Соотношение природного и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Социальная жизнь или социальная действительность - это взаимодействующие люди, функционирующие в системе экономики, политики, государственных и иных учреждениях и организаций, в рамках социальных групп, общностей и т.д. Для того, чтобы понять первоосновы социальной жизни, ее связи и взаимодействия, необходимо познакомиться прежде с ее реальным носителем – человеком.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3
2.Роль природных факторов в формировании социальной жизни…………….5
3. Социальная жизнь…………………………………………………………….10
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3

2.Роль природных факторов  в формировании социальной жизни…………….5

3. Социальная жизнь…………………………………………………………….10

4. Культура и ее влияние  на общественное развитие…………………………21

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Социальная жизнь или  социальная действительность - это взаимодействующие люди, функционирующие в системе экономики, политики, государственных и иных учреждениях и организаций, в рамках социальных групп, общностей и т.д. Для того, чтобы понять первоосновы социальной жизни, ее связи и взаимодействия, необходимо познакомиться прежде с ее реальным носителем – человеком.

        Человек - есть сложное и противоречивое явление, не поддающееся однозначной характеристике. С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически связанный с другими явлениями природы. С другой стороны, человек - активный творец исторического процесса, развития материального производства, духовной культуры. Он - исходный элемент социальной жизни, субъект, взаимодействующий, осуществляющий свои поступки, ориентируясь на определенные ценности, принятые в социуме (обществе) нормы. Характер его жизнедеятельности во многом зависит от положения в системе взаимосвязанных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение природного и социального в человеке.

Биологическую природу человек  наследовал от животного мира. А  биологическая природа от каждого  животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло  свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для  чего рождается, приходит в мир, индивид  животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы  продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного  не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь  человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое  для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье  родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей  иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с  детьми, не испытают счастья от счастья  детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец  биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что  после завершения биологического цикла  развития и обеспечения воспроизводства  потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив  яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка  паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения  смысла его жизни.

Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может  ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический  цикл своего развития и воспроизвести  потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими  только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как  биологического вида. Люди и живут  обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Кроме гарантий сохранения рода человеческого  общество сверх этого даёт каждому  своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так  только в обществе новорождённый  биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком. Здесь же необходимо сказать, что  социальная природа человека диктует  ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования  на благо общества, других людей.

 

  1. Роль природных факторов в формировании социальной жизни.

Изучение человеческих обществ  начинается с изучения основных условий, которые определяют их функционирование, их "жизнь". Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.

При анализе основ социальной жизни следует подвергнуть анализу  особенности биологии человека как  социального субъекта, создающих  биологические возможности человеческого  труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка. Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и использовать руки в процессе труда.

Важную роль в социальной деятельности играет такой орган  человека как рука с противопоставленным  большим  пальцем.  Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой  деятельности. Сюда же следует отнести  и взгляд,  направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок, гортани и губ,  способствующий  развитию речи.  Человеческий  мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики  и интеллекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной  и материальной  культуры  и ее дальнейшего развития.  Мозг  ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижнетеменная, височная и лобная области коры  головного мозга  связаны с речевой и трудовой деятельностью человека,  с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность. К специфическим биологическим свойствам человека относится длительная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и полового  созревания.  Социальный опыт,  интеллектуальные  достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует внегенетической передачи нравственных  ценностей,  идеалов,  знаний  и навыков,  накопленных предыдущими поколениями людей.

Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой  опыт". Оно не потеряло своего значения и в наше время, несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "машинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования, культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить  к ней новые  поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.

При утверждении огромного  значения биологической основы деятельности человека не следует абсолютизировать некоторые устойчивые различия в особенностях организмов, являющиеся основой деления человечества на расы, и якобы предопределяющие социальные роли и статусы индивидов. Представители антропологических школ, исходя из расовых различий, пытались обосновать деление людей на высшие, руководящие расы, и низшие, призванные служить первым. Они утверждали, что общественное положение людей соответствует их биологическим качествам и что оно есть результат естественного отбора среди биологически неравноценных людей. Эти взгляды были опровергнуты эмпирическими исследованиями. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

Проанализируем различные  аспекты влияния географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует  отметить, что есть определенный минимум  природно-географических условий, который  необходим для успешного развития человека. За рамками этого минимума социальная жизнь не возможна или носит определенный характер, как бы замерев на некотором этапе своего развития. Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в  степи или в субтропиках). Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий  для  поддержания  жизни. Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни. Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы развития экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий. Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа.

На этапе первоначального  развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные  с условиями  его  проживания.  Народам  тропиков, например, незнакомы многие обычаи и обряды, характерные для народов умеренного пояса и связанные с сезонными циклами работ.  На Руси же издавно  жил цикл обрядовых праздников: весенних, летних,  осенних, зимних.

Находит отражение географическая среда и в самосознании народов  в виде представления о "родной земле". Некоторые ее элементы либо в виде зрительных образов (береза у русских, тополь у украинцев, дуб у англичан, лавр у испанцев, сакура у японцев и т.п.), либо в сочетании с топонимикой (реки Волга у русских, Днепр у украинцев, гора Фурзи у японцев и т.п.) становятся своего рода символами национальной принадлежности. О влиянии географической среды на самосознание народов свидетельствуют и названия самих народов. Например, береговые чукчи называют себя "ан калын" - "морские жители", а одна из групп селькупов, другого малого северного народа -"леинкум", т.е. "таежные люди".

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана).

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей  "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между географической средой  и процессами  социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности,  развитие  на этой основе науки и техники,  культурный  обмен  между  народами  создают определенную независимость человека от географической среды.  Однако социальная деятельность  человека  должна  гармонично  вписываться в природно-географическую среду. Она  не должна  нарушать  ее основных экосвязей.

 

 

  1. Социальная жизнь.

            В социологии сложилось два основных подхода к анализу общества как особой категории. Сторонники первого подхода ("социальный атомизм") полагают, что общество - это совокупность отдельных индивидов и взаимодействие между ними. Г. Зиммель полагал, что "взаимодействие частей" - это то, что мы называем обществом. П.Сорокин пришел к выводу, что "общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих индивидов, существует. Представители другого направления в социологии ("универсализм") в противовес попыткам суммирования отдельных людей, полагают, что общество есть некая объективная реальность, которая не исчерпывается совокупностью входящих в ее состав индивидов. Э.Дюркгейм придерживался мнения о том, что общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную особыми свойствами. В. Соловьев подчеркивал, что "человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет свою собственную жизнь и организацию".

Вторая точка зрения преобладает  в социологии. Общество не мыслимо без деятельности людей, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности. В процессе этого взаимодействия  люди оказывают систематическое воздействие на других  индивидов,  формируют новое целостное образование - общество. Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы,  семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут  взаимно  перегруппировываться,  одни  и  те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен.  Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе  с тем  в обществе существуют одновременно различные формы  социальной  деятельности и поведения, между которыми возможен выбор.

Информация о работе Соотношение природного и социального в человеке