Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:10, курсовая работа
Любая интеллектуальная область формируется под влиянием социального окружения. Это особенно верно в отношении социологии, которая не только происходит из социального окружения, но также избирает это окружение в качестве основного объекта своего изучения. Это окружение, т. е. общество за всю известную историю человечества интерпретировалось его представителями по-разному. Свои взгляды на общество в своих трудах выражали в основном философы, а также писатели, экономисты, позже, с появлением социологии как самостоятельной науки, - социологи.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Специфика социологического знания.7
1. Социология как наука об обществе…………………………………………7
2. Классические социологические теории…………………………………….9
II. Основные современные теории…………………………………………..12
1. Структурный функционализм……………………………………………….12
2. Теория среднего уровня……………………………………………………...13
3. Феноменологическая социология…………………………………………...14
4. Конструктивный структурализм……………………………………………15
5. Символический интеракционизм……………………………………………16
6. Франкфуртская школа………………………………………………………..17
7. Теория интегрального синтеза………………………………………………18
8. Взгляды Мишеля Фуко на социологию……………………………………..19
9. Этнометодология в социологии……………………………………………..20
10. Теория структурации………………………………………………………..21
11. Акционалистская социология Алена Турена……………………………...22
12. Социология науки и техники……………………………………………….23
13. Социология опыта Франсуа Дюбе…………………………………………24
14. Когнитивная социология……………………………………………………25
15. Социальный аутопоэзис У. Матурана и Ф. Варела……………………….26
16. Макдональдизация Джорджа Ритцера. ……………………………………27
III. Социологическая теория сегодня……………………………………….28
1. «Западные» и «незападные» теории, их противостояние…………………28
2. Поиск решения………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………
14. Когнитивная социология.
Эта теория американского этнометодолога Аарона Сикурела (1928 г.р.).
Когнитивная социология - термин, используемый им в его одноимённой книге, написанной в 1973 году, в качестве объединяющего этнометодологию с другими областями непозитивистской когнитивной науки, включая когнитивную антропологию и социолингвистику.
В «Когнитивной социологии» сделана попытка обогатить этнометодологический подход достижениями когнитологии конца 60-х годов XX века. Книга посвящена в основном проблемам понимания обыденной речи, а также роли невербальных коммуникаций в повседневном общении.
Когнитивная социология проявляет тройной интерес – к языку, значению и знанию. Главными для когнитивной социологии являются следующие понятия:
- методы интерпретации, имеющие целью связать идеи феноменологов и этнометодологов и соотнести их с работами, касающимися приобретения и использования языка, памяти и внимания, или вообще со всем тем, что относится к области обработки информации;
- интеракционная компетентность, позволяющая уточнить отношения между когнитивными процессами, появлением контекстов и нарративными словарями42.
Эту теорию иначе называют теорией социального познания. В ней Сикурел показывает, «что смысл социального, постигаемый нами в процессе взаимодействия, есть продукт того, что мы называем «интерпретированными» или «глубинными» правилами»43.
Эти правила, как считает Сикурел, «составляют неотъемлемую собственность человека. Мы не обучаемся этим правилам; они сами как бы выступают в качестве основания для процесса обучения»44.
15. Социальный аутопоэзис У. Матурана и Ф. Варела.
Чилийские учёные Умберто Матурана (1928 г.р.) и Франциско Варела (1946 – 2001 гг.) в начале 1970-х годов ввели термин «аутопоэзис». Он означает самопостроение, самовоспроизводство живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт.
Учёным удалось логично связать воедино новые разработки из области нейрофизиологии, теории систем, синергетики и кибернетики. Так, высказанные ими соображения о коммуникациях, развитии систем и внутрисистемных отношениях, познании мира, формировании языка открыли новые грани в понимании коммуникации.
Идея аутопоэзиса
оказалась необыкновенно
На основе идеи аутопоэзиса, можно сделать предположение, что все, что происходит в аутопоэтической системе любого уровня (как-то оптическая система глаза лягушки или система социального взаимодействия) есть выражение свойств самой системы, которая реагирует на внешние возмущения только ей присущим способом.
Данная концепция нашла наибольшее приложение в работах немецкого социолога Никласа Лумана (1927 – 1998 гг.). Аутопоэзисные системы, в его понимании, обладают следующими характеристиками:
16. Макдональдизация Джорджа Ритцера.
Автором этой теории является американский профессор и социолог Джордж Ритцер (1940 г.р.). Он создал эту теория на основе идей Вебера.
Сам Ритцер в соей книге пишет: «Когда мы говорим о макдональдизации, основным для нас оказывается тот факт, что ресторан быстрого питания представляет собой современную парадигму формальной рациональности. Так, можно утверждать, что во времена Вебера моделью системы формальной рациональности была бюрократия, тогда как сегодня ресторан питания обслуживания выражает собой даже более адекватную парадигму данного типа рациональности. Бюрократия все еще с нами, но ресторан такого типа дает нам лучший пример указанного вида рациональности. Это означает не только что формальная рациональность никуда не исчезла, но сохранился и современный мир, ключевым элементом которого становится рациональность этого рода.
Существуют четыре измерения формальной рациональности: эффективность, предсказуемость, упор скорее на количестве, чем на качестве, и осуществление контроля посредством замены человеческих технологий унификацией операций…»45.
Имея в виду процесс американизации и глобализации, социолог пишет: «Любые новые средства потребления современны в том смысле, что это главным образом новшества, возникшие и ставшие известными во второй половине XX века.
Как и «Макдональдс», это в основном американские нововведения, которые не только изменили потребление в Соединенных Штатах, но и стали предметом агрессивного экспорта во множество других стран, где они оказывают еще более глубокое воздействие на потребление. В Соединенных Штатах они имеют столь большой успех, что служат образцами в таких различных сферах, как университеты, больницы, музеи, аэропорты, стадионы и даже церкви. Все эти сферы можно рассматривать как обслуживающие потребителей, и они все больше приобретают облик новых средств потребления»46.
III. Социологическая теория сегодня.
1. «Западные» и «незападные» теории, их противостояние.
Развитие социологической теории в последнюю четверть века состоит в переходе от фиксации эпохи модерна к изучению эпохи глобализма. Сначала постмодерн характеризовался преимущественно линейным рассмотрением общественного развития, признанием в качестве естественных и необходимых траекторий, которые складываются в западных странах. Мейнстрим социологической теории, т.е. её преобладающее направление при ее внешней фрагментарности, по-прежнему составляют теории "западной ментальности". Необходимость владения мировыми достижениями социологической мысли не вызывает сомнений, и в России процесс этот должен быть более активным. Но прагматичные попытки применения концепций мировой науки для понимания социальных изменений в "незападных странах" не всегда успешны. Зачастую они хороши при анализе новых явлений, но слабо применимы при изучении долговременных и глубинных тенденций. Другим настораживающим результатом применения некоторых "западных" теорий является формирование негативной идентичности "незападных" стран. Социальная реальность России и СНГ, государств Юго-Восточной Азии и др. регионов или не вписывается в рамки предлагаемых теорий, или получает в них "низкие" оценки. Например, в отношении России речь идет о "несовременном обществе", о "недостаточной рыночной дисциплине", о "недопустимом идеологическом вмешательстве в экономику", "тоталитарной системе" и т.д.
Причиной противостояния социологических теорий является известная и присущая гуманитарным и общественным дисциплинам субъективность, оценочный характер суждений. Так или иначе, когда исследователь ставит вопрос и получает ответ, в любом случае имеет место личностная интерпретация процесса знания.47
2. Поиск решения.
Преодолеть противостояние социологических теорий в самой науке можно двумя путями.
Первый - диалог представителей направлений и школ, поиск взаимопонимания. Этому служат дискуссии в изданиях, на конференциях и симпозиумах, в образовательных проектах, в организационных структурах, - национальных и международных. Тем не менее, противостояние скорее усиливается. Сообществу социологов трудно противостоять тенденциям обострения международной обстановки, формирования новых центров экономического, демографического и энергетического влияния.
Второй путь - попытки построения интегральных или универсальных теорий, формирование единого понятийного языка социологического сообщества. В этом направлении ведутся поиски, и на этом пути зарубежные и отечественные исследователи видят будущее социологии.
Второе направление
Заключение.
1 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 19.
2 - Бэкон Ф. Сочинения: В 2т. Т. 2. М., 1972. – с. 39.
3 - История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 37.
4 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 27.
5 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 19 – 27.
6 - Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. – с. 2
7 - Баьосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – с. 55.
8 - История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 119
9 - Там же, с. 126.
10 - Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – с. 60
11 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 31.
12 - Девятко И. Ф. Р. Мертон и его теория среднего уровня // История теоретической социологии в 4-х т. Т. 3 / Под ред. Ю. Н. Давыдова. — М.: Канон, 1997. — С.250-270.
13 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 132
14 - Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. – с. 22
15 - Филипп Коркюф / Новые социологии / пер. с фр. Е. Д. Вознесенской, М. В. Федоровой; науч. ред. Н. А. Шматко – М.: Институт экспериментальной социологии; СПБ.: Алетейя, 2002 г. – с. 81 – 83.
16 - Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994, - с. 181 – 182.
17 - Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — с. 531.
18 - Филипп Коркюф / Новые социологии / пер. с фр. Е. Д. Вознесенской, М. В. Федоровой; науч. ред. Н. А. Шматко – М.: Институт экспериментальной социологии; СПБ.: Алетейя, 2002 г. – с. 45 – 46.
19 - Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – с. 60
20 - Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. – с. 29
21 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 175
22 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 102 – 103.
23 - Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. – с. 36.
24 - Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – с. 388
25 - Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. – с. 26.
26 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 529 – 230
27 - Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – с. 131 – 132.
28 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 288.
29 - Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. – с. 34
30 - Филипп Коркюф / Новые социологии / пер. с фр. Е. Д. Вознесенской, М. В. Федоровой; науч. ред. Н. А. Шматко – М.: Институт экспериментальной социологии; СПБ.: Алетейя, 2002 г. – с. 69.
31 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 101 – 102.
32 - Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./ Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – с. 148 – 149
33 - Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. / Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– с. 47.
34 - Ритцер Дж. / Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — с. 476.
35 - Филипп Коркюф / Новые социологии / пер. с фр. Е. Д. Вознесенской, М. В. Федоровой; науч. ред. Н. А. Шматко – М.: Институт экспериментальной социологии; СПБ.: Алетейя, 2002 г. – с. 101