Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты социальной работы с семьей 5
1.1 Понятие семьи 5
1.2 Функции и типы семей 6
2 Сущность и содержание работы социального работника с семьей 9
2.1 Составляющие социальной работы с семьей 10
2.2 Проблемы в современной семье 13
3 Диагностика семьи (на примере семьи, имеющей инвалида) 15
3.1 Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов 15
3.2 Особенности организации социальной реабилитации инвалидов и их семей 20
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.  
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

 

2.1 Составляющие  социальной работы с семьей

Социальная работа с семьей состоит из:

1. Социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально  функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз;  формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и  др.   
В настоящее время в России сложились  четыре основных формы  социальной защиты семей, имеющих детей:

-  Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

-  Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям  и детям;

-  Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно  практические конференции и конгрессы;

- Федеральные, региональные  целевые  и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие.

2. Социальная поддержка семьи предполагает  формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д.  Она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог – педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи  предполагает меры  предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае  смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

- сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

- предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

- содействие в открытии предприятий семейного типа;

- профессиональная ориентация детей и подростков;

- выплата пособий по временной не занятости;

- консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

- оказание помощи в кадровом обеспечении;

- социально - психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие  подсобного хозяйства.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их  нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих  услуг  могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи – это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

- многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые, семьи несовершеннолетних родителей;

- малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;

- семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, с педагогической несостоятельностью родителей и жестким обращением с детьми;

- семьи, имеющие в составе лиц, ведущих аморальный криминогенный образ жизни, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы.

 

2.2 Проблемы в современной семье

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.  
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1.  Социально - экономические проблемы.К этой группе можно отнести проблемы, связанные с  уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи),  удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и  молодых семей, государственной системы материальной помощи.

2. Социально – бытовые проблемы. По смысловому содержанию сходны с социально – экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением  семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи и т.д.

3. Социально –  психологические проблемы. Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера  и далее –  брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных  ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

4. Проблемы стабильности современной семьи. Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально – типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально – психологическая характеристика.

5. Проблемы семейного воспитания. В данной группе проблем могут рассматриваться состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально – психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

6. Проблемы семей  группы риска. Факторы, обуславливающие социальный  риск, могут иметь социально – экономический, медико-санитарный, социально – демографический, социально – психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев.

Итак, современная российская семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к насущной потребности профессионального вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института – семьи.

 

3 Диагностика семьи (на примере семьи, имеющей инвалида)

3.1 Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов

Социальная диагностика - анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования и развития. Основывается на ряде принципов: объективность, причинность, многофакторная обусловленность и т.д. Различают два вида социальной диагностики - общую и частную. Результатом первой является проблемное поле диагностируемого объекта, т.е. - схема выявляемых в нем проблем. В этой схеме выделяются по степени важности и причинно-следственной зависимости ключевые проблемы, проблемы-следствия, а также стартовая проблема, решение которой признается в данных условиях первоочередным. Частная социальная диагностика проводится аналогичным образом для стартовой проблемы. Наибольшее развитие социальная диагностика получила в практике управленческого консультирования. Она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации с целью оценки ее «болевых точек», к которым относятся организационные противоречия (по «горизонтали» и «вертикали» внутри организации, в отношениях с внешней средой - отраслью, городом и т.д.), трудности (помехи, нехватки), неопределенности в целях, связях, нормах и др. Среди методов социальной диагностики чаще используют позиционный анализ, означающий выявление различий в целях, интересах, представлениях о ситуации различных групп, их приверженности разным точкам зрения как о положении дел в организации, так и в отношении друг друга. Социальная диагностика является подготовительным этапом поиска путей и средств для решения социальных проблем.

Объектом диагностики социального работника могут быть: инвалид в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом.

Содержание диагностической деятельности:

1. Проведение информационно-целевого анализа документов. В том числе соответствие нормам (СНиП), (ВСН).

2. Проведение анализа состояния инвалида. Способность инвалида к самообслуживанию, т.е. способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

Социальный работник входит в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушает доверие, располагает к себе всех членов семьи, завоевывает доверие инвалида.

Методом наблюдения и беседы с социальным окружением семьи (соседи, друзья, родственники) социальный работник выявляет позитивные и негативные стороны семьи. Определяет социальные проблемы семьи. Выявляет условия жизни семьи. Первостепенное значение имеет то, как семья встречает эту проблему: предпочитает оставаться в стороне, в ожидании окончания стресса или сама непосредственно участвует в развитии событий. Иными словами: характер отношений в семье (социально-психологический статус семьи), те ценности, знания и умения, которыми она владеет (социально-культурный статус), наличие необходимых благ, в том числе материальных (социально-экономический статус), а также активность в решении возникших проблем (ситуационно-ролевой статус) обусловливают адаптивные способности семьи, возможности для самореализации инвалида (труд, отдых), какую помощь необходимо оказать.

Изучает личностные особенности взрослых и инвалида; социально-бытовые условия семьи: микросоциум, т.е. непосредственное социальное окружение (соседи, друзья, родители, родственники), посещающие семью выявляются позитивные и негативные влияния.

Предметом изучения могут быть условия жизни семьи (обследование дома). Жилищные условия - какая квартира, достаточно ли жилой площади, количество человек, проживающих на данной жилой площади, предметное окружение, проведение санитарно-гигиенического состояния. Проверка соблюдения режима питания.

Взаимоотношения между членами семьи. Социальный работник наблюдает формы ответных реакций (молчат, ссорятся, ведут себя агрессивно), отношения между поколениями в семье, принимают ли участие в процессе реабилитации инвалида.

Прошлое семьи (генетический фонд, наследственность, особенности членов семьи).

Оценивает реабилитационную активность семьи как высокую, среднюю или низкую.

Социальный работник ведет дневник. В дневнике социальный работник фиксирует:

Информация о работе Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов