Современный этап развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Начало нового этапа социологии можно отнести к 1920 годам, когда наука о социологии начала восприниматься как наука эмпирического типа. Устанавливается новый стандарт социологического исследования, как исследовательской деятельности. Здесь начинают использовать самого разного рода приемы, которые позволяют анализировать те или иные ситуации, динамику развития и науку в целом.

Содержание

Введение 3
1. Особенности современного этапа развития социологии 6
1.1. США как центр современной социологии 6
1.2. Особенности советской социологии 11
2. Основные идеи современной социологии 16
2.1. Модели социальной системы 16
2.2. О системах Т.Парсонса и Н.Лумана 18
3. Городская социология – одно из направлений современной социологии 28
3.1. История становления 28
3.2. Городская среда как машина перехода от модерна к постмодерну в свете социологии Георга Зиммеля 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТЯ СОЦИОЛОГИИ.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Особенности современного этапа развития социологии                                 6

1.1. США как центр современной  социологии                                                     6

1.2. Особенности  советской социологии                                                            11

2. Основные идеи современной социологии                                                       16

2.1.  Модели социальной системы                                                                       16

2.2. О системах Т.Парсонса  и Н.Лумана                                                             18

3. Городская социология – одно из направлений современной социологии   28

3.1. История становления                28

3.2. Городская среда как машина перехода от модерна к постмодерну в свете социологии Георга Зиммеля               29

Заключение                                                                                                             32

Список использованной литературы                                                                   34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало нового этапа социологии можно отнести к 1920 годам, когда наука о социологии начала восприниматься как наука эмпирического типа.  Устанавливается новый стандарт социологического исследования, как исследовательской деятельности. Здесь начинают использовать самого разного рода приемы, которые позволяют анализировать те или иные ситуации, динамику развития и науку в целом. Среди них можно выделить такие основные методы как:

    • статистическое наблюдение (массовый анкетный опрос)
    • наблюдение (простое и включенное)
    • эксперимент
    • монографические описания отдельных социальных явлений
    • повторные (панельные) исследования
    • математические методы (статистическая обработка полученных данных).

           Данная наука в данное современное  время становится весьма статусной  и значимой профессией. В Европе  и Америке вопросом по обучению  кадров начали заниматься многие факультеты учебных заведений. Образование по данному направлению является популярным, поскольку данную науку начинают изучать как в высшей школе, так и в общеобразовательной, что и определяет актуальность данного вопроса.

Наблюдается последние шаги отделения социологической науки от философской, а также от права, этики, истории, и других общественных дисциплин из-за ее проецирования на эмпирические приемы исследования и определенную область изучения посредством исследования.

Современная социология характеризуется такой особенностью, что происходит постоянное выделение, отделение многих социологических дисциплин, как составные части целого. Появляются много абсолютно ненужных дисциплин, которые уже под новыми терминами подразумевают то известное для общества понятие. Данная тенденция мешает дальнейшему развитию социологической науки, так как вместо того, чтобы проводить и анализировать социологические исследования она занимается поисков и внедрением тех терминов, которые более менее соответствуют новому, но известному направлению. А это означало  затухание процесса дифференциации между взаимосвязанными частями социологических исследований как  теоретическое, направленное на задачи в познавательной области, и прикладное, определяющее задачи по решению практических вопросов и задач.

          Целью данной работы является изучение особенностей современного этапа развития социологии.

Достижение данной цели определяет следующий круг задач:

    1. исследовать характерные черты современной социологии;
    2. исследовать основные парадигмы современной социологии;
    3. исследовать социологическую теорию Т.Парсонса и Н.Лумана.

           Объектом исследования стала современная социология.

Предметом  изучения является  внешнее влияние факторов на развитие современной социологии и ее черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  современного этапа развития социологии

 

1.1. США как  один из центров современной  социологии

 

Новый этап в развитии социологии начинается с 20 годов 20 века, который характеризуется господством  теорий, основанных на опыте, а социология как наука начинает определяться как дисциплина, построенная на эмпирических началах.

Определяется другой уровень социологического исследования, как исследовательской науки, обладающей общими чертами с опытными исследованиями в современных естественных науках и использующегося следующие методы и способы: повторные [панельные] исследования, монографические описания отдельных социальных явлений, наблюдение [массовый анкетный опрос], наблюдение [простое и включенное], эксперимент, и др. Неотъемлемой частью является использование также в социологической науке математических методов, необходимой для статистической обработки полученных сведений.

Центром социологической  науки постепенно становится  США, там определяются необходимые интеллектуальные условия для дальнейшего формирования эмпирических исследований. Началом, определяющий новый этап становления социологической мысли, послужила работа американских ученых У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» [1918], полностью созданная на эмпирическом материале. Необходимо отметить важную роль Чикагской школы [20-е - 30-е гг.], представителями которой были  Э. Бэрджесс, Р. Парк, и Л. Вирт сформировали основы учения об урбанизации и городского образа жизни. Благо стараниям американских ученых обновляется методология социологических учений, а именно социометрия Дж. Морина, методологии Дж. Ландберга и Р. Мертона и др.

Наблюдается последние шаги отделения социологической науки от философской, а также от права, этики, истории, и других общественных дисциплин из-за ее проецирования на эмпирические приемы исследования и определенную область изучения посредством исследования.

Следующая характерная черта  современного периода становления социологии, давшая о себе знать  в 30-е - 50-е годы двадцатого века, связанная с формулировкой идее и представления социологии как академической, а именно социологических теорий, опирающиеся на эмпирических данных, основанные на универсальности теоретических моделей описания, анализа и различных социальных тех или иных возникающих ситуаций.

 А это означало  затухание процесса дифференциации между взаимосвязанными частями социологических исследований как  теоретическое, направленное на задачи в познавательной области, и прикладное, определяющее задачи по решению практических вопросов и задач.

В рамках 20-50-х гг. растущей динамикой начинает развиваться сама структура социологии с точки зрения ее организации. Все большее количество становится социологических ассоциаций и организаций в большинстве странах мира, образуются разнообразные исследовательские центры, выпускаются множество социологических журналов.

 Начиная с  1950 года периодически и постоянно начинают проводиться международные социологические конгрессы. Что же касается самой социологии с точки зрения ее внутреннего содержания расширяются границы изучении в различных областях - анализ общественного мнения, рассмотрение социальной стратификации, социологии фирмы, семейная социология, социология религиозная, социология науки, социология культуры и др.

 

Можно выделить 2 периода  в современной западной науки[табл.1], а именно это период с момента начала социологии, основанной на эмпирическом опыте [период 20-30 гг.], который завершается в 60 гг. В 50-60 годы социология на Западе развивается наиболее интенсивно, а именно это характеризуется быстрым расширением областью исследований, известным престижем социология пользуется среди населения, все больше внедряется образование в области социологии, социологические исследования приобретают государственную поддержку, а мнения многих социологов становятся ориентиром для реформ, проводимых государством, в частности в области борьбы с бедностью, наркоманией, разнообразных социальных конфликтов и пр.

Таблица 1.

Особенности современной  западной науки

Характерные черты западной социологии

20-60 гг. ХХ века

70-90 гг. ХХ века

    • Исследования, основанные на эмпирическом опыте;
    • Быстрое расширение области исследования;
    • Престиж науки социологии среди населения;
    • Государственная поддержка;
    • Внедрение социологии в образовательную деятельнось.

 

 

 

 

 

 

    • Интенсивный рост прикладных исследований;
    • Дифференциация изучаемых социологических теорий;
    • Отрицание идеологического начала;
    • Изучение проблем,связанные с производством и внедрением  новых технологий;

 




 

 

 

 

Уже на подходе к 60 гг. определяются несовершенства в академической социологической науки, которая определяется исходя из критического функционализма, появления наряду с ней других научных концепций [теория социального обмена, различные версии понимающей социологии, экзистенциальная социология и др.] и все большего разрастания идейно-теоретического плюрализма.

 Данные отрицательные  положении формировались за счет  сложившейся социальной ситуации  на тот период времени: усилением социальных конфликтов, мощной волной студенческих движений и т. п. Перечисленные кризисные явления появились в результате нарастание требований со стороны общества к социологии.

Что же касается второго  этапа становления западной социологии, то он начинается с 70 гг. Данные период характеризуется интенсивным ростом прикладных исследований во многих странах США и Европы в самых разных сферах, среди которых на первый план выходят те проблемы, которые связаны с производством и внедрением самых новых технологий и как результат происходящие изменения в самых разных сферах развития общества. Что же касается академической социологии, то здесь наблюдается объединение изучаемых подходов, набирают обороты интегративные тенденции, стремящиеся преодолеть идейно-теоретический и методологический плюрализм.

 

 

 

Идеи неомарксистской социологии начинают пользоваться известностью лишь в 70-80 гг. двадцатого века, которые заметно отрицают академическую социологию за счет того, что в ней присутствует идеологическое начало [2, с. 456].

Можно выделить 3 уровня в современной западной социологической науки, где самый первый включает разнообразные социальные концепции, которые также именуются как социологические, которая характеризуется такими учениями как «критическая школа»,  концепция массового общества и культуры, концепция индустриального и постиндустриального общества, теория информационного общества и т. п.

Можно сказать, что перечисленные  выше теории характеризуют идеи Маркса, Вебера, Дюркгейма, что свидетельствует  об их причислении к наукам социологическим.

Что же касается российской социологии последнего времени, то здесь можно привести пример теории об историческом материализме, неправильно относя ее к общесоциологическим теориям.

Следующий уровень отождествляется  с той самой академической  социологией как науки, которая от идей первого уровня отличается следующим:

    • отсутствием конкретной идеологией;
    • направленностью на проблемы, а главное их решение;
    • присутствие эмпирических данных.

Академическая социологическая  наука занимается исследованиями, основанными  как на теоретических данных, так и эмпирических, к ней относятся такие теории как:

    • теория социального действия;
    • структурный функционализм;
    • понимающая социология;
    • бихевирористская социология и пр.

Ну и последний уровень, который является наиболее обширным – это прикладная социология, участники которой трудятся, как правило, не в пределах университетов, а в научных центрах, которые также выполняют исследования по заказу государства, а также  общественных и коммерческих организаций.

Между представленными  тремя уровнями социологии [табл.2] есть определенная связь и они тесно взаимосвязаны между собой, а именно можно сказать, что многие философские теории основываются на академической социологии, а последняя сотрудничает с прикладными изучениями [4, с. 178].

Таблица 2.

Три уровня современной западной социологии и их особенности

Уровни современной западной социологии

Особенности

Социологические концепции

    • «критическая школа»;
    • концепция массового общества и культуры;
    • концепция индустриального и постиндустриального общества;
    • теория информационного общества

Академическая социология

  • отсутствием конкретной идеологией;
  • направленностью на проблемы, а главное их решение;
  • присутствие эмпирических данных.

Прикладная социология

    • деятельность в рамках научных центров;
    • работа по заказу государства, а также общественных и коммерческих организаций.

Информация о работе Современный этап развития социологии