Состояние института семьи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:46, реферат

Краткое описание

Социология семьи рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей - семьи. Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.
Вышесказанное и является актуальностью данной работы.
Далее в работе мы рассмотрим типы и функции семьи, её развитие и современное состояние.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе ……………………………………………………………… 5
Типы брачно-семейных отношений …………………. 6
Функции семьи ………………………………………... 9
Глава 2. Развитие института семьи на современном этапе ……….. 13
2.1. Изменение функций в нуклеарной семье ……………. 13
2.2. Современное состояние семьи в РФ………………….. 16
Заключение…………………………………………………………… 24
Список использованных источников и литературы ………………. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Осн. часть.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

Феномен многообразия моделей семьи и зарубежными, и отечественными исследователями связывается с глубокими социальными изменениями, имеющими глобальные и национальные характеристики и выражающимися в смене ценностных парадигм. Традиционная парадигма, доминировавшая после Второй мировой войны, заменяется инновационной парадигмой, личностно ориентированной, децентралистской, направляющей на саморазвитие и автономию личности в вопросах выбора стратегии поведения. Естественно, это изменение сводить к ценностно-нормативному произволу, аномии было бы крайне необоснованно. Речь идет о замене жестко регулирующей роли традиции, внешнего авторитета, института ответственностью и возможностями рациональности личности в определении целей, ориентиров, идеалов своей жизни. Вариативность, плюрализм типов семей отражает повсеместно происходящий процесс размывания стандартной системы семейно-брачных поведенческих норм, содержания семейных ролей, но вместе с тем индивид приучается самостоятельно выбирать для себя рамки бытия, выработанные культурой, отделять ценное, выработанное и проверенное культурой от имитации, поддельного, в конечном счете разрушительного.

Вместе с тем применительно к тематике кризиса семьи очевидна перспективность сближения различных подходов, прежде всего ценностного и институционального. Возможности в этом направлении подсказывает история социологии в России. Имеется в виду позиция П. Сорокина, который еще в 1916 г. писал о семье (как общественном установлении), которая «переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока в общих чертах». На основе статистического материала он показал, что союз мужа и жены, союз родителей и детей и союз родственников и свойственников ослабевает. Ослабление супружеской связи демонстрируют растущий процент разводов, уменьшение числа браков, рост внебрачного союза, проституции, падение рождаемости детей, освобождение женщин из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, все более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством. Падение неограниченной родительской власти над детьми делает их равноправными с отцами личностями. Все эти институциональные изменения связываются им со степенью плотности населения, развитием крупных городов и промышленных центров, ростом свободы личности, фактом эмансипации женщин, падением старых религиозных верований. «Семья, - пишет он, - как бы тает и рассасывается, распадаясь на части, теряя одну за другой свои связи и свои функции...». Но этот процесс есть и освобождение «личности из пеленок семейного права» и будущая семья, по его мнению, склеится свободным соглашением, вызванным «действительной любовью симпатией и взаимным уважением одних к другим».

Этот ценностный аспект кризиса семьи осмысливался им позднее в контексте трактовки кризиса культуры западного общества, характерной чертой которой являются своеобразный перекос творческой деятельности в пользу Правды и Красоты - открытий, изобретений, творчества в области эмпирических наук и мирской красоты, искусств, и отставание сферы Добра, регресс в моральном отношении. Новое здание принципиально иной культуры, в его терминологии идейной или идеалистической (интегральной), еще не построено и человечество как бы зависло в этом переходном, промежуточном состоянии, чреватом войнами, революциями, мятежами, преступлениями, моральной анархией. Причем, под явлением культуры он понимал «нематериальный компонент» «смысла» (как идея, ценность, моральная норма), положенный на физический и/или жизненный компоненты. В работе «Моя философия – интегрализм» он констатировал подтверждение своего диагноза-прогноза. В рамках столетий старой культуры человек оставался мягко говоря неизменным, таким же «эгоистичным и в такой же степени подвластным биологическим силам «борьбы за существование»,8 секса, погони за наслаждениями, материальными ценностями». Нарушение равновесия в высшем триединстве величайших ценностей (Правды, Красоты, Добра) привело к «взрыву индивидуального и группового индивидуализма, а также к усилению и ужесточению межличностных и межгрупповых конфликтов», кровавым катастрофам XX в.

Выход он видел в увеличении производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству (добра), только так можно остановить моральную деградацию человека до уровня «усложненного человеческого животного, оправдывающего с помощью напыщенных идеологий наихудшие из своих действий», человека, потерянного «в дебрях дезинтегрированного чувственного мира и общества». Вместе с тем он признавал, что об этой любви мы знаем мало и в качестве ее проявлений и указаний на нее называл следующее: любовь - это сердце и душа свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей, это сильное противоядие против тенденций преступности, патологии самоубийств, против ненависти, страха, психоневрозов, она продлевает жизнь, животворит физическое, духовное и нравственное здоровье; дети, лишенные любви, имеют тенденцию к моральному и социальному уродству. И сравнивая различные группы людей, в том числе дружеские, религиозные, касты и т.д., он отдавал предпочтение в производстве любви семье как особой организации, в которой только и могут новые поколения людей воспринимать в процессе детского воспитания дух любви, ее особую атмосферу взаимности, бескорыстности, жертвенности и потом уже во взрослом возрасте искать и стремиться воспроизвести этот дух.9

В идеях П. Сорокина выражено современное понимание семьи как величайшей культурной ценности. В наши дни общекультурное значение представляет вопрос, как связать индивидуализм, вменяемый обыденной жизнью, с первоначальной для человека ценностью межиндивидуального единения, индивидуализм и коммунитарность. И здесь, вероятно, предстоит огромная моральная работа во всех сферах жизни, но, возможно, в сфере семейных отношений она окажется наиболее важной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья - это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере - творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека.

Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Семья - это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности.

Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект, и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Семейный кодекс Российской Федерации.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 2010.
  3. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. - 2006. - № 1-2.
  4. Медкова М.В. Семьи "звезд" шоу-бизнеса // Социол. исслед. - 2002. - №1.
  5. Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления.- Нижний Новгород, 2012.
  6. Сорокин П. Моя философия - интегрализм // Социол. исслед. - 1992. -№2.
  7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2005.
  8. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. - М., 2003.

 

 

 

 

1 Семейный кодекс Российской Федерации – Раздел 2, глава 3, ст.12,13,14.

2 Медкова М.В. Семьи "звезд" шоу-бизнеса // Социол. исслед. 2002. № 1. - С. 131

3 Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2003. - С. 14

 

4 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М. 2010. С. 105-108.

5 Там же С. 94.

6 Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 2006. № 1-2. С.30-40.

7 Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2012. С. 74.

8 Сорокин П. Моя философия - интегрализм // Социол. исслед. 1992. № 2. - С. 135.

9 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2005. С. 148-149.

 

 


Информация о работе Состояние института семьи в современной России