Соотношение природного и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Социальная жизнь или социальная действительность - это взаимодействующие люди, функционирующие в системе экономики, политики, государственных и иных учреждениях и организаций, в рамках социальных групп, общностей и т.д. Для того, чтобы понять первоосновы социальной жизни, ее связи и взаимодействия, необходимо познакомиться прежде с ее реальным носителем – человеком.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Соотношение природного и социального в человеке………………………..3
2.Роль природных факторов в формировании социальной жизни…………….5
3. Социальная жизнь…………………………………………………………….10
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

В социологии сложилась определенная типология обществ. Исследователями выделяется традиционное общество. Им является общество с аграрным  укладом,  с малоподвижными  структурами  и основанном на традиции способом  регулирования отношений между людьми.  Для него характерны крайне низкие темпы развития производства,  которые могли удовлетворить потребности лишь на минимальном уровне, большая невосприимчивость к нововведениям, обусловленная особенностями его функционирования. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Перечисленные социальные образования, освященные традицией, считаются незыблемыми, отрицается даже мысль об их возможном преобразовании. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляли любое проявление свободы личности, являющееся необходимым условием творческого процесса в обществе.

Любая цивилизация характеризуется  не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой.  Ей  присущи определенная  философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом,  основу  которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе. Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона. Некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание распространение. Так к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.

В сфере производственно-экономических  отношений -это достигнутый уровень развития техники и технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рынка.

В политической сфере в  общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере  общим достоянием всех народов являются великие достижения науки, искусства, культуры, а также общечеловеческие моральные ценности.

Социальная жизнь формируется  сложным комплексом сил, в котором  природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе условия, созданных природой, проявляет себя сложное взаимодействие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни. Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей. Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальную группу, участвовать в совместной деятельности. Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость может быть сложной, опосредованной. Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации  общества,  состояния  нравов.  Имеют место зависимости между различными общностями  людей  (между городскими и сельскими жителями, студентами и работающими и т.д.).

Социальная связь всегда налична, осуществляема, реально ориентирована на социальный субъект (индивид, социальную группу, социальную общность и т.д.). Основными структурными элементами социальной связи являются:

1) субъекты связи (их  может быть двое или тысячи  людей);

2) предмет связи (т.е.  по поводу чего осуществляется  связь);

3) механизм сознательного  регулирования взаимоотношений  между субъектами или "правила  игры".

Социальные связи могут  быть устойчивыми или случайными, непосредственными или опосредованными, носить формальный или неформальный характер, быть постоянными или спорадическими. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальная связь выступает прежде всего в виде социального контакта. Тип кратковременных, легко прерываемых социальных связей, вызываемых соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве, называется социальным контактом.  В процессе контакта осуществляется взаимное оценивание индивидами друг друга, селекция и переход к более сложным и устойчивым  социальным  взаимосвязям.         Социальные контакты предшествуют всякому социальному действию. Среди них выделяются пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена. Пространственный контакт - первоначальное и необходимое звено социальных связей. Зная, где находятся люди и сколько их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей, исходя из своих потребностей и интересов. Контакты заинтересованности. Почему вы выделяете из людей того человека или другого? Этот человек вам может быть интересен потому, что обладает определенными ценностями или чертами, соответствующими вашим потребностям (у него, например, интересная внешность, обладает информацией, нужной вам). Контакт заинтересованности может прерваться в зависимости от многих факторов, но прежде всего:

1) от степени взаимности  интересов;

2) силы интереса личности;

3) окружающей обстановки. Например, красивая девушка может  привлечь к себе внимание молодого человека, но может оказаться безразличной предпринимателю, интересующемуся, в основном, развитию собственного дела, или профессору, отыскивающему научные таланты.

Социальная связь есть не что иное как зависимость, которая реализуется через социальное действие и выступает в форме социального взаимодействия. Рассмотрим более подробно такие элементы  социальной жизни как социальное действие и взаимодействие.

Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно  приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взамодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого, какой вариант действия следует избрать.

Выделяются два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество  подразумевает  взаимосвязанные  действия  индивидов, направленные  на  достижение  общих  целей,  с обоюдной  выгодой для взаимодействующих  сторон.  Взаимодействие  на основе  соперничества включает в себя попытки  отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Если на основе сотрудничества возникают чувства благодарности, потребности в общении, желание уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, злобы. Понимание социального действия невозможно без изучения механизма его совершенствования. В его основе лежит мотив - внутренне побуждение, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностями. Проблема потребностей, рассматриваемая в аспекте о побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в деле управления, воспитания, стимулирования труда. Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо необходимом для жизни. Потребность является источником деятельности и первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимулирования. Потребности человека многообразны. Их сложно классифицировать. Общепризнанно, что одна из лучших классификаций потребностей принадлежит А.Маслоу, американскому социологу и социальному психологу.

Он выделил пять видов  потребностей:

1) физиологические - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

2) потребности безопасности  и качестве жизни - стабильности  условий своего существования,  уверенности в завтрашнем дне,  личной безопасности;

3) социальные потребности  - в привязанностях, принадлежности  к коллективу, общении, заботе  о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой  деятельности;

4) потребности престижа - в уважении со стороны "значимых  других", служебном росте, статусе,  признании, высокой оценке;

5) потребности самореализации, творческого самовыражения и  т.д.

А.Маслоу убедительно показал, что неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы человека - свободу, любовь, ощущение общности, уважение и т.д., голод может служить достаточно эффективным средством манипулирования людьми. Отсюда следует, что нельзя недооценивать роль физиологических и материальных потребностей. Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора подвергается критике, за попытку предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая. В реальных действиях человека результируются несколько потребностей: их иерархия определяется как культурой общества, так и конкретной личностной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, культурой, типом личности. Становление системы потребностей современного человека - процесс длительный. В ходе этой эволюции через несколько этапов происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, присущих дикарю, к целостной многомерной системе потребностей нашего современника. Личность все чаще и чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой. Потребности тесно связаны с интересами. Ни одно социальное действие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Соответствующий данной потребности мотив актуализируется и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности. Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение  предметов,  ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения.

Итак, социальный объект в  соединении с актуализированным  мотивом вызывает интерес. Постепенное  развитие интереса ведет к появлению  у субъекта цели в отношении конкретных социальных объектов. Появление цели означает осознание им ситуации и  возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее  приводит к формированию социальной установки, означающей предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленных ценностными ориентациями.

Ценности - объекты разного  рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

В социологии ценности рассматриваются  как имеющие исторически конкретный характер и как вечные универсальные  ценности.

В систему ценностей социального  субъекта могут входить различные  ценности:

1) смысложизненные (представления о добре, зле, благе, счастье);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, качество продуктов и т.д.);

б) демократические (свобода  слова, партий);

в) общественного признания (трудолюбие, квалификация, социальное положение);

г) межличностного общения (честность, бескорыстность, доброжелательность, любовь и др.);

д) личного развития (чувство  собственного достоинства, стремление к образованию, свобода творчества и самореализации и др.);

3) партикулярные:

а) традиционные ( любовь и привязанность к "малой Родине", семье, уважение к власти);

             Во всех сферах жизни общества  мы можем наблюдать постоянные  изменения, например, изменения в социальной структуре, социальных взаимосвязях, культуре, коллективном поведении. Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост благосостояния, рост образовательного уровня и т.д. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо исчезают элементы до сих пор существовавших отношений, то мы говорим эта система подвергается изменениям.

Социальное изменение  может определить и как изменение  способа организации общества. Изменение  социальной организации является всеобщим явлением, хотя оно и происходит различными темпами. Например, модернизация, которая в каждой  стране имеет  свои  особенности. Под модернизацией здесь понимается сложная совокупность перемен, происходящих почти в каждой части общества в процессе его индустриализации. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Некоторые из этих областей меняются раньше других, но все они в той или иной мере подвержены изменениям.

Под социальным развитием  в социологии понимаются изменения, приводящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Здесь имеются в виду эмпирически доказанные факты изменений, вызывающие постоянное обогащение и дифференциацию структуры организации отношений между людьми, постоянное обогащение культурных систем, обогащение науки, техники, институтов, расширение возможностей удовлетворения личных и общественных потребностей.

Если развитие, происходящее в некоторой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то мы говорим, что развитие есть прогресс. Если изменения, происходящие в некоторой системе, приводят к  исчезновению и обеднению ее составных  элементов или существующих между  ними отношений, то система подвергается регрессу. В современной социологии вместо термина прогресс все больше пользуются понятием "изменение". Как считают многие ученые термин "прогресс" выражает ценностное мнение. Прогресс означает изменение в желательном  направлении.

Термин же "прогресс" предлагает оставить для определения  степени достижения принятого идеала.

Социальный идеал - это  модель совершенного состояния общества, представление о совершенных  общественных отношениях. Идеал задает конечные цели деятельности, определяет ближайшие цели и средства их осуществления. Будучи ценностным ориентиром он выполняет тем самым регулятивную функцию, которая состоит в упорядочении и поддержании относительной стабильности и динамичности общественных отношений, в соответствии с образом желаемой и совершенной действительности как высшей цели. Чаще всего во время относительно стабильного развития общества, идеал регулирует деятельность людей и общественные отношения не непосредственно, а опосредованно, через систему существующих норм, выступая системным принципом их иерархии.

Идеал, как ценностный ориентир и критерий оценки действительности, как регулятор общественных отношений, является воспитывающей  силой. Наряду с принципами и убеждениями он выступает компонентом  мировоззрения, оказывает влияние на формирование жизненной позиции человека, смысла его жизни. Социальный идеал вдохновляет людей на изменение социальной системы, становится важным компонентом социальных движений.

Другая крайность практического  мышления - отказ или недооценка идеала, видение только сиюминутных интересов, умение схватить интересы ныне функционирующих институтов, учреждений, социальных групп без анализа и оценки перспектив их развития, данных в идеале. И та, и другая крайности ведут к одному и тому же результату – волюнтаризму и субъективизму на практике, к отказу от стороннего анализа объективных тенденций развития интересов и потребностей общества в целом, его отдельных групп. Традиционный взгляд, сложившийся в нашем обществоведении, сводился к тому, что существовал лишь один подлинный коммунистический идеал, в основе которого лежит строгая теория научного развития. Все остальные идеалы считались утопическими. Как социальный идеал в современных условиях выступает новый тип цивилизации, призванный спасти человечество; обеспечить гармонию с природой, социальную справедливость, равноправие во всех сферах человеческой жизни.

Информация о работе Соотношение природного и социального в человеке