Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:52, курсовая работа
Краткое описание
Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.1Проблемы социального сиротства 1.2.Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НАПРИМЕРЕ «ДЕТСКОГО ДОМА» 3.1.Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 3.2.Анализ основных направлений деятельности защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В России администрация государственного
детского учреждения и социальный педагог
оказывают помощь ребенку после того,
как он покинет учреждение. Дети готовятся
к выбытию в течение последнего года нахождения
в учреждении и впоследствии получают
следующие виды поддержки в своей независимой
жизни: жилище; финансовое обеспечение;
возможность получения последующего бесплатного
образования и медицинского обслуживания;
работу; психологическую и социальную
помощь. (Положения содержатся в Федеральном
законе «О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
(принят 4 декабря 1996 г., поправка от 8 февраля
1998 г) [42 с. 30].
Таким образом, дети, оставшиеся
без попечения родителей, имеют право
на широкий круг программ защиты и поддержки,
которые помогают им продолжать самостоятельную
жизнь. Тем не менее, на практике дети,
выбывшие из учреждений, сталкиваются
со значительными трудностями при адаптации
к самостоятельной жизни, во-первых, ввиду
того, что жизнь в учреждении не готовит
их к самостоятельности и, во-вторых, поскольку
данные им права часто не реализуются
[13 с. 92]
Исследование основных
направлений социально-правовой защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей на примере «Детского дома ГУЧ
№25» г. Ставрополе
3.1 Современное состояние
форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей в г. Ставрополе
Государственное казенное образовательное
учреждение «Специальный (коррекционный)
детский дом №9 для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с
ограниченными возможностями здоровья»
было основано в 1994 году. 8 сентября 2009
года прошла реорганизация путём присоединения
ГОУ «Детский дом (смешанный)» города Ставрополя.
Проектная мощность учреждения
составляет 40 воспитанников. Фактическая
наполняемость учреждения на данный момент
40 воспитанника. Количество групп – 4.
Возрастной состав наших воспитанников
составляет от 3 до 18 лет.
Из 40 воспитанников 25 имеют
статус инвалидов детства и один инвалид
I группы, остальные дети имеют те или иные
ограничения в здоровье.
Приоритетом воспитательно–образовательной
деятельности детского дома стала организация
социально–реабилитационного пространства
для детей–сирот с ограниченными возможностями
здоровья. Группы для детей устроены по
квартирному типу, с развитой пространственно
– развивающей средой. В каждой возрастной
группе воспроизводятся условия, которые
напоминают общение членов семьи. В одной
группе находятся воспитанники с лёгкими
заболеваниями и дети с тяжелыми нарушениями
здоровья. Это помогает им формировать
толерантное отношение друг к другу и
предоставляет равные возможности для
самореализации.
Огромное значение уделяется
и духовно–нравственному воспитанию
наших детей. Разработана и апробируется
специальная программа «Вера, Надежда,
Любовь».
По инициативе Федеральной
налоговой службы по Ставропольскому
краю в ноябре 2010 года на территории детского
дома возведен храм – часовня Казанской
иконы Божьей матери. Также, храм был возведен
с привлечением средств частных предпринимателей
города и края. В храме – часовне проводятся
воскресные и праздничные службы с приглашением
священнослужителя храма Успения Божьей
матери г.Ставрополя.
Здание детского дома полностью
приспособлено для проживания и обучения
воспитанников. На первом этаже располагаются
административные помещения, музыкальный
зал, спортивный зал, плавательный бассейн,
кабинет психологической разгрузки, методический
блок, медицинский блок, столовая, пищеблок.
Оборудован кабинет бытового самообслуживания
с целью подготовки воспитанников к самостоятельной
жизни.
Для более глубокого и осознанного
формирования у детей культуры поведения
на дорогах, правового самосознания и
ответственности отношения к своей жизни
как ценности, учитывая социально-педагогическую
значимость проекта «Движение без ограничений»,
были приглашены к сотрудничеству МДОУ
д/с комбинированного вида №18 г.Ставрополя
и МБОУ СШ №64 г.Ставрополя.
Таким образом, оборудованный
автогородок для маленьких пешеходов
и юных водителей, расположенный на территории
детского дома, позволяет детям адаптироваться
в городской среде, узнавать правила дорожной
азбуки на практике.
На территории детского дома
также имеются оборудованные игровые
площадки с павильонами, новыми песочницами.
В 2011 -2012 учебном году на территории детского
дома появился современный многофункциональный
игровой комплекс «корабль», установлены
функциональные уличные тренажеры, которые
предназначены для широкого применения,
так как рассчитаны на различные возрастные
группы, на тренировку различных групп
мышц, а также отдых с минимальными нагрузками.
Проведение досуга
детей
В учреждении развита досуговая
и кружковая деятельность, в которой заняты
100% воспитанников детского дома.
На базе детского дома функционируют:
музыкальная студия (индивидуальные
занятия по вокалу). Ведет музыкальный
руководитель;
хореографический кружок (групповые
и индивидуальные занятия со способными
детьми). Ведет хореограф;
клуб «Хозяюшка» (целью которого
является формирование социально-бытовых
умений и практических навыков выполнения
различных видов домашнего труда, специальных
навыков, необходимых во взрослой жизни,
подготовка к самостоятельной семейной
жизни). Ведет педагог дополнительного
образования;
секция «общей физической подготовки».
Ведет тренер – волонтер;
кружок православия «Вера, Надежда,
Любовь». Ведет отец Илиодор, священнослужитель Успенской церкви г.Ставрополя с благословения
Ставропольской Епархии;
плавательный бассейн. Ведет
инструктор по физической культуре;
клуб «Чудеса рукоделия». Ведет
педагог дополнительного образования
по договору о сотрудничестве с Домом
детского творчества Ленинского района
г.Ставрополя;
футбольный клуб «Юпитер». Ведет
воспитатель.
По всем направлениям разработаны
программы и планы работы. Администрация
детского дома тесно взаимодействует
и использует для развития детей инфраструктуру
города: заключены договора о сотрудничестве
и совместной деятельности:
МДОУ д/с комбинированного вида №18 г.Ставрополя;
МБОУ СШ №64 г.Ставрополя;
МУ Ставропольская централизованная
библиотечная система;
некоммерческое партнерство
футбольный клуб «Динамо» Ставрополь;
МОУ ДОД детская хореографическая
школа;
МБОУ дополнительного образования
детей – Центр дополнительного образования
детей Ленинского района;
ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно – технический институт.
Дети систематически посещают
выставки и концерты, праздничные представления
во Дворце детского творчества, спектакли
академическом театре драмы имени М.Ю.
Лермонтова, кукольном театре.
Ведется непрерывная работа
с центральной городской библиотекой,
дети ежемесячно посещают библиотечные
уроки.
Воспитанники постоянно посещаю
краеведческий музей, музей изобразительного
искусства.
Детьми систематически посещается
городской цирк, кинотеатры, органный
зал, музыкальную школу. Для них организуются
экскурсии по достопримечательностям
города и края, отдых в горах и на морском
побережье, а так же паломнические поездки
по Святым местам. Всё это положительно
влияет как на общее развитие детей, так
и на физическое здоровье, укрепление
духовности.
Одним из важнейших условий
для формирования здорового образа жизни
является физкультурно-оздоровительная
деятельность. В детском доме стало традицией
проведение спортивных праздников, таких
как: «А ну-ка парни!», «Веселые старты»,
«Кубок Добра» по мини - футболу.
Традиционные мероприятия детского
дома проводятся в форме коллективных
творческих дел, в которых принимают участие
все воспитанники детского дома: Новогодний
праздник, День защиты детей, День Учителя,
Международный женский день 8 марта, День
защитника Отечества, День Знаний.
Наши воспитанники приняли
участие во Всероссийском экологическом
проекте «Больше кислорода!». Совместно
со студентами – волонтерами на территории
детского дома были посажены хвойные деревья.
Воспитанники активно участвуют в различных
конкурсах, соревнованиях, городских и
краевых конференциях, акциях.
За последнее время наши воспитанники
отмечены различными наградами:
диплом всероссийского поэтического
конкурса Н.Рубцова;
грамота за активное участие
в конкурсе «глазами детей»;
диплом за активное участие
в 13 городском фестивале художественного
творчества, диплом за конкурс творческих
проектов «общение без границ»;
диплом «за активное участие
в конкурсе юных вокалистов, на краевом
фестивале «Созвездие», диплом 2 степени
в номинации «слово» был вручен Анатолию
Р.;
Надя Г. получила приз зрительских
симпатий и диплом лауреата конкурса «созвездие»
в номинации «песня»;
свидетельства участника национального
реестра «Ведущие образовательные учреждения
России»;
свидетельство об участии Николая
А. в VII городской конференции туристско-краеведческого
движения «Отечество»;
грамота Николая А, занявшего 3-е место в городской конференции «Отечество»;
грамота Министерства образования
Ставропольского края за участие в краевом
фестивале художественного творчества
«Созвездие»;
диплом участника Всероссийского
конкурса детского рисунка «Страна Безопасности»;
благодарственное письмо оргкомитета
краевого фестиваля художественного творчества
«Созвездие»;
диплом за активное участие
в спортивном празднике «Ловкие, быстрые,
В учреждении реализуется курс
видеоуроков по ОБЖ рекомендованный министерством
образования и науки РФ и подготовленный
видеостудией МЧС России». Также проводится
курс занятий по аналогичной теме с сурдопереводом,
для глухих и слабослышащих воспитанников.
Эти уроки направлены на успешную социализацию
воспитанников, развитие личностных качеств
детей, которые обеспечивают его личную
безопасность и безопасность окружающих
в различных жизненных ситуациях.
В период с сентября 2011 года
по май 2012 года совместно со студентами
– волонтерами Движения Добровольцев
Ставрополья, основанного на базе Северо
- Кавказского государственного технического
университета в детском доме был успешно
реализован творческий проект реабилитации
и творческой социализации воспитанников
средствами коллективного анимационного
творчества - мультетерапия, в условиях
ГКОУ «Специальный (коррекционный) детский
дом №9» города Ставрополя. Результатом
кропотливой работы стал сделанный детьми
мультфильм «Дюймовочка».
Администрация ГКОУ «Специальный
(коррекционный) детский дом №9» эффективно
взаимодействует с волонтерским движением:
молодежным парламентом при
Думе Ставропольского края;
волонтерским отрядом «Молодые
за милосердие» Ставропольского кооперативного
техникума экономики, коммерции и права;
отрядом «Милосердие» лицея
№15;
ГКОУ «Специальный (коррекционный)
детский дом№9» в течение нескольких лет
является базой, для прохождения педагогической
социально-ориентированной практики для
студентов СГПИ и СФГУ.
В ГКОУ, «Специальном (коррекционном)
детском доме №9 для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Количество девочек 17
Количество мальчиков 23
Количество сирот 8
Количество детей, оставшихся
без попечения родителей 32