Современные социологические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Любая интеллектуальная область формируется под влиянием социального окружения. Это особенно верно в отношении социологии, которая не только происходит из социального окружения, но также избирает это окружение в качестве основного объекта своего изучения. Это окружение, т. е. общество за всю известную историю человечества интерпретировалось его представителями по-разному. Свои взгляды на общество в своих трудах выражали в основном философы, а также писатели, экономисты, позже, с появлением социологии как самостоятельной науки, - социологи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I. Специфика социологического знания.7
1. Социология как наука об обществе…………………………………………7
2. Классические социологические теории…………………………………….9
II. Основные современные теории…………………………………………..12
1. Структурный функционализм……………………………………………….12
2. Теория среднего уровня……………………………………………………...13
3. Феноменологическая социология…………………………………………...14
4. Конструктивный структурализм……………………………………………15
5. Символический интеракционизм……………………………………………16
6. Франкфуртская школа………………………………………………………..17
7. Теория интегрального синтеза………………………………………………18
8. Взгляды Мишеля Фуко на социологию……………………………………..19
9. Этнометодология в социологии……………………………………………..20
10. Теория структурации………………………………………………………..21
11. Акционалистская социология Алена Турена……………………………...22
12. Социология науки и техники……………………………………………….23
13. Социология опыта Франсуа Дюбе…………………………………………24
14. Когнитивная социология……………………………………………………25
15. Социальный аутопоэзис У. Матурана и Ф. Варела……………………….26
16. Макдональдизация Джорджа Ритцера. ……………………………………27
III. Социологическая теория сегодня……………………………………….28
1. «Западные» и «незападные» теории, их противостояние…………………28
2. Поиск решения………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик..docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

В данном направлении можно  выделить основные Методологические принципы:

  • Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов;
  • Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации;
  • Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях;
  • Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.

Направленность трудов ученых Франкфуртской школы заключалась в основном на критику капиталистического общества.

7. Теория интегрального синтеза.

Её автором признан  профессор Юрген Хабермас (1929 г. р.). Последний из представителей Франкфуртской школы, Хабермас пытается соединить марксизм с новейшими тенденциями современной философии и социологии.

Учёный считал, что есть два способа рассмотрения общества — общество как жизненный мир и общество как социальная система. «Жизненный мир — это микромир, в котором люди взаимодействуют и общаются. Истоки системы лежат в жизненном пространстве, но, в конечном счете, она приходит к развитию своих собственных структурных характеристик. Так как эти структуры развиваются самостоятельно и интенсивно, возникает необходимость усиления контроля над жизненным пространством. В современном мире система пришла к «колонизации», т. е. контролированию жизненного пространства»22.

Но, такой мир может  погибнуть. Выход учёный видел в  рационализации общества. Рационализация социальных систем означает институциализацию нормативной системы, рационализация «жизненного мира» предполагает «взаимодействия, направляемые не нормативно предписанным соглашением, а посредством коммуникативно-достигнутого понимания»23. Иначе говоря, рационализация жизненного мира заключается в свободном, не навязанном извне согласии. Профессор выделил два типа человеческого поведения: коммуникативное, приводящее к возникновению социальных структур, способных к развертыванию и самоосуществлению, и стратегическое, преследующее утилитарный интерес, ведущее к обману партнера. Так, по Хабермасу, «если «стратегическое поведение» ориентировано на достижение определенной цели, что неизбежно предполагает асимметричную субъект-объектную процедуру и прагматическое использование другого в качестве объекта, т.е. средства, то «коммуникативное поведение» принципиально субъект-субъектно. Оно предполагает принятие другого человека в качестве самодостаточной личности, а, следовательно, и ценности, а поэтому исключает какие бы то ни было внешние побудительные мотивы и цели, помимо самого акта своего осуществления»24.

В приложении 1 показано развитие современных обществ по Хабермасу.

8. Взгляды Мишеля Фуко на социологию.

Мишель Фуко (1926 – 1984 гг.)  - французский философ, теоретик культуры и историк.. Здесь стоит сказать, что историки называют Фуко историком, политологи – политологом, а социологи – социологом. По сути, он не был социологом, однако его вклад в социологию неоспорим.

У Мишеля Фуко социоисторические исследования культур прошлого (он именует их «дискурсами») посвящены наиболее слабо изученным к тому времени областям человеческого бытия — таким сферам коллективного бессознательного, как болезнь, безумие, девиантное поведение. Позднее он работает над многотомным трактатом по истории сексуальности.

Фуко выводит «дискурсивные» (ментальные) структуры — подразумевая под этими обозначениями нормативные  системы и структурацию знания, действовавшие  в различные периоды истории, — из структуры социальных институтов. Истинно научным, объективным исследованием  является, по Фуко, возможно более строгое  и детальное изучение каждой данной ментальной структуры как структуры  коллективного бессознательного в  ее соотношении со структурой «власти».25

Сущность методологии  Фуко составляют два понятия —  «археология знания» и «генеалогия власти». Археология знания у Фуко подразумевает поиск «набора правил, определяющих условия возможности всего того, что может быть сказано в рамках отдельного дискурса в определенное время».  Генеалогия власти представляет собой «способ анализа многочисленных, непрерывных, разнородных траекторий дискурсов, практик и событий и определения их стандартизированных взаимосвязей без обращения к режимам истины, претендующим на псевдонатуралистические законы или всеобщие необходимости»26.

 

 

9. Этнометодология в социологии.

Основателем этнометодологии  является американский социолог Гарольд Гарфинкель (1917 – 2011 гг.). По его замыслу,  этнометодология «должна превратить методы исследования примитивных общин и культур, применяемые в антропологии и, особенно, в этнографии, в процедуры изучения всех социальных и культурных явлений; более того —в методологию их исследования. Отсюда и проистекает название данного направления, интегрированное их двух терминов: этно + методология. Таким образом, в этнометодологии универсализируются методы этнографии и способы организации повседневной жизни людей в примитивных обществах и культурах. Эти методы и способы превращаются в теоретико-методологическое основание социологического анализа всех явлений и процессов социальной действительности»27.

Мишель Фуко  пишет, что «В фокусе этнометодологии  объективная реальность социальных фактов — это локально и эндогенно осуществляемое, естественно организованное, рефлексивно объяснимое, непрестанное практическое дело, везде, всегда, исключительно, всецело являющееся созданием участников, у которых нет перерывов, возможности уклониться от этого, сокрыться, передать его другому, отсрочить или заплатить выкуп, — и, следовательно, выступающее фундаментальным социологическим феноменом» 28.

В общем, можно  сказать, что этнометодология –  это направление в социологии, занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия.

Спецификой этнометодологии  является особое восприятие объекта  и субъекта исследования. При этом, сам исследователь-социолог не может выступать в роли дистанцированного наблюдателя, так как, с точки зрения Гарфинкеля, социальная реальность не обладает объективными характеристиками.

 

 

10. Теория структурации.

Автором этой теории является английский социолог Энтони Гидденс (1938 г.р.). Основным тезисом «теории структурации» является утверждение, что каждое исследование в социальных науках или истории имеет дело с взаимосвязью действия и структуры. (При этом не важно, структура определяет действие или наоборот)29. Само понятие стуктурации направлено, «прежде всего, на осмысление социальных структур с точки зрения движения. Э. Гидденс определяет структурацию как процесс социальных отношений, которые структурируются во времени и в пространстве через дуальность структурного»30.

Это означает, «что они не могут быть изолированы друг от друга: агент вовлечен в структуру, а структура включена в агента. Гидденс отказывается считать структуру просто сдерживающей принуждающей, но видит ее как сдерживающей, так и дающей возможность»31.

Теория структурации, по утверждению Гидденса, основывается на трех взаимосвязанных утверждениях:

  • социальная теория должна включать понимание человеческого поведения как действия;
  • такое понимание должно быть совместимо со сфокусированностью на структурных компонентах социальных институтов или общества;
  • понятия власти или господства должны быть связаны с понятиями действия и структуры.32

Свойства социальных систем рассматриваются и как средство, и как результат практической деятельности индивидов, эти системные  свойства, в свою очередь, рекурсивно организуют практику индивидов.

11. Акционалистская социология Алена Турена.

Французский социолог Ален Турен (1925 г.р.) наиболее полно отразил свои методологические и теоретические взгляды в книге “Социология действия” (1965 год). В ней он излагает свой подход – акционализм, дополняющий функционалистские и структуралистские концепции.

Социология Турена ориентирована на практику и становится активным фактором формирования общественных движений и изменений. Турен подходит к соотношению теории и практики целостно и “акционалистски”, говоря, что социолог должен участвовать в движении, но, в то же время сохранять дистанцию по отношению к его организациям.

Предметом социологии Турен  считает социальные отношения, которых, однако, не бывает в “чистом” виде, поскольку они всегда уже интерпретированы и находятся в движении. Целью социологии является понимание этого движения, а не каких-то структур, имеющих внесоциальное происхождение. Собственно предметом исследования социологии являются не институты, а власть, влияние, соответствие и конфликт. Однако обращение к силам общественного движения обусловливает также ориентацию на историчность общества и определяющих его классовых отношений.

Общество – это не только воспроизводство и приспособление, но и творение, само-производство. Данное свойство общества – самонаблюдение и самоопределение своей практики – Турен именует “историчность”.33

Ален Турен определяет деятельность как «организацию, непосредственно воплощающую один или более элементов системы исторического действия и, следовательно, непосредственно вмешивающуюся в отношения социального господства»34.

 

12. Социология науки и техники.

Также эту теория известна как теория акторных сетей. Инженер по образованию - Мишель Каллон и преподаватель философии Бруно Латур (1947 г.р.), основываясь на идеях Мишеля Серра и программы социологии науки Дэвида Блура, разработали новый тип социологического анализа.

В центре их теоретических  рассуждений лежит понятие перевода. «Акторы (индивидуальные и коллективные, человеческие и не являющиеся таковыми) постоянно работают над переводом своих языков, своих проблем, своих идентичностей или своих интересов в языки, проблемы, идентичности и интересы других. Именно через этот процесс мир конструируется и деконструируется, стабилизируется и дестабилизируется. Поэтому «идентичность акторов и их взаимная «обкатка» представляют собой постоянную цель развивающихся разногласий», что и позволяет говорить о взаимоопределениях акторов»35.  

Процесс перевода, по мнению Каллона состоит из четырех стадий:

1) проблематизация; 2) завлечение; 3) вербовка; 4) мобилизация союзников. 

На первой стадии определяется кто из акторов (людей, животных, институтов и т.п.) заинтересован в проблеме и кто будет их представлять. Сами ученые пытаются представить себя «непременной точкой перехода», чтобы стать в глазах других акторов незаменимыми. Далее, ученые-инициаторы предлагают другим акторам определённые роли, пытаясь их заинтересовать. Третья стадия — принятие ролей акторами. Завершается всё получением поддержки завербованными представителями со стороны масс.36

Теория предлагает основывать изучение науки на трёх принципах:

  • агностицизме — беспристрастного отношения к разногласиям;
  • обобщенной симметричности — объяснение происходящего в науке в одних терминах;
  • свободных ассоциациях — отказа от различения естественного (природного) и социального.37

 

13. Социология  опыта Франсуа Дюбе.

 

Социологии опыта известного французского социолога Франсуа Дюбе направлена на «постижение опыта как комбинации логик действия, логик, связывающих актора с каждым аспектом системы», она подрывает как понятие «системы», так и понятие «актора»38.

Само понятие опыта Дюбе понимает как «когнитивную деятельность, способ конструирования реальности и, в особенности, способ её «верификации», её экспериментальной проверки»39.

«Знать — это значит показать, как там, где акторы считают себя субъектами, они являются, по сути, всего лишь винтиками социальных механизмов, которые их превосходят и о которых у них нет представления», — пишет Франсуа Дюбе по поводу места субъекта в классической социологии.

Свою социологию опыта Дюбе приравнивает к социологии субъекта, объектом которой является «способность акторов выстраивать свой опыт и придавать ему некоторую когерентность»40.

Когерентность – это скоррелированность, т. е. согласованность нескольких колебательных или волновых процессов во времени, проявляющаяся при их сложении. Колебания когерентны, если разность их фаз постоянна во времени и при сложении колебаний получается колебание той же частоты.

Социология Дюбе стремится  не только показать,  как акторы могут  "держаться за оба конца"  интеграции и стратегии,  но и создавать из себя "субъектов", способных к инновациям и творчеству.

Субъект, по Дюбе – «это образ  социальной идентичности, раздробленный  в своей основе и сконструированный  как своего рода труд, как установление связей между разнородными принципами»41.

Информация о работе Современные социологические теории