Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:41, дипломная работа

Краткое описание

Задачей дипломного исследования является рассмотрение следующих вопросов:
- история развития законодательства о трудовых спорах;
- современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам;
- осуществление права на забастовку;
- проведение забастовки в РФ;
- незаконные забастовки в РФ.

Содержание

Введение. 5
Глава 1. Развития законодательства о трудовых спорах. 8
1.1 Развитие российского законодательства регулирующего коллективные трудовые споры. 8
1.2 Анализ зарубежного законодательства о регулировании трудовых споров. 11
Глава 2. Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам. 17
2.1 Забастовочное движение в России в 90-х годах. 17
2.2 Причины коллективных трудовых конфликтов и споров. 20
Глава 3. Осуществление права на забастовку. 26
3.1 Понятие и виды забастовок в РФ. 26
3.2 Право на забастовку и его ограничение в РФ. 28
Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ. 35
4.1 Порядок объявления забастовки в РФ. 35
4.2 Орган возглавляющий забастовку. 39
4.3 Права и обязанности спорящих сторон при забастовке. 41
4.4 Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. 47
Глава 5. Незаконные забастовки в РФ. 49
5.1 Понятие незаконной забастовки. 49
5.2 Ответственность за проведение незаконных забастовок. 51
Заключение. 58
Список нормативно-правовых актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

dipl.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Еще Карл Маркс  указывал, что закон должен основываться на общественных интересах и потребностях данного общества32. И как только такая потребность у нас появилась, то 9 октября 1989 г. был принят Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», который и закрепил право трудовых коллективов на забастовку. Но основной упор и главная суть и этого закона и принятого Государственной Думой  21 декабря 2001 года нового российского Трудового кодекса (далее – ТК РФ) – примирительный процесс разрешения коллективного трудового спора, не доводя его до конфликта (забастовки). Право на забастовку закреплено в ст. 37 Конституции РФ.

В соответствии с российским законодательством  забастовкой признается временный  добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или  частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Приведенное определение позволяет выделить характерные признаки забастовки. Отказ работников от выполнения всех или части трудовых обязанностей означает, по существу приостановку деятельности организации. Эта акция всегда носит коллективный характер и направлена на разрешение коллективного трудового спора.

Право граждан признается и гарантируется только в том случае, когда она используется в качестве способа урегулирования трудового конфликта. Это важная характеристика забастовки. Акции, направленные на достижение иных целей, например, на изменение социально-экономической политики правительства, в строгом смысле не подпадают под признаки определения, данного в п. 4 ст.398 ТК РФ.

Трудовой кодекс не только закрепляет право на забастовку, но и устанавливает гарантии его  реализации33.  

Право на забастовку, как  и любое конституционное право, может быть ограничено в тех случаях, когда это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ( ст.55 Конституции РФ).

В ст. 55 Конституции «указаны ценности, отрицание которых равнозначно  злоупотреблению правами и свободами человека и гражданина»34. Именно для предотвращения злоупотребления правом на забастовку Федеральным законом введены некоторые ограничения. Так, являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя здоровью других лиц. Это ограничение установлено для всех работников независимо от профессии и сферы действия.  Запрещаются забастовки, а потому ограничено право на забастовку, служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности является незаконной, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства (п.3 ст. 17 Закона о коллективных трудовых спорах, далее - Закон).

Так, решением Верховного Суда РФ забастовка, проведенная коллективом  летного состава Вологодского авиапредприятия, признана незаконной, так как на предприятиях гражданской авиации забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора не допускается35.

Профсоюз летного состава  Вологодского авиапредприятия обратился  в Конституционный Суд РФ с жалобой. Последний принял постановление, согласно которому запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации соответствует Конституции в той мере, в какой это право на забастовку отдельных категорий работников может быть ограничено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своем постановлении  от 17 мая 1995 г. Конституционный Суд  РФ отметил, что запрет забастовок на предприятиях и в организациях гражданской авиации на основании одной лишь их принадлежности к определенной отрасли не соответствует Конституции РФ. В связи с этим Конституционный Суд РФ обратился к Федеральному Собранию РФ с указанием о том, что ему надлежит определить условия и основания ограничения права на забастовку и связанные с этим необходимые компенсационные механизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров, руководствуясь при этом Конституцией и общепризнанными принципами и нормами международного права36.

Не так давно, 8 июля 1999 г., был принят Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Установлено, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. оставил вне своих  рамок возможность ограничения  права на забастовку в той мере, в какой это необходимо для  защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц. Среди прав, подлежащих защите, Закон называет лишь здоровье человека, хотя незаконная забастовка может причинить существенный вред ряду иных определенных Законом прав и интересов других лиц. Необходимость закрепления такого положения основывается на содержании ст. 55 Конституции РФ, которая провозглашает возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на забастовку может быть ограничено и в соответствии с Законом о чрезвычайном положении37.

Запрещены забастовки для  государственных служащих в соответствии с Федеральным законом «Об  основах государственных службы Российской Федерации» (ст. 11 ч.1 п.11), от 31 июля 1995 г.38 и для работников железнодорожного транспорта в соответствии  с Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г 39.

Указанные ограничения  реализации права на забастовку не являются безусловными. В любом случае суд, рассматривая дело о признании забастовки незаконной, должен руководствоваться положениями Конституции ( ч.4 ст.37., ч.3 ст.17., ч.3 ст.55). Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»40, подчеркнуло, что осуществление права на забастовку может быть ограничено лишь в той мере, в какой это необходимо в целях, указанных в ст. 55 Конституции ( защита основ конституционного строя и др.).

Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права  на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других (п. "с" ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений.

Часть 1 ст. 12 Закона СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», устанавливала, что на предприятиях и в организациях гражданской  авиации прекращение работы как средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта) не допускается. Такая формулировка, во-первых, означает, что запрет забастовок распространяется на все без исключения предприятия и организации, относящиеся к системе гражданской авиации, а также на всех занятых в ней работников, во-вторых, не предусматривает какой-либо дифференциации предприятий, подразделений, служб, категорий работников гражданской авиации с учетом характера их деятельности, а также значимости выполняемых ими работ.

В результате ограничивается право на забастовку значительно большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Ограничение допустимо  лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость ограничения забастовки вытекает из названных положений Конституции41. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, предусмотренных ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является неправомерным.

Невозможность проведения забастовки в некоторых предусмотренных  законом случаях не означает, что  работники лишены права на справедливое разрешение спора. В случаях, когда забастовка не может быть проведена  в силу установленных ограничений, работники имеют право обратиться к Президенту Российской Федерации. Президент в 10-дневный срок принимает решение.

Указанная норма является гарантией окончательного  рассмотрения коллективного трудового спора в любой ситуации, хотя пока и не сложилось практики рассмотрения споров Президентом.

Установление ограничений  использования забастовки  как  средства разрешения коллективного  трудового спора обусловило необходимость  определения последствий несоблюдения этих ограничений, о которых речь будет идти в других параграфах дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Процедура организации забастовки в РФ.

    1.   Порядок объявления забастовки в РФ.

 

Осуществление работниками, их трудовыми коллективами права  на забастовку возможно: лишь после  прохождения примирительных процедур; или, как указывалось,  при уклонении  работодателем  от примирительных процедур; или когда он не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора42. В этих случаях работники могут использовать не сразу право на забастовку, а такие формы, как собрания, митинги, демонстрации, пикетирование. Эти формы могут использоваться и в ходе забастовки для поддержания требований.

Участие в забастовке является добровольным и никто не может быть принужден  к участию  или отказу от участия в забастовке43, иначе такие принуждающие лица несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность. Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.,  также предусматривает право каждого свободно принимать решение об участии (неучастии) в проведении забастовки и содержит гарантии этого права.

 Работодатели же  и их представители не вправе  организовывать забастовку и  принимать в ней участие44.

Забастовка признается одним из способов разрешения коллективного  трудового спора, хотя точнее было бы сказать, что она побуждает работодателя к новому раунду переговоров. Проявленные в ходе забастовки решимость и сплоченность трудящихся являются стимулом для дальнейшего урегулирования спора с помощью примирительных процедур.

Порядок  объявления забастовки четко урегулирован вступивши в  силу 1 февраля 2002 г. Трудовым Кодексом РФ (ст. 410), далее – ТК РФ.

Порядок объявления забастовки также претерпел изменения по сравнению с Законом. Ранее правом объявления забастовки обладали работники  организации, филиала, представительства  либо работники, являющиеся членами профсоюзной организации путем принятия решения на собрании (конференции), то теперь оно должно обязательно пройти утверждение собранием (конференцией) работников данной организации, на котором должно присутствовать не менее двух третей от общего числа работников (ст. 410 ТК). Казалось бы, для крупного предприятия (типа "Логоваз") объявление забастовки — дело нереальное, но закон этот случай предусмотрел и оставил маленькую лазейку. В той же статье имеется оговорка: "При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки"45.

  Как видно, порядок объявления забастовки довольно демократичный. Кодекс предусмотрел возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель предупреждается в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обеспечивает  минимум необходимых работ (услуг).

Решение об объявлении забастовки считается принятым, если за него проголосовало  не менее половины присутствующих на собрании (конференции). В отличие  от Закона СССР 1989 года Федеральный  закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" не требуется тайного голосования при решении вопроса о проведении забастовки.

Теперь ТК РФ предусмотрел два различных порядка для  принятия решения об объявлении забастовки в организации и вне организации. Решение об объявлении забастовки в организации, филиале, представительстве, структурном подразделении принимается на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства, структурного подразделения. Решение об объявлении забастовки на уровне выше организации принимается профсоюзом (объединением профсоюзов), но затем должно быть утверждено на собрании (конференции) работников для каждой организации в отдельности (ч.1 ст.410). Исходя из этого можно заключить, что забастовка может проводиться только в тех организациях, работники которых приняли решение об утверждении решения об объявлении забастовки.

Информация о работе Современное состояние общества и причины способствующие коллективным трудовым конфликтам