Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Задачей дипломного исследования является рассмотрение следующих вопросов:
- история развития законодательства о трудовых спорах;
- современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам;
- осуществление права на забастовку;
- проведение забастовки в РФ;
- незаконные забастовки в РФ.

Содержание

Введение. 5
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 8
1.1 Развитие российского законодательства регулирующего коллективные трудовые споры. 8
1.2 Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 11
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам. 17
2.1 Забастовочное движение в России в 90-х годах. 17
2.2 Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 20
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 26
3.1 Понятие и виды забастовок в РФ. 26
3.2 Право на забастовку и его ограничение в РФ. 28
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 35
4.1 Порядок объявления забастовки в РФ. 35
4.2 Орган возглавляющий забастовку. 39
4.3 Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 41
4.4 Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. 47
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 49
5.1 Понятие незаконной забастовки. 49
5.2 Ответственность за проведение незаконных забастовок. 51
Заключение. 58
Список нормативно-правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

dipl.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Международно-правовые акты по трудовому праву, предусматривающие  определенный порядок разрешения споров при  коллективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны.

Так, в 1949 г. Международная  Организация Труда (МОТ) приняла  Конвенцию № 98 о праве на организацию  и на проведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу  и право ведения коллективных переговоров. Ее же Конвенция № 154 и Рекомендация № 163 1981 г. о коллективных переговорах предусматривают и порядок разрешения разногласий (споров) при ведение коллективных переговоров.

Что касается регламентации  забастовок в ряде стран Запада, то признание права на забастовку и допущение забастовок в определенных, юридически фиксируемых рамках считаются на Западе необходимыми условиями нормального функционирования общества, основанного на частной собственности, свободном предпринимательстве и рыночной экономике при наличии объективно существующих и официально признаваемых конфликтов интересов предпринимателей и наемных  работников7.

Право на забастовку рассматривается  как важнейшая предпосылка здорового  развития системы коллективных договоров и разумного разрешения противоречий, возникших в сфере труда и трудовых отношений.

В настоящее время  право на забастовку закреплено практически  во всех промышленно развитых странах  с рыночной экономикой. Оно либо провозглашается в конституции (Франция, Италия, Португалия, Греция, Швеция), либо выводится из конституционного права на ассоциацию (Канада, Австрия, Бельгия, Швейцария, Дания, Люксембург), либо специально закреплено в законодательстве (США, Новая Зеландия), либо опирается на общие принципы права, а именно на действие принципа «разрешено то, что не запрещено» (Финляндия, Норвегия), либо основывается на международном акте (Нидерланды).

Признание права на забастовку повсюду, однако, сопровождается ограничительными и запретительными условиями. Они направлены против незаконных забастовок, к которым обычно относят политические забастовки, забастовки, не сопровождаемые полной остановкой работы, забастовки при которых бастующие работники не покидают предприятия, стачки судей, полицейских, работников тюрем, и работников ряда других профессий.

В отношении разделения забастовок на законные и незаконные имеется значительная специфика  в зависимости от страны. Определенные виды забастовок незаконны в одних  странах и законны в других. Так, «неофициальная» (не санкционированная профсоюзным руководством) забастовка незаконна в США, Канаде, Греции, Швеции и законна в Великобритании, Италии, Швейцарии. Стачка солидарности закона во Франции, Испании, Италии, Швейцарии., Швеции и незаконна во многих других странах, например в США и Великобритании.

По разному решается вопрос о допустимости забастовок государственных  чиновников, в США – стачки всех федеральных служащих, а во многих штатах, служащих местных органов. Вместе с тем имеется не мало стран, где  право на стачку государственных служащих признано законным.

Заслуживает быть отмеченным, что грань между законной и  незаконной стачкой подвижна: в зависимости  от условий конкретной страны суды могут расширить или сузить границы  законности стачки. Так, Конституционный суд Италии в решении от 14 декабря 1974 г. № 290 сделал шаг по пути полной легализации политической стачки, которая ранее считалась полностью не законной.

Политическая стачка была в 70-х годах признана законной в Швеции (за исключением государственного сектора). В ФРГ считается, что политическая забастовка возможна при нарушении государственной властью конституционных норм. Во Франции суды долгое время признавали незаконной любую политическую стачку как непозволительное вмешательство в прерогативы правительства. Однако с начала 60-х годов Кассационный суд в своих решениях обосновывает необходимость особого подхода к «смешанным стачкам», т.е. к таким, в которых сочетаются как экономические (профессиональные), так и политические мотивы. Такие стачки признаются незаконными только при превалировании в них политических мотивов.

Особо регулируются забастовки работников, занятых в общественных услугах (электро-, газо-, водоснабжение, АЭС, почтово-телеграфная связь, общественный транспорт, пожарная охрана, работники больниц, и т.д.). такие забастовки трактуются как чрезвычайно опасные для общества конфликты, ведущие к потенциальному разрушению национальной экономики, поскольку специфика этих услуг требует их бесперебойного функционирования. В большинстве стран забастовки в общественных услугах либо полностью запрещены, либо запрещены в определенных отраслях, либо запрещены с большим числом оговорок и ограничительных условий, определяемых в законодательстве8. Например, во Франции: предупреждение за пять дней, запрет «неофициальных», «шахматных», забастовок и потеря заработной платы, непропорциональная отсутствию на работе (за час отсутствия – потеря дневного заработка).В Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Швеции порядок проведения забастовок в общественных услугах установлен в коллективных договорах, действующих в этих отраслях. Там предусматриваются особые условия проведения таких стачек: предупреждение, продолжение функционирования служб, необходимых для жизнеобеспечения населения, ограничение продолжительности, одобрение забастовки квалифицированным большинством работников, высшим профсоюзным органом и т.п.

В настоящее время  в большинстве стран признано, что забастовка, будучи правом, установленным  в законе, ведет к приостановлению  трудовых правоотношений9, т.е. по окончании забастовки ее участники подлежат в принципе восстановлению на работе, а заменявшие их работники должны быть уволены.

Приостановление на время  трудовых правоотношений ведет к  тому, что предприниматель в этот период не отвечает за ущерб, причиненный работником третьим лицам; несчастный случай на предприятии в период забастовки не рассматривается как производственная травма. Заболевшему стачечнику обычно не выплачивается пособие по болезни.

Забастовка влечет за собой  прекращение выплаты заработной платы. Забастовщики могут существовать при отсутствии у них личных сбережений только за счет стачечного пособия, выплачиваемого профсоюзом, средств социального вспомоществования, а также материальной помощи, оказываемой в порядке солидарности другими трудящимися.

Наказания за незаконные забастовки в странах Запада весьма дифференцированы, и применение их показывает гибкость социальной политики.

Различаются дисциплинарные, гражданско-правовые и уголовно-правовые меры против забастовок. Объектом их являются  организаторы забастовок, главным образом профсоюзы и их функционеры, и рядовые забастовщики.

 Профсоюзы как таковые  за организацию незаконной забастовки  подвергаются гражданско-правовой  ответственности (договорной либо  деликтной).

Во Франции профсоюз может быть подвержен гражданско-правовой (договорной) ответственности за нарушение положений коллективного договора о предварительном предупреждении о стачке или осуществлении примирительной процедуры.

Рядовые участники незаконных забастовок подвергаются прежде всего дисциплинарной ответственности. Теоретически против них можно применить всю гамму дисциплинарных наказаний,  в том числе и штрафы. Однако наиболее частой реакцией администрации на незаконную забастовку или незаконные действия в связи со стачкой является «крайняя мера» - увольнение без предупреждения и выплаты выходного пособия. Эта мера может быть осуществлена выборочно – в отношении зачинщиков, либо всех забастовщиков в порядке локаута10.

Уголовно-правовые наказания  могут применяться за участие в некоторых видах незаконных забастовок, за акты насилия, сопровождающие забастовку, либо за «действия, вытекающие из забастовок». Приведу некоторые примеры. В Японии, согласно Закону 1948 г. о государственной службе (ст.11), государственные чиновники – участники стачек караются тюремным заключением до трех лет или штрафом 10 тысяч иен. По толкованию Верховного суда уголовной ответственности подвергаются только зачинщики или руководители таких забастовок. В Италии уголовной ответственности подлежат участники в государственных и общественных  службах, если такие стачки подрывают порядок и дезорганизуют «существенные услуги»11.

На практике уголовные  санкции большей частью применяются  в двух случаях: против покушения  на «свободу труда», т.е. против действий предпринимаемых забастовщиками (забастовочными пикетами) с целью не допустить на предприятие штрейкбрехеров, и против участников «сидячих» забастовок.

Хотя в регламентации  забастовок на Западе нередко проявляются  открыто насильственные аспекты, следует признать, что эта регламентация далеко не сводится к прямым запретам и подавлению, является довольно гибкой и подчинена главной стратегической задаче – институционализировать трудовые конфликты.

Глава 2. Современное состояние  общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам.

2.1 Забастовочное движение  в России в 90-х годах.

 

Падение уровня реальной заработной платы, несвоевременная  ее индексация, хронические задержки с выплатой стали основными причинами  забастовок и коллективных трудовых споров, - отмечают эксперты Минтруда России.

Забастовки стали реальностью  нашего времени. Если восемь-десять лет  назад забастовка казалась событием экстраординарным, то последние несколько  лет сообщения об этих акциях звучат едва ли не каждый день, а число людей, участвующих в их проведении, все возрастает.

Анализ соответствующей  статистики дает представление как  о количестве трудовых конфликтов, так и о качественных их изменениях.

В период с 1990 г. по 1992 г. количество забастовок ежегодно увеличивалось. В промышленности их пик пришелся на 1991 г. (в основном в угольной отрасли); в бюджетной сфере - на 1992 г. (больше всего бастовали учителя). Главные причины конфликтов, перераставших в забастовки - либерализация цен, безработица, резкое снижение доходов и т. д12.

К 1993 - 1994 гг. количество забастовок резко уменьшилось, причем в 1993 г. в  бюджетной сфере их не было вообще. Однако это отнюдь не свидетельствовало  об уменьшении социальной напряженности. От забастовок, которые не давали желаемых результатов, в этот период профсоюзы (прежде всего в бюджетной сфере) перешли к давлению на органы региональной исполнительной власти, используя иные формы протеста: митинги, пикетирование зданий администраций, шествия и др.

Новый взлет забастовок в стране отмечен в 1995-1997 гг. (в 1997 г. - около 17 тыс.). И если пик забастовок в промышленности не достиг наивысшего уровня, зафиксированного в 1990-1992 гг., то в бюджетной сфере, и особенно в образовании, он превысил его почти в три раза. Основная их причина - несвоевременная выплата заработной платы. Например 16 сентября 1996 г. в Приморье начали бессрочную забастовку энергетики на 17 предприятиях акционерного общества "Дальэнерго" (в том числе крупнейшие в крае Партизанская ГРЭС, Артемовская ТЭЦ и Владивостокская ТЭЦ-2). Кроме того, к забастовке присоединилась не входящая в систему "Дальэнерго" Приморская ГРЭС (г. Лучегорск), на которой началась голодовка персонала. Главной причиной акций протеста энергетиков Приморья стала невыплата заработной платы за 4 месяца. 13

Количественные параметры  забастовочного движения в 1998 г. были спокойнее. Число забастовок и участников забастовочного движения по сравнению с 1997 г. сократилось  в два раза. Однако несмотря на сокращение числа забастовок и количества их участников, они стали жестче. Экономические требования сопровождались политическими лозунгами, использовались новые формы протеста, - например, объявление шахтерами "рельсовой войны", сопровождавшейся значительными народно-хозяйственными потерями. Сугубо отраслевые коллективные действия стали трансформироваться в региональные и всероссийские акции протеста.

Из всех забастовок, прошедших в стране в 1999 г., 98% приходилось  на сферу образования, причем большинство  из них состоялось 27-29 января, во время  всероссийской акции протеста работников этой отрасли. Они требовали выплаты задолженности по зарплате, которая только по образовательным учреждениям субъектов Федерации превысила 10 млрд. руб., или 2,6 их ФОТ. Например, в поселке Ольга

Приморского края объявили голодовку 8 учителей. Учителя обратились в профком с заявлением, в котором говорится, что, «в связи с невыплатой заработной платы за 3 месяца, невыносимым нищенским материальным положением, невозможностью физического выживания предупреждаем, что решением собрания коллектива, начнется акция протеста в форме бессрочной голодовки до полного погашения задолженности»14.

Меры, предпринятые Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации по погашению  до конца 1999 г. долгов по зарплате работникам организаций бюджетной сферы (в том числе финансируемых из региональных и местных бюджетов), принесли плоды: в том числе сократилось и количество забастовок (по сравнению с 1998 г. на 35%), соответственно, потери рабочего времени уменьшились на 37%.      

По Ставрополью прокатилась волна забастовок водителей маршрутных такси, а одна из последних - в краевом центре, длившаяся два дня, почти парализовала жизнь города. 15

В 1999 - 2002 гг. причиной забастовки водителей в Ставрополе стали  контрольно-кассовые машины (ККМ), которые власти на протяжении последних двух лет безуспешно пытаются внедрить на маршрутах.

В данном случае видно, что  не только погашение задолженности  по заработной плате может явиться  причиной забастовки, но и нежелание  мириться с навязываемыми нововведениями властей.

Что касается коллективных трудовых споров, то они затрагивают  гораздо более широкий круг проблем, нежели забастовки. В целом количество коллективных трудовых споров за 1999 г. выросло почти втрое, хотя число  участников уменьшилось на 30%. Причины - низкий уровень заработной платы, неоправданные сокращения рабочих мест, пренебрежение работодателей условиями труда, нарушение процедуры акционирования и несоблюдение закона об акционерных обществах. Обострились проблемы, связанные с реструктуризацией предприятий, введением арбитражного управления и др. Особо следует выделить конфликты, вызванные недовольством работников политикой иностранных инвесторов и назначением управляющих, не пользующихся доверием у работников предприятий.

Информация о работе Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам