Современная концепция реформы социального обеспечения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 04:33, дипломная работа
Краткое описание
В настоящее время Россия находится в сложной социально-экономической ситуации и пытается сформулировать новые принципы реформирования социального обеспечения в целом и отдельных составных частей системы в частности. В результате бессистемных и порой экономически необоснованных попыток реформировать социальное обеспечение современное его состояние в России характеризуется хаотичностью и отсутствием перспективной ясности. Взамен разработки стратегии реформирования социального обеспечения в средства информации выбрасываются сомнительные предложения ряда ведомств увеличить срок выхода на пен-сию, установить гендерное равенство по возрасту, ввести дополнительные страховые платежи и т.д.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..2 Глава 1. Анализ реформы социального обеспечения Анализ хода реформы социального обеспечения………….7 Недостатки реформы социального обеспечения . ……… 16 Современное состояние системы социального обеспечения и перспектива её реформирования……………22
Глава 2 . Реформирование на современном этапе
2.1 Отличительные черты новой модели системы социального обеспечения от существовавшей ранее…………………….25 2.2 Пенсионное реформирование на современном этапе………37
Система социальных трансфертов,
как указывалось, должна строиться таким
образом, чтобы не нарушалось соответствие
между требованиями социальной справедливости
и эффективности. На практике размер социальных
гарантий, которые способно предоставить
общество, зависит не только от его представлений
о справедливости, но и от ресурсных возможностей.
Последние, в свою очередь, определяются
состоянием экономики и структурой населения.
Социальные трансферты направляются
нуждающимся, чаще всего неработающим,
за счет работающей части населения. Текущие
поступления от этой части обычно играют
ведущую роль в их финансировании. Если
соотношение численности нуждающихся
в выплатах с общим числом работающих
существенно не меняется, указанное обстоятельство
не создает особых проблем. Однако дело
обстоит по-иному, если, например, сложилась
устойчивая тенденция к увеличению доли
лиц старшего возраста. Именно они нуждаются
в пенсиях, да и вероятность заболевания
для них существенно выше, чем для более
молодых людей.
В России доля лиц старше трудоспособного
возраста возросла за последние 30 лет
примерно вдвое. При подобной тенденции
одним и тем же социальным трансфертам
будет соответствовать все большая нагрузка
на работающее население.
Значительно усложняет формирование
новой системы социальных трансфертов
и высокая доля теневой экономики. Это
означает, что многие показатели деятельности
предприятий и организаций, в том числе
и заработная плата, в отчетности оказываются
заниженными и не соответствуют фактическим
доходам, или же они вообще не декларируются
и скрываются от налогообложения.
Задача построения устойчивой
системы социальных трансфертов во многом
остается нерешенной. Такая система должна
быть совместима со стабилизацией экономики
и неинфляционным ее ростом. Она строится
на жесткой дисциплине налоговых платежей,
социальном партнерстве, сочетании государственных
и частных форм социальной защиты, включении
задач социальной политики в макроэкономическую
стратегию.
Таким образом, предстоит решить
много вопросов, прежде чем социальные
трансферты будут осуществляться в условиях
и на уровне развитых стран. В этих странах
давно отработаны принципы эффективного
действия системы социальных трансфертов:
гарантированность помощи застрахованному
и обязательный характер условий и норм,
платность (право участвовать в расходах
возникает вследствие участия в доходах),
солидарность (финансы обезличиваются
и перераспределяются между разнообразными
участниками), автоматизм финансирования
с помощью непосредственной аккумуляции
страховых тарифов, строго целевой характер
средств и их возвратность, полнота страхования
в сочетании с разграничением различных
его видов и дифференцированным учетом
нуждаемости, автономия и самоуправление
органов страхования и т.д.
В России задача состоит в том,
чтобы на каждом этапе развития экономики,
перехода к рынку находить оптимальные
сочетания различных форм социальных
трансфертов в соответствии с уровнем
экономической эффективности, демографической
и социальной структурой общества, нравственными
ценностями.
1.3 Современное состояние системы социального
обеспечения и перспектива её реформирования
Можно выделить
три аспекта в области социальной работы:
а) оказание
помощи отдельному человеку
или группе лиц, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации; б) актуализацию потенциала
самопомощи лиц; в) целенаправленное влияние
на формирование и реализацию социально-экономической
политики на всех уровнях.
В настоящее
время активно развиваются два уровня
социальной работы.
Первый уровень представляет
собой социально-бытовое обслуживание:
гуманитарная и благотворительная
помощь особо нуждающимся. Второй уровень
включает в себя такие аспекты социальной
работы как психолого-социальный, медико-социальный,
социально-педогагический, социально-правовой
и социально-реабилитационный.
Социальная деятельность осуществляется
в рамках определенного
социального пространства,
которое представляет собой форму общественного
бытия и предстает в виде "поля", где
осуществляются многообразные социальные
связи и отношения между различными общественными
субъектами.
В этом "поле" осуществляются
так же все экономические связи, социально-
экономические функции организаций
и учреждений социального обеспечения,
социального страхования, занятости, попечительства,
образования, здравоохранения, охраны
общественного порядка и т.д.
Следует выделить необходимость
принятия новой концепции социальной
политики и социальной работы,
которая должна основываться на принципах
апробированных мировой практикой
и связанных с моделями "социального
государства" и "социальной
рыночной экономики.
Одним из важных факторов, влияющих
на эффективность социального
обеспечения, является такой
социальный норматив как бюджет прожиточного
минимума. К сожалению, этот принцип в
настоящее время существует больше теоретически,
нежели практически, так как ухудшающееся
социально экономическое положение не
позволяет окончательно определить эту
константу.
Считается также, что минимум
пенсии должен соответствовать минимуму
заработной платы, но, однако
уровень минимальной зарплаты оказался
величиной непостоянной, да
и практика показала, что финансово-экономическое
положение страны не позволяет прогрессивно
увеличивать эти важнейшие социальные
показатели.
Государство уделяет значительное
внимание вопросам охраны материнства
и детства. Специальные пособия,
связанные с этими вопросами, а также
пособия по временной нетрудоспособные
и некоторые другие выплачиваются за счет
фонда социального страхования, Пенсионного
Фонда и других внебюджетных фондов. Современная
система социального обеспечения предусматривает
новый вид социальной помощи населению
- пособие по безработице. В свете расширения
социальной помощи система денежных выплат
гражданам с целью их социальной поддержки
включает новые виды дополняющие систему
пособий, такие как компенсационные выплаты.
Такие выплаты адресованы пока еще узкому
кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке
по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.
Необходимым элементом
федеральной системы социального обеспечения
наряду с пенсионной системой
и системой обеспечения граждан пособиями
является система социального
обслуживания престарелых, нетрудоспособных
и семей с детьми. В комплекс социальных
услуг входят услуги, оказываемые в медико-социальных
учреждениях, содержание детей в детских
учреждениях бесплатно либо со скидкой,
профессиональное обучение и трудоустройство
лечения как вид профилактическую,
реабилитационную, инвалидов, обеспечение
инвалидов транспортными средствами и
средствами передвижения, а также протезно-ортопедическая
помощь.
Система
медицинской помощи и социальной помощи
включает:
диагностическую, протезно-ортопедическую
и зубопротезную помощь, а также меры социального
характера по уходу за больными, нетрудоспособными,
инвалидами, включая выплаты пособий по
временной нетрудоспособности.
Гарантии осуществления
медико-социальной помощи закреплены
законодательством. Также в
условиях переходного периода большое
значение приобретает такой самостоятельный
вид социального обеспечения как бесплатная
лекарственная помощь, либо со скидкой,
и обеспечение нуждающихся в подобном
виде услуг путевками для санаторно-курортного
лечения либо бесплатно, либо со скидкой.
Система льгот
по системе социального обеспечения предоставляемых
государством адресована ветеранам,
военнослужащим и их семьям, работникам
МВД и их семьям и другим некоторым категориям
граждан. Эти льготы включают скидки по
оплате жилья, коммунальных услуг и топлива
и бесплатный проезд на всех видах городского
пассажирского транспорта, бесплатный
проезд на железнодорожном и водном транспорте
пригородного сообщения и в автобусах
пригородных маршрутов на железнодорожном,
воздушном, водном или междугородном автомобильном
транспорте, скидку на установленную плату
за пользование телефоном.
Глава 2 . Реформирование
на современном этапе
2.1 Отличительные
черты новой модели системы социального
обеспечения
от существовавшей ранее.
В мире сложились в
основном две модели социальной защиты:
- социал-демократической
ориентации с высокой ролью
государства в обобществлении
доходов и существенным значением
общенациональных социальных механизмов
управления;
- неолиберальная - с меньшей
степенью государственного вмешательства
в социально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых
подходов различают следующие системы
социальной защиты:
- государственную, опирающуюся
на принцип социальной заботы
государства о социально уязвимых
членах общества и социальной
благотворительности (она предусматривает
дифференцированный подход к
определению малообеспеченных групп
населения по степени нуждаемости
и льготное предоставление им
социальной помощи);
- частную, базирующуюся на
принципе ответственности каждого
члена общества за свою судьбу
и судьбу своей семьи с использованием
зарабатываемых собственной трудовой
и предпринимательской деятельностью
доходов, доходов от собственности,
а также личных сбережений (эта
система ориентирована на распределение
по труду и включает частное
социальное страхование).
Что касается социальной защиты
населения Российской Федерации, то она
на современном этапе является важнейшим
и приоритетным направлением социальной
политики Российского государства, являясь
системой принципов, методов, законодательно
установленных государством социальных
гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих
предоставление оптимальных условий жизни,
удовлетворение потребностей, поддержание
жизнеобеспечения и деятельного существования
личности, различных социальных категорий
и групп; совокупностью мер, действий,
средств государства и общества, направленных
против ситуаций риска в нормальной жизни
граждан. Социальная защита населения
представляет комплекс мер по обеспечению
гарантированного государством минимального
уровня материальной поддержки социально
уязвимых слоев населения в период экономических
преобразований.
Характерным для современного
этапа является быстрое развитие методологии
и методики социальной защит населения,
что имеет важнейшее практическое и теоретическое
значение. Необходимо отметить, что под
методологией социальной защиты понимается
система принципов и способов организации
и построения теоретической и практической
деятельности, направленной против ситуаций
риска в нормальной жизни граждан, таких,
как болезнь, безработица, старость, инвалидность,
смерть кормильца и другие, а под методикой
- совокупность приемов, методов исследования
и операций практического и теоретического
освоения социальной защиты населения
как системы.
Правовую базу социальной защиты
определенных категорий населения составляют
следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах»,
«О занятости населения в Российской Федерации»,
«О социальной защите инвалидов», «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов», «Об основах охраны труда
в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» и т. д.
Осуществляется социальная
защита граждан за счет федерального,
регионального и местных бюджетов, специально
создаваемых фондов социальной поддержки
населения, негосударственных фондов.
Основные
принципы социальной защиты населения
сформулированы в конвенциях Международной
организации труда (МОТ), которые нацеливают
каждое государство на предоставление
социальных гарантий всему населению
при различных обстоятельствах, угрожающих
здоровью или материальному благополучию.
При этом в конвенциях МОТ приводятся
основные виды социальной защиты, регламентируются
их минимальный уровень и категории населения,
на которые они должны распространяться.
Национальные системы социальной защиты
формируются на основе конвенций МОТ с
учетом специфики экономического, социального
и культурного развития конкретной страны.
Действующая система социальной защиты
в России базируется на принципах:
- поощрительности, - властными
структурами с целью общественно-политического
резонанса на те или иные
социально значимые события, получившие
общественную оценку, либо для
поддержания государственных важных
деяний, принимаются решения, ориентированные
на социальную поддержку отдельных
социальных групп, слоев населения,
а в некоторых случаях - индивидов;
- заявительности, - социальная
помощь предоставляется нуждающемуся
гражданину по мере письменного
обращения заявителя или лица,
представляющего его интересы;
- патернализма, обозначающего
государственную опеку («отеческую
заботу») по отношению к менее
социально и экономически защищенным
слоям и группам населения, а также гуманности,
социальной справедливости, адресности,
комплексности, обеспечения прав и свобод
личности.
Объектами
социальной защиты являются социальные
институты в лице конкретных социальных
организаций, учреждений, систем (образования,
здравоохранения, социальной защиты, занятости,
труда, культуры, спортивно-оздоровительного
комплекса).
Центральным
субъектом социальной защиты - является
государство. Человек, нуждающийся в социальной
защите - одновременно и субъект, и объект
социальной защиты.
Критериями
выделения первоочередных объектов социальной
защиты являются размер среднемесячного
дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом
прожиточного минимума), наличие источника
средств существования (безработные, нетрудоспособные
- полностью или частично), экологическое
и социальное неблагополучие (жертвы социальных
и межнациональных конфликтов, беженцы
и перемещенные лица, жертвы и жители экологически
неблагополучных территорий), потребность
в помощи (беременные женщины, ветераны
войны и блокадники, лица после наказания
в исправительно-трудовых учреждениях).
Для каждой категории социально уязвимых
слоев населения разрабатывается своя
программа социальной защиты.