс. руб. и ежегодно индексировалась на 10%. Страховые накопления также индексировались Правительством ежегодно на 10%.

Таким образом, к 2013 г. на лицевом счете работника будет учтено страховой части на 455 357 руб.

Поделив эту сумму на установленный срок дожития (228 месяцев) получим, что включаемая в месячную величину пенсии страховая часть составит: 455 357 руб./ 228 мес.= 1 997 руб.

Размер накопительной части

Накопительная часть определяется исходя из величины учтенных на лицевом счете пенсионера отчислений на накопительную часть, произведенных работодателем за период с 2012 г., и дохода от инвестирования этих средств управляющей компанией. Работник вправе выбрать, кто будет заниматься инвестированием накопительной части – государственный пенсионный фонд или негосударственная управляющая компания. Поэтому произведем расчет для обоих случаев: если бы работник доверил управлять накопительной частью государственному пенсионному фонду (в нашем примере доходность – 9%) и если бы он выбрал негосударственную управляющую компанию (доходность – 15%).

При доходности 9% в государственном пенсионном фонде в накопительной части индивидуального счета работника к 2013 г. будет находиться 71 906 руб . Если распределить эту сумму на 228 месяцев ожидаемой жизни пенсионера, то получится, что ежемесячная накопительная часть пенсии составит 315 руб.

Общий размер пенсии

Таким образом, если работник оставит свои деньги в государственном Пенсионном фонде, то в 2013 г. ему будет начислена примерно следующая ежемесячная пенсия:

Базовая часть 1551 руб. Страховая часть (трудовой капитал за период до 1.01.12) 1918 руб.

Страховая часть (за период с 1.01.12) 1997 руб.

Накопительная часть (при управлении ГПФ) 315 руб.

Итого 5782 руб.

    Вполне очевидно, что когда соотношение между количеством пенсионеров и количеством работающих станет ниже некоего критического показателя, то государство должно увеличивать либо процент отчислений в пенсионный фонд, либо пенсионный возраст.

Государственное пенсионное обеспечение представляет собой следующие виды пенсионных выплат:

- базовая часть трудовой пенсии  по старости;

- базовая часть трудовой пенсии  по инвалидности;

- базовая часть трудовой пенсии  по случаю потери кормильца;

- социальные пенсии нетрудоспособным  гражданам;

- государственные пенсии военнослужащим;

- пенсии другим отдельным категориям  граждан Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

    Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из федерального бюджета.

Обязательное пенсионное страхование представляет собой страховую и накопительную части трудовых пенсий и осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сумма страховых взносов отражается на индивидуальном счете застрахованного лица.

    Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.

    Трудовая пенсия, назначаемая по старости или по инвалидности, складывается из 3-х частей:

- базовая часть является фиксированной, с 1 апреля 2010 г. она составляет 1035,09 руб. и должен индексироваться с учетов темпов инфляции Федеральный закон от 17 декабря 2010 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

- страховая часть трудовой пенсии (за счет страховой части обязательных страховых взносов).

    Размер страховой части зависит от результатов труда конкретного человека и основан на условно накопительном принципе. Результаты труда гражданина учитываются Пенсионным фондом Российской Федерации на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала. Страховая часть трудовой пенсии, равно как и базовая, основаны на солидарно распределительном принципе, поэтому они являются элементами единой распределительной системы.

Накопительная часть трудовой пенсии (за счет накопительной части обязательных страховых взносов).

Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

На конец марта 2010 г. в качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, было зарегистрировано и осуществляло деятельность 74 негосударственных пенсионных фонда. В 2011г. на пенсионном счете более 236 тыс. застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, переведено из Пенсионного фонда Российской Федерации около 2 млрд. руб.

     Негосударственные пенсионные фонды в России: особенности создания и функционирования

    Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и  согласовываться с государственной  пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться  солидарной либо накопительной  или использовать одновременно  оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет  взносов работодателя, так с участием работников;

4) иметь финансовое покрытие  в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов - актуарный баланс.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика  по обязательному пенсионному  страхованию в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с  федеральным законом и договорами  о создании профессиональных пенсионных систем Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

НПФ - некоммерческая организация социального обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Пенсионные резервы фонда формируются исключительно для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей,

управляющей компании, специализированного депозитария и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).

1. Меры по обеспечению открытости  и прозрачности НПФ

Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

2. Специальные меры по обеспечению  сохранности пенсионных резервов  и пенсионных накоплений 

Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

3. Страхование рисков 

Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.

Вкладчики НПФ имеют право:

1) требовать от фонда исполнения  обязательств фонда по пенсионному  договору в полном объеме;

2) представлять перед фондом  свои интересы и интересы своих  участников, обжаловать действия  фонда;

3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

НПФ обязан:

1) осуществлять учет своих обязательств  перед вкладчиками и участниками  в форме ведения пенсионных  счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам  информацию о состоянии солидарных  или именных пенсионных счетов;

2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

3) переводить по поручению вкладчика  или участника выкупную сумму  в другой фонд в соответствии  с условиями пенсионного договора;

4) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.

НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.

Собственное имущество фондов составляет 344,3 (345,3) млрд. рублей, в том числе пенсионные резервы - 277,4 (285,3) млрд. рублей, пенсионные накопления - 2,2 млрд. рублей.

    Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) - на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) - на предприятиях транспорта.

     За последние шесть лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 65 раз, численность участников фондов выросла в 32 раза и составила более 6 миллионов человек - в настоящее время услугами фондов охвачено приблизительно 6% экономически активного населения России.

Информация о работе Система социальной защиты населения: сущность, функции