Социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 01:32, реферат

Краткое описание

Личность изучается разными науками, в том числе социологией. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого социологического анализа.
Анализ механизма социализации личности, социальной деятельности и поведения личности особенно актуален в условиях социальной неопределенности в России. Важно их исследование для поиска новых оснований для стратификации, форм общественного конфликта и анализа особенностей интеграции личности в современные общества.

Содержание

Введение

1. Личность как социальный тип. Этапы социализации

2. Особенности социализации личности в период реформирования общества

3. Девиация как социальное явление, ее виды. Социальная норма и социальный контроль. Причины появления и закономерности распространения девиации

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

Социология

на тему:

«Социализации личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдала студентка группы 120А

Мельникова Д.В.

Проверила: Цветкова С. Г.

 

 

 

 

 

Москва.

2013г

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Личность как социальный  тип. Этапы социализации

 

2. Особенности социализации  личности в период реформирования  общества

 

3. Девиация как социальное  явление, ее виды. Социальная норма  и социальный контроль. Причины  появления и закономерности распространения девиации

 

Заключение

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Личность изучается  разными науками, в том числе  социологией. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого  поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого социологического анализа.

Анализ механизма социализации личности, социальной деятельности и  поведения личности особенно актуален в условиях социальной неопределенности в России. Важно их исследование для поиска новых оснований для стратификации, форм общественного конфликта и анализа особенностей интеграции личности в современные общества.

Необходимость изучения личности в системе социальных связей и отношений, обуславливает то, что  историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности составляет единый и основной путь ее изучения. Представления о роли личности в системе социальных отношений неразрывно связаны с пониманием самой сущности личности. Различия во взглядах чаше всего отражали разное понимание соотношения биологических и социальных начал, определяющих содержание и структуру личности, и разный вес социальных и субъективно-индивидуальных факторов, определяющих поведение личности.

Цель работы – раскрыть содержание понятия "социализация" и охарактеризовать социальную деятельность и поведение личности. Среди использованной литературы отметим работу Г.М. Андреевой "Социальная психология". Задачи работы:

1. Рассмотреть социализацию  личности как процесс;

2. Исследовать девиацию как социальное явление;

3. Исследовать понятие  социального контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Личность  как социальный тип. Этапы социализации

 

Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом  соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.

Социальная общность индивидов - субъект социальной деятельности. Социальная деятельность - деятельность социальных субъектов, направленная на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Цель - достижение социальной справедливости в отношении доступа различных социальных общностей к общественному богатству.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе.

Личность как объект социальных отношений рассматривается  в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация охватывает все процессы приобщения человека к  культуре, обучению и воспитанию, с  помощью которых он приобретает  социальную природу и способность  участвовать в жизни общества.

Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации:

Первый - младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе - общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе "социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия". Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.

Второй - детство (от 3 до 6-7 лет). Здесь  основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, "примеривает" на себя различные социальные роли - мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие.

Третий этап охватывает период от 6--7 до 13--14 лет. В рамках этого этапа  происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто продолжает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13--14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других - в 23-25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.

В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся - учреждений образования и резко возрастающее - социальной микросреды, товарищеского окружения.

Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20--25 до 35--40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из "объекта" в "субъект" социализации.

Шестой этап связан с возрастным периодом от 35--40 до 55--65 лет, т.е. от времени  пика зрелости до выхода на "заслуженный  отдых" пенсионерского бытия. Некоторые  ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.

Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.

На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его  оценивание, что может приводить  к последствиям двоякого порядка: имеет  место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации.

Механизмы социального становления  личности обычно делят на группы с  учетом того, кто выступает субъектом  их использования – сам индивид  или его окружение.

К первой группе относятся механизмы  социализации, опирающиеся на самого индивида, включенного в деятельность. Сюда можно отнести подражание, идентификацию, симпатию, увлечение, творчество, преобразование и т.п.

Ко второй группе относятся механизмы  социализации, используемые окружением индивида с целью оказания влияния  на него: убеждение, внушение, различные механизмы социального воздействия (приказ, принуждение) и т.д..

 

 

 

2. Особенности социализации  личности в период реформирования  общества

 

Быстрые темпы радикальных перемен  в жизни современных народов, усиление вероятностных и стохастических тенденций в социальном бытии населения Земли делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенно актуализируют процессы выживания человечества; в связи, с чем на первый план выходит проблема социализации молодежи, главного богатства любого общества.

Появление новых и радикальное  изменение традиционных каналов  социализации подрастающих поколений  в российском обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

В последние десятилетия в современной  России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения.

В условиях современной  России, наблюдается постоянно сокращающаяся численность молодежи, которая ставит перед российскими институтами власти другое проблемы, связанные с замещением существующих рабочих мест необходимыми работниками, в связи, с чем на ближайшие три десятилетия будет ускоренными темпами осуществляться иммиграция в РФ, со всеми связанными с этим комплексными социально-культурными проблемами, в том числе и социокультурной адаптацией иммигрантов в условиях обостряющихся этмоциональных отношений российской молодежи к иммигрантам.

В настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям.

Таким образом, из всего  вышесказанного можно сделать генеральный вывод, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

 

 

 

3. Девиация  как социальное явление, ее  виды. Социальная норма и социальный  контроль. Причины появления и  закономерности распространения  девиации

 

Девиация - девиантное поведение - социальное поведение, отклоняющееся  от принятого, социально приемлемого в определённом обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство ит.д.). Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но самим обществом определяются как девиантные или на них "наклеивается ярлык" девиантных.

Определение действия как  девиантного предполагает наличие  в обществе некоторого нормативного консенсуса - фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное  общество не обладает культурным единством  и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие м. нормой и девиацией становится неопределённым, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, "наклеивает ярлык" девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения.

Информация о работе Социализации личности