Современные тенденции оценивания школьных достижений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 21:32, реферат

Краткое описание

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.

Содержание

1) Введение………………………………………………………………………3
2) Различия понятий «оценка» и «отметка»…………………………………...4
3) Что такое "рейтинг" и как построить рейтинговую систему оценок?....................................................................................................................7
4) Несостоятельность пятибалльной системы оценивания………………..….10
5) Заключение……………………………………………………………………13
6) Список литературы…………………………………………………….……..14

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 48.45 Кб (Скачать файл)

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет

 им. И. Я. Яковлева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:  
«Современные тенденции оценивания школьных достижений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Работу выполнила:

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2014

Содержание:

1) Введение………………………………………………………………………3

2) Различия понятий «оценка» и «отметка»…………………………………...4

3) Что такое "рейтинг" и как построить рейтинговую  систему оценок?....................................................................................................................7

4) Несостоятельность пятибалльной системы оценивания………………..….10

5) Заключение……………………………………………………………………13 
6) Список литературы…………………………………………………….……..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. Такое повышение эффективности обучения возможно благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Стоит отметить, что данная проблема актуальна не только для школы, но и для современных ВУЗов. Требования к качеству подготовки специалистов формируются вне системы образования. Так, складывающиеся рыночные отношения с их жесткой конкурентной природой, современные социально-экономические преобразования в стране требуют прихода на предприятия специалистов, способных системно, творчески мыслить и принимать эффективные нестандартные решения в непредвиденных обстоятельствах. Внедрение рыночных механизмов экономики дополнительно выдвигает необходимость таких качеств у работника, как деловая инициатива, предприимчивость.

Выпускник может быть успешным только в том случае, если он обладает определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.

Как уже было сказано, это может быть достигнуто благодаря использованию такой системы оценивания знаний и школьников, и студентов, как балльно-рейтинговая в различных ее вариантах и альтернативах, о которых будет рассказано в данной работе.

Таким образом, мы видим, что данная тема не только интересна с точки зрения ее исследования, но и актуальна на сегодняшний день.

Целью данной работы является подробное изучение и применение на практике балльно-рейтинговой системы оценивания достижений учащихся, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:

1. Выявить недостатки  пятибалльной системы оценивания;

2. Раскрыть понятие рейтинговой  системы оценки знаний;

3. Описать построение  рейтинговой системы оценивания;

4. На примере проведенного  эксперимента показать эффективность  балльно-рейтинговой системы оценивания старшеклассников.

В соответствии с целью и задачами мы определили объект и предмет нашего исследования. Объект исследования: учебный процесс на уроках математики. Предмет исследования: использование балльно-рейтинговой технологии оценивания в процессе обучения на уроках математики.

Также нами выдвинута гипотеза исследования: применение балльно-рейтинговой системы оценивания, разработанной совместно с учителем математики в 10-м классе, покажет более глубокий качественный срез знаний старшеклассников.

Методы исследования: изучение литературы по проблеме, изучение школьной документации, опрос учителей и учащихся, наблюдение, эксперимент.

Различия понятий «оценка» и «отметка»

Система оценки достижения планируемых результатов является одним из инструментов реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы и направлена на обеспечение качества образования .

ФГОС второго поколения предполагает реализацию деятельностной парадигмы образования, это положение отражено и в форме предъявления планируемых результатов.

Реализация деятельностного подхода в образовании требует внесения изменений в учебный процесс, в том числе и в систему оценивания.

Имеет смысл определить, различия понятий «оценка» и «отметка». В словаре С.И. Ожегова (1997г.) даются следующие определения:

 

«оценка» - мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь;

 

«отметка» - обозначение оценки знаний учащихся.

 

А Ш.Амонашвили, анализируя рассматриваемые понятия в своих работах, отмечает: «оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением».

На основе оценки определяется отметка как ее формально-логический результат. Таким образом, отметка является количественным выражением оценки, она условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах или баллах.

Изучение истории в школе предопределяет многообразие знаний и умений. Ученику, наряду со знанием хронологии, знанием многочисленных фактов и понятий необходимо: уметь описывать историческое событие, объяснять его сущность и значение; сопоставлять исторические версии; критически воспринимать и анализировать информацию источников; обосновывать свою позицию.

 

В соответствии с нормативным документом «Обязательным минимумом содержания исторического образования» в ходе текущего, тематического и итогового контроля знания, умения и навыки учащихся по истории проверяются по уровням:

 

хронологические знания и умения;

знание исторических фактов;

работа с источниками;

 

описание (реконструкция) исторических событий, характеристика деятельности исторических личностей;

 

анализ, объяснение исторических событий: классификация, сравнение, причины и следствия и т.д.);

 

версии и оценки событий и личностей.

 

Задачу совершенствования оценивания личностных и учебных достижений школьников по истории, в соответствии с требованиями стандарта нового поколения, необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств, которые позволят выявить аутентичные (истинные, верные) образовательные результаты школьников.

 

Фонд оценочных средств – комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания образовательных результатов обучающихся.

 

Фонды оценочных средств разрабатывается образовательными учреждениями с учетом особенностей принятых основных образовательных программ (ООП).

 

Структура фонда оценочных средств может включать: программу проведения контрольно-оценочных мероприятий по предмету; совокупность контрольно-оценочных материалов (контрольных работ, тестов, кейсов и др.); методические материалы, определяющие процедуры оценивания личностных и учебных достижений учащихся; технологии и методы обработки результатов оценивания; наборы показателей, а также критерии оценки уровней учебных достижений школьников и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с учащимися и их родителями.

 

При обсуждении современной системы оценивания теоретиками и практиками, прослеживается тенденция увеличения внимания к компетентностно-ориентированным заданиям, предлагающим оценку деятельности учащихся в ходе изучения учебного предмета и учитывающим требования к осваиваемым компетенциям .

 

Компетентностно–ориентированное задание – это задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий.

 

Компетентностно-ориентированные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы школьников, помогают более точно определить проблемы каждого ученика по изучаемой теме.

 

Разработка таких заданий трудоёмка и требует от учителя знаний особенностей их построения. Педагог сталкивается с рядом трудностей, в первую очередь связанных с тем, что компетентностно-ориентированные задания должны учитывать многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС ООО, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д.

 

Основные требования к компетентностно-ориентированному заданию:

 

задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания;

 

задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный и (или) социальный интерес;

 

задание предполагает создание высказывания (письменного или устного). Высказывание может быть представлено в виде текста-описания или текста-рассуждения, сообщения, описания, пояснения, комментария, аргументированного мнения, инструкции, оценочного суждения, формулировки и обоснования гипотезы, заключения или отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое "рейтинг" и как построить рейтинговую систему оценок?

 

Так что же такое "рейтинг", и каковы общие принципы построения рейтинговых систем оценивания?

Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг – оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Рейтинговая система понимается:

1) как форма интегрального  контроля качества учебно-познавательной  деятельности, направленного на  стимулирование активной и заинтересованной  работы учащихся;

2) как метод количественной  характеристики качества знаний;

3) как диагностико-деятельный контроль качества обучения [7, с. 63].

 

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся (студентов, школьников) по некоторой дисциплине в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, коллоквиумов, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими школьниками и т.д. Целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:

- комплексная оценка качества  учебной работы обучающихся при  освоении ими учебной программы;

- стимулирование познавательной  деятельности старшеклассников  и повышение качества образовательных  результатов в целом;

- повышение уровня организации  образовательного процесса.

 

Рассмотрим педагогические возможности рейтинговой системы. Что дает она ученику, какие новые возможности предоставляет учителю? Основные преимущества данной системы оценивания и для учащихся, и для учителей представим для наглядности в виде таблицы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преимущества рейтинговой системы оценивания

 

"+" для учащегося

"+" для учителя

· возможность распоряжаться своим временем самому

рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся

проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

стимулирования эффективного обучения старшеклассников

возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса

сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся

объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания

наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)

возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету

Информация о работе Современные тенденции оценивания школьных достижений