Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:47, контрольная работа
Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, каждой из его сфер. Прежде всего, трудовая деятельность, разделение труда, совместный труд предполагают в большей или в меньшей степени управление. И там, где процесс производства приобретает характер общественно организованного, с необходимостью возникает особый вид труда - управление.
Введение…………………………………………………………..……. ………..3
Глава 1. Понятие и структура личности современного руководителя ………6
1.1. Современный руководитель: понятие, сущность деятельности…….…..6
1.2. Влияние личности руководителя на эффективность управления……….8
Глава 2. Стиль управленческого воздействия как фактор эффективного управления………………………………………………………………………15
2.1. Стиль руководства: понятие и влияние на эффективность управления ..15
2.2. «Многомерные» стили управления и их влияние…….………………… 17
Заключение …………………….……………………………………………….23
Список использованных источников и литературы ……………
Выделяют четыре стадии зрелости последователей.
l. Люди не способны и не желают работать. Они либо некомпетентны, либо не уверены в себе («программируемые» — не сделал, потому что…).
2. Люди не способны, но желают
работать. У них есть мотивация,
но нет навыков и умений
(«задачные» — им нужно
3. Люди способны, но не желают работать. Их не привлекает то, что предлагает руководитель («проблемные» — видят проблему, но решать ее будут лишь при определенных условиях).
4. Люди способны и желают делать
то, что предлагает им лидер
(«ищущие проблему»,
В зависимости от степени зрелости последователей, лидер должен корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и структурированию самой работы.
В рамках этой теории выделяются четыре основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной степени зрелости последователей:
-Указывающий стиль наиболее эффективен при низкой зрелости исполнителей, т. к. они нуждаются в постоянном контроле и не желают брать на себя ответственность. Возникает необходимость принуждать работников к исполнению.
-Убеждающий стиль является лучшим для использования низкой компетенции, но достаточно высокой лояльности работников. Здесь реализуется в равной мере директивность и поддержка тех, кто не способен, но желает работать. Руководитель помогает им путем объяснения, научения и коучинга.
-Участвующий стиль является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие по какой-то причине ее выполнять, подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера и правильной мотивации.
-Делегирующий стиль является лучшим для руководства высокозрелыми последователями, поскольку позволяет им взять на себя максимум ответственности за выполнение задания.Данный лидерский стиль способствует развитию инициативы и творческого подхода к работе10.
Существуют так же многомерные стили, имеющим по три подхода (по теории Ю. Д. Красовского), относятся:
а) формализованные:
- автократический подход (работники подчиняются силе и воле руководителя):
- технократический подход (работники подчиняются производственному процессу);
- бюрократический подход (работники подчиняются организационному порядку, нередко в ущерб делу).
б) персонализованные:
- демократический подход (руководитель постоянно учитывает мнение работников при корректировке рабочего процесса);
- гуманистический подход (руководитель уважает человеческое достоинство работников, проявляя заботу о них);
- инноваторский подход (руководитель предоставляет свободу творчества работникам, организует внедрение инициативных предложений).
Задача руководителя в том, чтобы найти их оптимальное сочетание на разных стадиях развития фирмы с учетом всех факторов, влияющих на адаптацию работников предприятия к изменяющимся условиям11.
Заключение.
Стилей руководства много, и разные ситуации требуют применения разных стилей. Руководители при выборе стиля пользуются следующими основными критериями, как : компетентность подчиненных; уровень поставленных задач; четкость и структурированность проблемы; причастность подчиненных к решаемым задачам; степень доверия и лояльности исполнителей к руководителю; заинтересованность исполнителей в достижении целей; вероятность возникновения конфликтов в коллективе.
Ни один стиль управления не может быть признан лучшим во всех отношениях. Управление будет более эффективным, если в каждом конкретном случае руководитель будет действовать в зависимости от ситуации. Только тот лидер считается профессионалом, который сумеет использовать ситуацию для достижения хороших результатов.
Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля можно выполнять значительно больший объем работы, чем в условиях демократического. Хотя качество, оригинальность и новизна будут оставлять желать лучшего. Авторитарный стиль предпочитают начинающие руководители, неуверенные в себе по причине некомпетентности или пребывающие в состоянии любого внутри-личностного конфликта. Но чаще авторитарный стиль применяется при чрезвычайных обстоятельствах, требующих быстрого принятия решений и их реализации; при управлении слабым разобщенным коллективом; при низком уровне зрелости исполнителей; в ходе проведения антикризисных мероприятий; при деструктивных конфликтах в организации и т. д.
Руководителям, необходимо помнить, что для исполнителей с творческим потенциалом, отстранение от принятия решений, может послужить сильным демотиватором и привести к снижению инициативности, лояльности к поставленной задаче, доверия к руководству (и, как следствие, к снижению его авторитета), качества выполняемых работ. В худшем случае руководитель-автократ может противопоставить себя коллективу, что может привести к саботажу и свертыванию работ.
Демократический стиль руководства
обычно применяется в
Такой стиль управления может быть признан целесообразным для руководства аналитическими, научно-исследовательскими подразделениями, группами разработчиков и другими подобными подразделениями органов управления, в которых важен новаторский подход к решению задач. Как правило, обстановка, создаваемая руководителем-демократом, носит также воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками за счет создания соответствующей системы мотивации.
Партисипативное управление широко используется в ведущих японских корпорациях, где сотрудники на разных уровнях самостоятельно принимают решения об организации труда, принимают рабочие решения (постановка целей осуществляется совместно с руководителем), контролируют качество и количество произведенной продукции, привлекаются к рационализаторской деятельности (кружки качества, целевые комитеты и т. д.), формируют рабочие группы
Итак, наиболее популярным должен быть так называемый ситуативный подход к руководству. К факторам, определяющим ситуацию в производственной организации, обычно относят: специфику целей и стратегию, уровень развития организации, технологию, особенности экономической ситуации, в которой Высококвалифицированные и опытные специалисты высоко мотивированы в том случае, если рамки управленческого контроля позволяют им сохранить свой собственный стиль работы.
Литература.
1 Гавра Д. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
2 Цит. по: Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2005. С. 67.
3 Шрамченко Т.Б. Управленческий труд и менеджеры // Российский экономические журнал. 1995. № 10.
С. 63—77.
4 Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2003. С. 397
5 Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003. 491 с.
6 Цит. по: Организационное поведение / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2004. С. 51.
7 Власюк Г. В. Ресурсы социальной организации. С. 34.
8 Жичкин А. М., Белоусов В. Л., Пастухов Г. М. Менеджмент: управление предприятием. М.: Респ. исслед. науч.-консультац. центр экспертизы, 1997. 189 с.
9 Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. С. 263—266.
10 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. 3-е изд. М.: Экономистъ, 2004. 528 с.
11 Красовский Ю. Д. Организационное поведение. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 472 с.