Социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 01:32, реферат

Краткое описание

Личность изучается разными науками, в том числе социологией. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого социологического анализа.
Анализ механизма социализации личности, социальной деятельности и поведения личности особенно актуален в условиях социальной неопределенности в России. Важно их исследование для поиска новых оснований для стратификации, форм общественного конфликта и анализа особенностей интеграции личности в современные общества.

Содержание

Введение

1. Личность как социальный тип. Этапы социализации

2. Особенности социализации личности в период реформирования общества

3. Девиация как социальное явление, ее виды. Социальная норма и социальный контроль. Причины появления и закономерности распространения девиации

Заключение

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Социология изучает  девиации в связи с механизмами  социализации. Девиация является продуктом  определённых социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из "нормальных" ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и "девиантная карьера", которые ведут к социальной изоляции, ещё более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности.

Девиация - девиантное поведение - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определённом обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство ит.д.). Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но самим обществом определяются как девиантные или на них "наклеивается ярлык" девиантных.

Определение действия как  девиантного предполагает наличие  в обществе некоторого нормативного консенсуса - фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие м. нормой и девиацией становится неопределённым, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, "наклеивает ярлык" девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения.

В социологии девиантного  поведения выделяются несколько  направлений, объясняющих причины  возникновения отклоняющегося поведения. Так, Роберт Мертон причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения.

Второе направление  сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

Еще одно направление  в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.

Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести нередко  без возможности какого-либо реального выбора и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации "новых" и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем,- этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе.

В современной отечественной  социологии, несомненно, интерес представляет позиция Я.И.Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство.

В целом, социальные ценности и нормы являются инструментами социального регулирования в обществе, промежуточным звеном, которое связывает поведение индивида и наиболее важные социальные институты.

Поэтому социальная норма  определяет границу допустимого  поведения индивида, социальной группы или организации, которая исторически сложилась в данном конкретном обществе. Наиболее важной характеристикой любой нормы является ее полезность, обязательность и фактическая реализация в поведении людей.

Привычка – установленный  способ поведения, который не вызывает негативной реакции социальной группы. Они возникают на основе привычек, закрепляются традициями, в одних случаях признаются терпимыми, в других – как уважительные. У каждого человека есть свои определенные привычки, положительные из них принимаются и одобряются всей социальной группой.

Важным элементом социальных норм является санкция, с помощью  которой обеспечивается реализация правил поведения. Санкция - стимулирование желательного поведение и прекращение  нежелательного для обеспечения  внутренней сплоченности и непрерывности общественной жизни.

Система санкций, отражая  развитие социальной реальности, не является законсервированной схемой жестко фиксированных  мер и средств социальной регуляции. Наоборот, санкции обеспечивают конкретизацию  поведения на определенном этапе исторического развития общества. От них зависит социальный порядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

На настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой. Различия идут, например, в плоскости — имеет ли личность неизменяемую сущность или напротив сущность личности менять можно.

Социализация - это процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых  для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Характеризуя социально-психологическую  природу процесса социализации личности, необходимо отметить, что любое "вхождение", затем "врастание" в новую среду  ближайшего окружения есть непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди совместно преодолевают трудности и, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008

2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология  молодежи. – М.: Социум, 2010

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2010

4. Психология личности. Тексты. М., 2010

5. Смелзер Н. Социология. М., 2010

 


Информация о работе Социализации личности