Современная концепция реформы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 04:33, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время Россия находится в сложной социально-экономической ситуации и пытается сформулировать новые принципы реформирования социального обеспечения в целом и отдельных составных частей системы в частности. В результате бессистемных и порой экономически необоснованных попыток реформировать социальное обеспечение современное его состояние в России характеризуется хаотичностью и отсутствием перспективной ясности. Взамен разработки стратегии реформирования социального обеспечения в средства информации выбрасываются сомнительные предложения ряда ведомств увеличить срок выхода на пен-сию, установить гендерное равенство по возрасту, ввести дополнительные страховые платежи и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Анализ реформы социального обеспечения
Анализ хода реформы социального обеспечения………….7
Недостатки реформы социального обеспечения . ……… 16
Современное состояние системы социального
обеспечения и перспектива её реформирования……………22

Глава 2 . Реформирование на современном этапе

2.1 Отличительные черты новой модели системы социального
обеспечения от существовавшей ранее…………………….25
2.2 Пенсионное реформирование на современном этапе………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...71

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..76

Вложенные файлы: 1 файл

мамаДиплом.docx

— 116.02 Кб (Скачать файл)

дополнительные финансовые ресурсы на нужды социального обеспечения,

за счет которых пенсии были приближены к прожиточному минимуму

В этот период был введен единый социальный налог, «модернизирована»

(усложнена) формула начисления  трудовых пенсий, проведена монетиза-

ция льгот и т.д.

Несмотря на обновленное пенсионное законодательство, в целом

была сохранена компенсационная модель пенсионирования, на ПФ была

возложена функция обеспечения нестраховых выплат. Однако обеспечить

финансовую устойчивость социального обеспечения не удалось, и система

вошла в режим перманентного ручного управления бюджетного дефицита.

В этот период практически был заморожен рамочный ФЗ-165, предпола-

гающий перевод социального обеспечения в русло рыночного хозяйствен-

ного механизма. С начала 2000-х годов реформа социального положения

проводилась в режиме чрезвычайного положения, когда система социаль-

ного обеспечения была привлечена к решению проблемы бедности населе-

ния, а не системных проблем, связанных с ее адаптацией к рынку.

Третий этап реформы социального обеспечения должен был на-

чаться в завершающий период «тучных годов». В настоящее время реше-

ние проблемы социального обеспечения по европейским стандартам выне-

сен на третий раунд реформирования социального обеспечения, которая,

очевидно, начнется к 2020 году (когда, по заявлению бывшего министра

финансов А. Кудрина, будут восстановлены параметры государственного

бюджета на уровне 2008 года).

13. О преодолении системного  кризиса на основе комплексного

 подхода к реформированию  социального обеспечения и 

 устранения возникших  деформаций 

Опыт переходного периода подтвердил, что отдельные мероприятия

не могут заменить комплексную социальную стратегию, направленную на

приспособление населения к меняющимся условиям жизнеобеспечения. В

целях сокращения зависимости от государственных пособий должна быть

повышена личная мотивация населения на повышение уровня жизни, раз-

витие программ профессиональной подготовки и переподготовки для рас-

ширения возможностей использования их потенциала.

Развитие системы социальных гарантий населению могло бы проис-

ходить более эффективно, если бы была выработана принципиально новая

концепция обеспечения социальной стабильности как элемента нацио-

нальной безопасности страны. На наш взгляд, необходимо вернуться к

разработке комплекса законодательных актов по глубокому и комплексно-

му реформированию социальной сферы, закона об основах социальной по-

литики, учитывающего как сложившиеся в России реалии, так и соответст-

вующие конвенции МОТ. Европейскую социальную хартию и социальный

кодекс стран ЕЭС и некоторые элементы социального законодательства

стран азиатско-тихоокеанского региона. Реформа социального обеспече-

ния невозможна без:

• определения главной цели социального государства как воспроиз-

водство человеческого капитала и обеспечения его социальной за-

щиты в периоды, когда сам человек не способен осуществлять эту

функцию;

• уточнения государством своей роли – как инициатора и заказчика,

так и основного органа, страхующего возможные финансовые риски

переходного периода;

• ориентации ВВП страны на воспроизводство человеческого капита-

ла, увеличение доли оплаты труда в ВВП и соответственно доли

средств на социальное обеспечение. В краткосрочной перспективе

показатель доли оплаты труда в ВВП должен составить 40-45%. Со-

вместно с социальным обеспечением величина ВВП на социальную

сферу в среднесрочной перспективе должна быть на уровне до 60-

65% ВВП. В первую очередь  необходимо объективно установить  и 

законодательно закрепить минимальный порог расходов на социаль-

ную сферу (оплату труда плюс социальное обеспечение), с которого,

собственно, и возможно начало реформ;

• осознания того, что социальная сфера – это составная часть рыноч-

ной экономики и соответственно в ней необходимо установить реальные товарно-денежные отношения. Для этого необходимо в первую очередь обеспечить последовательный рост дееспособности основного пользователя социальных услуг – наемного работника и выработать эффективный механизм оплаты выпадающего дохода (заработной платы) в случаях временной или полной недееспособности;

• без одновременного реформирования всех ее составляющих, вклю-

чая социальное страхование (обязательное и добровольное), и соци-

альной инфраструктуры, чтобы обеспечить более эффективное и ра-

циональное расходование имеющихся финансовых средств;

• вывода зарплаты из тени, что вместе с увеличением доли оплаты

труда и отменой плоской шкалы налогообложения значительно уве-

личит ресурсы на финансирование социальной сферы

• установления стандартов социального обеспечения и их учета для

консолидации материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• создания системы социальной защиты и обязательной (страховой и

бюджетной) с учетом материального положения субъектов социаль-

ного обеспечения;

• использования мирового опыта реформирования социальной сферы

и ее отдельных звеньев без глубокой научно-практической прора-

ботки концепции, основных принципов и модели реформирования

социальной сферы.

Круг деформаций в реформе социальной сферы, накопленных за до-

вольно длительный период, можно значительно расширить, что является

задачей экспертного сообщества при обсуждении вопросов совершенство-

вания социального обеспечения на ближайшую перспективу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в государстве, предусматривают проведение активной социальной политики, которая должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования. Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Однако,   из-за тяжелого финансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация часто ограничена.

           В сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу и других категорий населения. Однако, многие льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате ограничивается возможность для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

       Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т. д.

       Что касается субъектов РФ, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика в субъектах РФ роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между раз  личными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении.

      На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи.

       Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

        Подводя итоги исследования, прежде всего, следует отметить, что была рассмотрено влияние социальных реформ на систему социального обеспечения. Известный западный исследователь Л. Печчеи писал: «Наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества — и не качества отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты».

       Влияние социальных реформ на социальные условия жизни исследуют психологи, социологи, политологи, экономисты. В данном исследовании была сделана попытка комплексного анализа влияния социальных реформ на социальные условия жизни с позиций социологии управления. Особое внимание уделялось выявлению основных факторов такого влияния, а также способности человека управлять социальными условиями своей жизни. Определены объективные обстоятельства жизнедеятельности россиян, дан анализ их оценок реальных жизненных ситуаций, отношений к этим объективным обстоятельствам.

         На основе анализа современных концептуальных подходов исследования социальных условий жизни уточнено само понятие «социальные условия жизни», а также понятия «уровень жизни», «качество жизни». Социальные условия жизни являются понятием, характеризующим социальную сферу общества (условия жилья, качество здравоохранения, образования, социального обеспечения, социальной защиты, пенсионного обслуживания, социального страхования и др.), а также создаваемые в обществе предпосылки для формирования социальной стабильности, предоставления равных жизненных шансов и возможностей для удовлетворения социальных потребностей населения, повышения качества жизни, снижения уровня бедности и социальной дифференциации;

- обосновано, что социальная  политика является эффективной, когда она направлена на улучшение  социальных условий жизни населения, повышение уровня и качества  жизни, снижение социальной дифференциации  в обществе, реализует взаимосвязи  в системе «бизнес-власть-общество»  таким образом, чтобы сбалансировать  личные и общественные интересы  в целях социальной стабильности  и развития общества;

- обосновано наличие противоречий  в условиях жизни россиян, вызванных  отсутствием равных шансов для  развития человеческого потенциала, выраженным предпочтением молодому  возрасту в социально-трудовой  сфере, социальным неравенством, изначально  обусловленным неравными жизненными шансами, особым российским феноменом «вторичной бедности», связанным с пенсионным возрастом, потерей работы, многодетностью семьи и т.д.;

- выявлено, что реализация  приоритетных национальных проектов  способствует смягчению социальной  напряженности в обществе, вызванному  принятием и реализацией Федерального  закона № 122-ФЗ, однако они не  могут снизить дифференциацию  социальных условий жизни населения  и обеспечить предоставление  россиянам равных возможностей  для развития человеческого потенциала - для успешного решения этих  социальных проблем необходим  возврат к социально ориентированному  государству;

- определено, что положение  неблагополучных слоев населения  имеет объективные причины: низкий  уровень образования, отсутствие  навыков, необходимых для занятия  выгодных позиций на рынке  труда, проблемы со здоровьем  и т.д. Значительная часть населения  соглашается с необходимостью  проведения современных реформ, однако настаивает на расширении  возможностей для самостоятельного  решения своих социальных проблем.

 

 

 
 

 

 


Информация о работе Современная концепция реформы социального обеспечения