Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты социальной работы с семьей 5
1.1 Понятие семьи 5
1.2 Функции и типы семей 6
2 Сущность и содержание работы социального работника с семьей 9
2.1 Составляющие социальной работы с семьей 10
2.2 Проблемы в современной семье 13
3 Диагностика семьи (на примере семьи, имеющей инвалида) 15
3.1 Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов 15
3.2 Особенности организации социальной реабилитации инвалидов и их семей 20
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

1. Материальное положение семьи.

Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежного и имущественного обеспечения, для его определения необходимо несколько количественных и качественных критериев:

- уровень доходов семьи;

- ее жилищные условия;

- предметное окружение;

- социально-демографические характеристики ее членов;

- социально-экономический статус семьи.

2. Психологический климат.

Он представляет собой эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношение друг к другу, к другим людям. К работе, к окружающим событиям.

В качестве показателей, состояния психологического климата семьи выделяют следующее:

- степень эмоционального комфорта;

- уровень тревожности;

- степень взаимопонимания, уважения, поддержки, сопереживания и взаимовлияния;

- место проведения досуга (в семье или вне ее);

- открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

3. Социо-культурное состояние. Определяя общую культуру семьи. Необходимо учитывать уровень образования взрослых членов семьи, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

4. Отношение к инвалиду в семье.

Социальному работнику рекомендуется вести записи всех выявленных фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий.

Диагностическая работа социального работника с семьей имеющей инвалида строится поэтапно.

1 Этап. На основании сигнала  о возникших проблемах в семье: социальный работник производит  первичную оценку ситуации: есть  ли необходимость вмешиваться  в дела семьи?

2 Этап. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: (поликлинику, соседей, школу, коллег по работе, аптеке и т.д.) - если в этом есть необходимость.

3 Этап. Обобщает подлинные данные, дает им оценку.

4 Этап. Ознакомительная беседа с инвалидом. Такую встречу наедине желательно организовать в учреждении, где посредствам наводящих вопросов выясняют некоторые детали, связанные с отношением к инвалиду в семье. Ознакомительная беседа с членами семьи.

Социальный работник ставит диагноз, как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность инвалида отвечать на вопросы, т.е. общаться; уклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании об инвалидности и т.д.

Создание доверительных отношений с инвалидом требует наличия у социального работника наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках инвалида.

5 Этап. Первая встреча социального работника с проблемной семьей. Ее следует организовать за пределами проживания семьи (желательно провести сначала встречу с инвалидом наедине). Лучше назначить членам семьи и инвалиду встречу в учреждении. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора.

В начале беседы следует представиться. Затем социальный работник формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией семьи, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психического напряжения рекомендуется использовать такой прием, как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с перерывом в 10 минут. В ходе этой встречи необходимо добиться от семьи признания, что у семьи действительно есть проблема.

В результате первой встречи с семьей социальный работник должен получить ответы на следующие вопросы:

* Какие именно характеристики семьи внушают надежду ее качественных изменений в лучшую сторону?

* Какие жизненно важные качества отсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно в процессе работы?

6 Этап. Обобщается собранная информация с выводами. Формулируются проблемы семьи, имеющей инвалида.

7 Этап. Анализ возможностей решения проблем своих и чужих. Для этого следует ответить на вопросы:

Может ли он сам оказать помощь данной семье?

Если нет, то, к каким специалистам необходимо направить членов семьи с инвалидом?

Насколько семья нуждается в помощи?

Каков характер этой помощи?

В диагностической работе с семьей также используются методы, такие как: наблюдение, опрос (анкетирование, интервью, тестирование, беседа).

Некоторые условия успешной диагностической работы социального работника:

Социальный работник должен войти в семью не нарушив ее внутренней жизни.

Он должен внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи, завоевать сердце инвалида, что довольно сложно сделать.

 

3.2 Особенности организации социальной реабилитации инвалидов и их семей

Организационный инструментарий социальной работы - набор средств, находящихся в распоряжении социальных работников:

- система денежной помощи, включающая в себя постоянные, временные, единовременные и целевые пособия нетрудоспособным людям, иммигрантам и беженцам,

- система натуральной помощи:

- система помощи в виде услуг, в том числе медицинских;

- организация социальных заведений;

- психологические консультации и тренинги;

- курсы обучения и переквалификации (в основном для иммигрантов).

Эффективное использование этих средств возможно лишь при наличии соответствующей организационной структуры. В процессе проектирования службы социальной работы может быть реализована, например, следующая модель:

- подразделение службы, непосредственно занимающееся социальной работой: штат "социальных опекунов", персонал служб психологической помощи, трудоустройства и т.д.;

- служба сбора информации о нуждающихся в социальной помощи и оценки эффективности такой помощи;

- служба управления, выполняющая функции принятия общих решений, распределения кадровых и материальных ресурсов, и т.п. Важным элементом организации социальной реабилитации является программа социальной помощи. В ней определяются объект социальной работы, ее задачи на различных этапах, средства и процедуры деятельности. Программа должна соответствовать требованиям направленности (детальное определение объектов и задач), продуктивности, инструментальности (указание класса средств решения задач), технологичности организованности (указание ролевой структуры) и компетентности (наличие схемы принятия и реализации решений), установление связей с другими учреждениями, специалистами.

Цель организационного этапа: определить исполнителей программы, их функций. Социальный работник организует свою деятельность совместно с различными социальными службами, организациями, учреждениями.

Исполнителем программы является - социальный работник.

Задачи социального работника:

- Выявление семей, нуждающихся в социальной помощи (материальной поддержке);

- Оказание психологической поддержки;

- Проведение консультаций по самореализации;

- Обеспечение координации деятельности государственных и общественных объединений для решения проблем семей, имеющих инвалидов.

- Оказание правовой защиты;

- Организация социально-медицинской помощи и защиты;

- Организация социально-досуговой деятельности.

Функции социального работника при работе с семьями, имеющими инвалидов очень разнообразные и зависят от структуры возникших проблем:

- Диагностическая – изучение особенностей семей с инвалидами и степени влияния микросферы.

- Прогностическая – моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи.

- Организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение членов семьи).

- Правозащитная – поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий.

- Предупредительно-профилактическая: профилактика девиантного поведения.

- Социально-бытовая: оказание нуждающимся семьям материальной помощи.

- Организаторская: обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и духовного творчества для семей.

В работе с семьями, имеющими инвалидов, наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника, как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента.

Другие соисполнители программы:

- законодательные и исполнительные власти города;

- органы здравоохранения;

- общественные организации;

- социальные работники;

- юристы;

- благотворительные организации;

- коммерческие организации;

- коммерческие организации (в качестве спонсоров).

Совместно со службой социальной помощи населению ведется работа по выявлению семей, имеющих инвалидов и оказанию им содействия и поддержки. Социальные службы оказывают различные виды помощи семье: проводят семейные консультации. Организуют службы знакомств, осуществляющих различные виды семейного просвещения и самообразования, открывают сексологические кабинеты и т.д.

Совместно со службой социально-бытовой помощи предоставляют услуги семьям, которые в силу болезни не могут ухаживать за инвалидами.

В содружестве со службой семейного досуга организуются семейные экскурсии, создание центров семейного досуга, клубов.

В ходе разработки программы с семьей социальный работник формулирует цели и задачи своей работы, определяя принципы.

Неправильная ориентация социальной работы может быть причиной постановки нереалистических целей, выбора неэффективных технологий, методик. Поэтому анализ социальной действительности и выбор стратегий, адекватных объективному положению дел, имеют прямое отношение к содержанию и организации социальной работы.

 

Заключение

Подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

Семья – основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми.

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству.

Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.  
Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой.

Современная российская семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к насущной потребности профессионального вмешательства социального работника, для поддержания функционирования главного общественного института – семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Информация о работе Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов