Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:22, курсовая работа
Начало нового этапа социологии можно отнести к 1920 годам, когда наука о социологии начала восприниматься как наука эмпирического типа. Устанавливается новый стандарт социологического исследования, как исследовательской деятельности. Здесь начинают использовать самого разного рода приемы, которые позволяют анализировать те или иные ситуации, динамику развития и науку в целом.
Введение 3
1. Особенности современного этапа развития социологии 6
1.1. США как центр современной социологии 6
1.2. Особенности советской социологии 11
2. Основные идеи современной социологии 16
2.1. Модели социальной системы 16
2.2. О системах Т.Парсонса и Н.Лумана 18
3. Городская социология – одно из направлений современной социологии 28
3.1. История становления 28
3.2. Городская среда как машина перехода от модерна к постмодерну в свете социологии Георга Зиммеля 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
1.2. Особенности социологии в советском государстве
Российская социология в своем развитие обладает своими особенностями. В период 1910 - 1922 годов наблюдается дальнейшее развитие социологической науки. В Санкт - Петербурге в 1920 году под руководством П.Сорокина открывается социологический факультет. Кафедры социологии были также открыты и в некоторых других университетах, начали работать лаборатории, занимающиеся исследовательской деятельностью, теории известных социологов также публиковались в печатных изданиях. Среди них можно выделить труды Н. И. Кареева, 3. М. Хвостова, П. А. Сорокина, К. М. Тахтарева.
Но уже в 1922 г. в связи с начавшимся крестовым походом против ученых, к которым относилась большая часть профессоров тогда насильным путем депортировалась за пределы страны. Так можно выделить социологов П. Сорокина, Ж. Гурвича, Н. Тимашова, которые в дальнейшем благодаря своим трудам стали известными на Западе. Русская духовная культура таким образом понесла невосполнимый урон. К сказанному следует добавить, что в последствии ряд известных ученых-обществоведов, в том числе признанные во всем мире имена - Кондратьев, Чаянов были репрессированы. Определенная часть обществоведов, позитивно оценивших марксистко-ленинскую теорию [Н. И. Кареев, К. М. Тахтарев, 3. М. Хвостов], остались на прежних местах и сумели сохранить свой авторитет.
Первая половина двадцатых
годов характеризовалась
Наиболее известный учебник по социологии Маркса, где в качестве идеи проводилась идея по выделению социологии как отдельно взятой науки, независимой от философии. Данная идея критиковалась и привела к тому, что в сторону Н.И. Бухарина были высказаны обвинения в недооценке философии. Результатом этого всего явилось то, что появилась официальное суждение, где говорилось о статусе социологии как части марксистско-ленинской философии, что говорило об отожествленном сравнении социологии с социальной философией, отдельно от науки, основанной на эмпирических данных.
Также стоял вопрос о том, что марксистская социология выражала идеи рабочего класса и это отделяло российскую социологию от мирового значения социологии, что в результате в дальнейшем негативно сказалось на развитие отечественной социологии.
Постоянное нагнетание над духовной жизнью общества в целом, идея культа Сталина, начавшееся в середине 20-х гг., привело к тому, что в результате проведения ряда идеологических кампаний была осуществлена полная идейная переориентация обществоведов на рельсы марксистско-ленинской идеологии. Данная наука рассматривалась как лженаукой, а сам термин на многие годы был исключен из научного обихода [5, с. 342].
Но несмотря на все это в двадцатые годы в СССР проводились самого разного рода социологические исследования в силу того, что:
В данном направлении
были проведены исследования таких
ученых как С. Г. Струмилин, С. Г. Василевский, А. В.
Чазов, А. П. Болтунов и др. Но несмотря
на это в 30-е годы в связи с усилением культа
личности Сталина, навязывания авторитарных
и бюрократических методов управления,
превращения страны в закрытую тоталитарную
систему, конкретные социальные исследования
проводились в очень ограниченном объеме.
И новый виток в области проведения исследований
можно отнести лишь к 60 годам. Полная либерализация
существующего режима в связи с приходом
к власти Н.С. Хрущева требовала проведение
постоянных социологических исследований
для получения информации о жизни общества.
Данные исследования в первую очередь
охватили сферу производства, а лишь потом
и другие области, в частности, культуру,
печать , структуру населения.
Наиболее выдающимся в данной деятельности является работа социологов «Человек и его работа», явившейся моделью проведения разнообразных исследований, где четко формулировались все этапы и приемы, необходимые для того или иного эмпирического исследования.
Также среди остальных можно выделить работы новосибирских ученых как Заславская Т. И и Рывкина Р. В.
Во многих странах делаются попытки анализа общественного мнения и о результативности деятельности СМИ. Данным вопросом занимаются: Грушин Б. А., Коробейников В. С.. В университетах начинают создаваться отделы про проведению социологических исследований, а также службы социологии.
Но уже в 60 годах положительные изменения, происходящие тогда в развитии социологии в связи с выходом в свет книги Ю.А. Левады « Лекции по социологии» были прерваны. Результатом этой кампании явилась травля многих известных социологов, фактический разгром Института конкретных социальных исследований, оголтелая критика буржуазной социологии, которой, якобы, подвержены советские социологи. Началась эпоха застоя не только в экономике, но и культуре, духовной жизни общества.
В 70-80-е годы социальные исследования, проводимые тогда в стране, не стояли на месте и требовали своего дальнейшего продолжения, которые в принципе и проводились, но под жестоким контролем со стороны партийных органов, а сведения, полученные в ходе исследований не доводились до общественности.
Однако, несмотря на это, исследования проводились в разных областях, социологи имели международные связи, участвовали в международных конгрессах. Но результаты социологических исследований значительно обесценивались в силу того обстоятельства, что их необходимо было подводить под расхожие идеологические идеи.
Последний этап отечественной социологии относится к 80 годам. Реформы, происходящие тогда в стране благотворно влияли на развитие социологической мысли. Доказательством этому является не присутствие идеологии, масштабный анализ общественного мнения, создание системы образования, выпуск новой учебной литературы. Но все же история сказывается на дальнейшем развитие социологии в силу отсутствия опытных кадров и теоретических разработок [6, с. 287].
Таблица 3.
Характеристика отечественной социологии
Период развития социологии |
Положительные изменения, происходящие в социологии |
1910-1950 гг. |
|
1960-1970 гг. |
|
1980-1999 гг. |
|
Глава 2. Основные идеи современной социологии
2.1. Модели социальной системы
Социология современного типа характеризуется схемами, на основании которых строятся различные теории. Каждая из них отличается тем как авторы формируют положение дел в обществе в тот или иной период.
2.1.1.«Социальные факторы».К первой модели можно отнести концепцию «социальных факторов» Э.Дюркгейма, сущность которой такова, что она выделяет два фактора, а именно социальную структуру и социальный институт. Также здесь формулируются анализ функциональный и сам социальный конфликт.
2.1.2.«Органицизм Спенсера».Теория об обществе как о живом организме Спенсера является сподвижником идеи Р. Мертона о структурном функционализме. Суть данной теории в том, что общество является взаимосвязанной системой частей, каждая из которых наделена определенной функцией, служащей для потребительского удовлетворения желаний общества. При этом выделяют контрольный механизм, созданный для обеспечения комплексной работы всей системы в целом. Весь социальный контроль в обществе держится на страхе. Данное чувство поддерживается государством.
Недостатком социального функционализма является отсутствие исторического подхода к изучению общества. Также можно добавить, что в ней присутствует ориентация на стабильность, в то время как в обществе постоянно и периодически происходят социальные конфликты.
2.1.3.«Теория социального конфликта».Отсюда исходит и теория социального конфликта, идея которой основана на идеях Маркса, определяющего конфликт как конфликт между рабочими и капиталистами. У них нет ничего общего, у них разные взгляды, в результате чего образуется конфликт, приводящий к революциям.
Профессоры, занимающиеся конфликтами полагают, что конфликты, главным образом, это результаты политических споров, а именно борьбы за власть. Все общество построено таким образом, что сила одной группы
противостоит против другой. У различных социальных групп в обществе различные интересы, когда люди осознают общие интересы, они объединяются в общественные классы [профсоюзы, партии и т.д.]. Конфликты обостряются, если власть сосредоточена в одних руках и нет механизма ее распределения.
Многие конфликтологи считают, что конфликт является нормальным явлением, не было бы конфликтов не было бы и развития, то есть в ней присутствует своя функциональность. При этом, они подчеркивают, что конфликты подвластны управлению.
2.1.4.«Социальные дефиниции».Следующая концепция это концепция «социальных дефиниций», в основе которой учения М. Вебера. Здесь социальное явление рассматривается как метод понятия обществом факторов ее окружающих. Поведение людей основано на их восприятии социального окружения. Здесь существуют следующие теоретические направления: символические интеракционализм, феноменология, этнометодология. Наиболее видными представителями данной школы являются Т. Парсонс, Г. Мед, Г. Гарфинкель.
2.1.5.«Социальное поведение».Концепция, опираемая на психологическую направленность, а именно концепция «социального поведения» выражается в теории социального обмена [Д. Хоманс]. Сущность данной теории заключается в том, что поведение людей зависит от внешних факторов, от того какое социальное поведение они выбирают определяется отношение общества к ним.
2.1.6.«Психология детерменизма».Психиатр З. Фрейд явился, а точнее его учения послужили основой концепции «психологического детерменизма». Главным конфликтом здесь является конфликт между индивидом и обществом.
Парадигма «психологического детерменизма» возникла на основе учения автрийского психиатра З.Фрейда [1856 – 1939]. Социальная реальность в ней рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества.
В советском же государстве данная идея известна под марксисткой концепцией «социального детерменизма». Главным здесь является то, что структуры, которые существуют во взаимосвязи образуют некий социальный процесс. Исходя из того, что все большую ведущую роль занимали экономические факторы в жизни общества, это дало почву для обозначения данной теории как экономической [7, с. 387].
Таким образом, в зависимости от той или иной концепции общество как социальная система претерпевала те или иные изменения, которые влияли на развитие общества в дальнейшем, на ее социальную направленность и идеи ученых, занимающиеся социологическими исследованиями [табл.4]
Таблица 4.
Социальные изменения, происходящие на современном этапе развития социологии
Классификационный признак |
Формы социальных изменений |
В зависимости от механизма |
Эволюционные, революционные |
По типу социальных связей |
Структурные, функциональные, процессуальные, мотивационные |
По направленности |
Однонаправленные, циклические |
По сферам общественной жизни |
Социально-культурные, социально-экономические, индустриально-технологические, научно-технические, социально- политические |
2.2. Положения
о системах Т.Парсонса и Н.
Теория Парсонса предполагает структурно-функциональный подход к изучению процессов. Согласно его теории любая система основана на законе самосохранения как для собственной защиты, так и для своего развития.
Любая система является открытой, которая должна выполнять следующие четыре функции:
1)А- адаптации: это одно из четырех Функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить;
2)G – целеполагания: - смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно-идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно-реальном результате деятельности (целереализации) ;