Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:56, реферат
Современная демографическая ситуация в России характеризуется де популяцией, снижением рождаемости и ростом смертности, старением населения, сокращением средней продолжительности жизни, проблемами в трудозанятости населения. Демографический фактор влияет на формирование трудового потенциала, во многом определяет развитие и размещение производительных сил страны.
Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий. Она характеризуется системой таких показателей как численность и плотность населения, его состав по полу, возрасту, национальности, языку и образованию.
Введение 4
1. Динамика численности населения 5
1.1 Рождаемость и смертность 5
1.2 Старение населения 5
1.3 Урбанизация населения 6
1.4 Факторы, влияющие на численность населения 6
2. Современная миграционная ситуация в РФ 8
3. Структуры населения 16
3.1 Половозрастная структура 16
3.2 Этническая структура населения 16
3.3 Социальная структура населения 17
4. Прогнозы изменения численности населения страны 19
Заключение 21
Список литературы 22
Во внутренней же миграции все округа, кроме Северо-Западного, теряют население в пользу Центрального округа. Внешнего притока едва хватает, чтобы возместить эти потери только в европейских регионах, о Сибири и Дальнем Востоке говорить не приходится. Все федеральные округа теряют население в западном направлении и получают прирост за счет прибывших с востока. В 2000-х гг. (в том числе и в 2007г.) такой перенос населения сохранялся примерно на одном уровне, но по сравнению с 1990-ми гг. он сильно уменьшился.
Главной причиной такой динамики было завершение массового населения с севера, а также возвратной миграции демобилизованных военнослужащих из расформированных после распада СССР воинских частей
В 1990-е гг. западный перенос, возможно, даже был еще сильнее, чем показывает статистика. Так, согласно переписи 2002г. все регионы восточной части страны (за исключением Алтайского края) недосчитались населения по сравнению с текущим учетом, т.е. фактическая численность их жителей была меньше, чем показывали расчеты на основе данных текущего учета населения. Иными словами, в период 1989—2002 гг. произошел недоучет выезда населения из этих регионов в европейскую часть России. Выезд мог достигать ориентировочно 1 млн. человек. Таким образом, масштабы «западного дрейфа» за 1991—2007 гг. могли быть чуть ли не вдвое выше, чем показывают данные текущей статистики (2,3 млн. против 1,3 млн. человек).
С сокращением размеров западного переноса многие регионы, лежащие на пути дрейфа, потеряли возможность возмещать часть своих потерь в западном направлении. Так, Амурская область и Бурятия стали чистыми донорами; Иркутская область компенсировала в 2001—2007 гг. только примерно четверть потерь за счет миграции с востока, тогда как в 1990-е гг. — половину; немногим лучше положение Красноярского края. Даже Новосибирская область стала терять население во внутри российской миграции. Небольшой миграционный прирост получила только Свердловская область.
Пока не видно причин, по которым «западный дрейф» населения России мог бы быть остановлен или, тем более, повернут вспять. В стране в отличие от предыдущих десятилетий просто нет демографических (людских) ресурсов, которые можно было бы направить «на восток». Ресурсы села и малых городов практически полностью исчерпаны: если там и сохраняется потенциал выезда молодежи, то в условиях высокого спроса на труд в крупных городах Европейской России он полностью поглощается последними. Города Сибири и Дальнего Востока не выдерживают конкуренции с городами европейской части страны ни по экономическому потенциалу, ни по развитости социальной инфраструктуры, ни, наконец, по климату. Пока на востоке России нет ни одного центра, сопоставимого по миграционной привлекательности не только с Московской и Санкт - Петербургской агломерациями, но и с таким регионом, как Краснодарский край, восточнее Новосибирска нет ни одного города с миллионным населением.
Почти весь миграционный
прирост в межрайонной
Центром притяжения общероссийского масштаба является также Санкт-Петербургская агломерация. Кроме того, на такую роль могут претендовать Краснодарский край и Белгородская область, а с некоторой оговоркой — Калининградская область и Ставропольский край. Мощными региональными лидерами являются Республика Татарстан, Свердловская, Самарская, Ярославская области. К региональным лидерам второго плана можно отнести Карелию, Волгоградскую, Саратовскую, Кемеровскую области, Хабаровский край. Подавляющее же большинство регионов России теряет население, причем потери по регионам распределяются довольно равномерно.
За 2005—2007 гг. города в целом росли на 62% за счет международной, на 26% — внутри региональной и на 12% — внутренней межрегиональной миграции. Село потеряло 70% мигрантов в пользу городских поселений своего региона, 30% — других регионов, при этом международная миграция восполнила потери села на 67%. Мигранты, как внутренние, так и внешние, стремятся в крупные города, где много возможностей для трудоустройства, получения высоких заработков, самореализации. Из 13 регионов, возглавлявшихся городами-миллионниками, в 2001—2005 гг. восемь имели устойчивый миграционный прирост, в 2006г. — 10, в 2007 г. — 11. При этом и само число городов-миллионников в 2004г. сократилось до 12 (в результате сокращения населения Перми), а в 2005г. — до 11 (из группы городов-миллионников выбыл также Волгоград).
Население региональных столиц прирастает за счет его постепенного стягивания из других городов и сельской местности «подведомственной» территории и регионов-соседей. Даже в регионах, где наблюдается устойчивый миграционный отток населения, столицы прирастают за счет мигрантов. Пример — города Иркутской и Красноярской агломераций. Региональные столицы (включая Москву) в равной мере росли за счет внутри региональной и межрегиональной миграции, при этом роль внутренней миграции составляла 60% от общего миграционного прироста. Нестоличные крупные города имели близкий к нулевому миграционный баланс внутри российской миграции и прирастали только за счет международной миграции. Средние и малые города теряли население в межрегиональном обмене, но восполняли эти потери за счет обмена с сельской местностью. Поскольку в России потенциал сельско-городской миграции близок к исчерпанию, малым и средним городам практически нечем пополнять население. Только в начале 1990-х гг., когда миграционный приток русского и русскоязычного населения, в том числе вынужденных переселенцев, был ориентирован в значительной мере на малые и средние города и сельскую местность (здесь переселенцам проще было решить жилищную проблему), они получали миграционную подпитку. В последние годы рост экономики восстановил спрос на труд, прежде всего в крупных городах, что послужило стимулом для миграции из малых городов.5 Потенциальная мобильность молодого населения малых городов и сельской местности достаточно высока. По данным опроса учащихся 11-х (выпускных) классов школ малых городов, твердо намерены покинуть свои города 70% девушек и 54% юношей.6 О достаточно высоком миграционном потенциале молодежи сельской местности свидетельствуют данные обследования сельской местности 10 регионов России, согласно которому 54% от всех респондентов желают, чтобы их дети уехали из села. Выезд молодежи усугубляет многие хронические проблемы малых городов и сельской местности. Особенно серьезным вызовом времени является проблема жизнеобеспечения пожилого населения в небольших сельских поселениях в условиях сильно разреженного расселения и бездорожья на большей части территории страны. 7
Особо во всей внутренней миграции нужно выделить миграцию трудовых ресурсов, хотя здесь и проведены некоторые аналогии с другими видами миграций внутри страны.
В настоящее время в Российской Федерации четко можно выделить два типа трудовых миграций: из сел в города, из малых городов в крупные. Имеют место также переезды из сельских поселений сразу в крупные города, административные центры, но по объему такие потоки оказываются заметно меньшими. Безусловное лидерство среди крупных городов по количеству привлекаемой рабочей силы удерживает Москва. Результаты опросов исследований свидетельствуют о том, что в столичный регион желают переехать не только жители соседних областей, но и представители регионов других федеральных округов, вплоть до Дальнего Востока.
Уровень мобильности населения в течение последних нескольких лет постоянно снижался. Изменились и основные направления миграционных потоков. Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, сложившуюся в регионах Центральной России. По итогам 2007-2008 . Как и прежде в большинстве субъектов центрального федерального округа наблюдается миграционный прирост, который частично сглаживает естественную убыль населения, характерную абсолютно для всех субъектов ЦФО. Миграционная убыль по данным на конец 2008 года имела место только в Брянской и Костромской областях. Однако практически во всех регионах, где наблюдается положительное сальдо миграционных потоков, межрегиональная миграция характеризуется превышением числа выбывших над числом прибывших. Такое положение дел в Брянской, Владимирской, Ивановской, Орловской, Рязанской и других областях. Понятно, что для большинства внутренних мигрантов ЦФО центром притяжения является Москва и Московская область. В Тверской области ситуация более сложная, что связано с межстоличным положением региона, и фактически он становится донором трудовых ресурсов и для Москвы, и для Санкт-Петербурга. Таким образом, общий миграционный прирост большей части субъектов ЦФО обеспечивается внешними иммигрантами, абсолютное большинство которых выходцы из стран СНГ и Балтии.
В то же время такие регионы как Белгородская, Ярославская области отличаются положительным миграционным сальдо, как по международной миграции, так и по межрегиональной. Эти субъекты наряду с Калужской, Липецкой и Тверской областями входят в группу наиболее приближенных регионов к Москве и Московской области по размеру средней номинальной начисленной заработной платы в центральном федеральном округе по данным статистики за январь-ноябрь 2008г., что еще раз подтверждает значимость экономического фактора при миграции.
Цифры, приводимые федеральным и территориальными органами государственной статистики, неточны по объективным причинам. В статистике данные о мигрантах, зарегистрированных по месту пребывания, вообще не учитываются вне зависимости от срока пребывания, о чем свидетельствуют методологические пояснения Госкомстата. Но даже если бы такой учет велся отдельной строкой межрегиональной миграции во избежание двойного счета, то всё равно полученные цифры вряд ли смогли бы адекватно отразить ситуацию, поскольку очень немногие внутренние мигранты оформляют временную регистрацию по прибытию в другой регион.
В современных экономических
С другой стороны в последние годы постоянный приток мигрантов в Москву и Московскую область происходил на фоне высокого экономического потенциала региона, высокого уровня старения населения и дефицита рабочей силы в трудоспособном возрасте, что создавало условия для внутренних мигрантов занять существующие вакансии и не оказаться лишними на рынке труда. В настоящее время снижение численности населения трудоспособного возраста происходит на всей территории России. В Москве темпы старения населения самые высокие в стране, и для нормального функционирования региона ей необходим постоянный приток мигрантов. Поэтому «оптимизации численности персонала», как часто называют на предприятиях текущие сокращения, происходят под давлением демографического фактора. Такие пополнения рядов кандидатов на замещение имеющихся вакансий приводят к снижению уровня спроса на рабочую силу. В результате уменьшается разрыв между спросом и предложением труда в столичном регионе. Т.е. происходит определенная компенсация дефицита рабочих рук. В связи с этим вряд ли стоит ожидать серьезных деформаций на столичном рынке труда и новых волн миграционных потоков в регион или из него. В то же время некоторое выравнивание на рынке труда в количественном плане не обеспечивает большей сбалансированности в качественном плане: структура вакансий работодателей и рабочие места, которые ищут кандидаты, заметно расходятся. Возможно, сближению спроса и предложения в структурном плане будет способствовать получение новой квалификации некоторыми сокращенными работниками.
Сокращенные внутренние мигранты вероятно
будут искать новое место работы,
и скорее согласятся на менее комфортные
условия труда и меньшую
Поэтому число выбывших из столицы возможно несколько увеличится, однако масштабы данного явления будут не такими значительными, и говорить о формировании устойчивого обратного дрейфа в регионы пока не приходится.
Что касается специалистов-«москвичей»,
готовых сменить место
Их уровень востребованности в
принимающем регионе
Здесь условия проживания не так
уж комфортны для жителей
Остальные же субъекты федерации по
уровню заработных плат в большей
или меньшей степени
Тенденция повышения миграционного прироста населения России, наблюдавшаяся в 2004-2007 годах, сменилась стабилизацией показателей в 2008-2009 годах и резким сокращением в 2010 - 2011 годах. С 2011 года правила в очередной раз изменились - в статистический учет долгосрочной миграции населения стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более (ранее – на 1 год и более), одновременно выделяя и данные о мигрантах, зарегистрированных (снявшихся с регистрационного учета) по месту жительства.
Число выбывающих за пределы России было наиболее значительным в конце 1980-х годов (792 тысячи человек в 1988 году), но затем оно неуклонно и довольно быстро снижалось с некоторыми отклонениями от тренда в 1995, 1999 и 2010 годах, в которые из России выехало несколько больше людей, чем в предшествующие им годы. За 2010 год страну покинули 33,6 тысячи человек, что на 1,1 тысячи человек, или на 3,4% больше, чем за предшествующий 2009 год. В 2011 году числа выбывших за пределы России по прежним правилам учета снизилось до 32,6 тысячи человек (что на 3% меньше, чем в 2010 году, но на 0,4% больше, чем в 2009 году), а по новым – увеличилось до 36,4 тысячи человек (на 8,5% больше, чем в 2010 году).